На конференции в Российской академии образования (РАО) Ярославский педагогический университет имени Ушинского (ЯГПУ) представил результаты исследования способности вузовских первокурсников к эффективному освоению образовательных программ. Выяснилось, что сегодня мало кто из них может воспринимать и качественно конспектировать лекционный материал.
У нового поколения молодых людей, по мнению исследователей, обезличенное обращение лектора к аудитории блокирует внимание. Директор Института педагогики и психологии ЯГПУ Ирина Тарханова считает, что ситуация требует изменения формы подачи материала в сторону большей персонализации. Однако вузовское сообщество в ходе конференции и в кулуарах выразило несогласие с таким предложением. Большинство университетских преподавателей ставит лекционный формат во главу угла, а потерю внимания у первокурсников в основном относит к недоработкам средней школы.
Организаторы школьного образования со второй половины прошлого века имеют на вооружении идеи американца Эдгара Дейла. В частности его «Пирамиду обучения», представленную в 1946 году. В ней схематично представлена иерархия методов подачи информации в зависимости от степени их эффективности. Лекционный материал, по оценке Дейла, усваивается хуже всего. В головах у слушателей оседает лишь 5% информации. Чуть более действенный способ – чтение (коэффициент полезного действия 10%). Далее – аудиовизуализация, то есть сочетание зрительного и слухового восприятия (20%). Затем демонстрация наглядного примера, групповое обсуждение и практика конкретной работы. Самая эффективная форма, лежащая в основании пирамиды – усвоение информации через обучение других (усваивается 90% информации).
Для многих педагогов пирамида Дейла стала главным ориентиром в поиске новых образовательных форматов. Классно-урочная система позволяет экспериментировать – сегодня в арсенале инновационных школ есть такие форматы, как, например, урок взаимоконтроля, урок сказка, урок психодрама, урок имитационного моделирования и так далее.
Все они, как правило, задействуют приёмы, затрагивающие слои из основания пирамиды Дейла, как наиболее продуктивные. Почему же вузовская система остаётся более консервативной и именно лекцию считает основой образовательного процесса?
На конференции РАО оппоненты Ирины Тархановой обращали внимание на разделение понятий «информации» и «знаний». Переход от первого ко второму возможен лишь через систематизацию и осмысление. Эдгар Дейл, возможно, прав, когда заявляет, что на лекции усваивается 5% полученной информации, но если лекция проведена успешно, слушатель проходит важный порог систематизации и осмысления главного. Недостающую информацию он потом легко почерпнет из учебников или на практических занятиях.
Провести слушателя через этот порог осмысления – задача, безусловно, более серьёзная, чем банальная подача структурированной информации. Не случайно российский хирург и педагог Николай Пирогов в своём понимании лекторского мастерства не признавал компромиссов:
«Лекция должна читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым научным материалом или обладает особым даром слова»
Как известно, выдающиеся мастера в той или иной сфере человеческой деятельности вряд ли появятся там, где эта сфера не получила широкого и глубокого развития. Другими словами, образцовый лектор скорее раскроет свои таланты в учебном заведении, где уже работает какое-то количество хороших лекторов, а не там, где подобный формат не в почете.
Сторонники лекционной формы не отвергают идею персонализации образования, но у российской вузовской системы уже существует негативный опыт преувеличенного внимания к ней. Речь идёт о провальном проекте «5-100», когда идеологи отечественного образования пытались резко повысить международные рейтинги нескольких вузов в основном с помощью сокращения численности студенческих групп. Соотношение студентов и преподавателей там доходило до 4 к 1, и это не помогло.
Невозможно к каждому студенту приставить индивидуального лектора того высочайшего уровня, о котором говорил Пирогов. Тем более что для настоящих профессионалов многочисленная студенческая аудитория помехой не является.