Издательство "Бюллетень кинопрокатчика" опубликовало список самых кассовых фильмов российского проката за 1-ю половину 2024-го года. Список пусть и достаточно предсказуемый, но крайне любопытный при ближайшем рассмотрении. Давайте разбираться, так ли всё радужно у, казалось бы, очевидных кассовых хитов.
Внимание! Теперь основной канал находится в Telegram, переходите по ссылке, если интересно. https://t.me/Kino_Andrey
Теневой прокат.
Прежде всего стоит отметить, что в десятку попал пиратский релиз — "Головоломка 2". Касса её считалась по короткометражкам с предсеансным обслуживанием, итог составил 520 млн руб. Однако невозможно учесть все показы мультфильма, ведь некоторые кинотеатры уже давно не стесняются и ставят пиратский контент в штатное расписание. Поэтому реальные сборы "Головоломки" будут побольше. При официальном же релизе с маркетингом мультфильм, учитывая его успех в мире, заработал бы под 2 миллиарда. А то и больше.
Ремарка! Я не имею образования экономиста и не обладаю доступом к коммерческой тайне. Всегда могут существовать различные контракты, сделки и договоры, благодаря которым фильмы окупаются ещё на этапе производства. Но могут быть и факторы, создающие обратный эффект. Поэтому далее представлена аналитика информации из открытых источников. Как оно всё на самом деле — простым смертным знать не дано.
Кто гарантированно остался в плюсе.
Из 9-и самых кассовых российских фильмов полугодия безоговорочно успешными стали... Лишь 3. Это "Холоп 2" (768 млн бюджета, 3,8 млрд сборов), "Лёд 3" (500 млн бюджета, 1,8 млрд сборов) и "Бременские музыканты" (1,2 млрд бюджета, 3 млрд сборов). Причём прибыль последнего проекта с учётом затрат на рекламу вряд ли получилась такой уж большой.
Поясню: в РФ (как и во многих странах) действует система, по которой кинотеатры забирают себе 50% от сборов фильма. Т.е. создатели "Холопа 2" положили себе в карман не 3,8 млрд рублей, а всего 1,9. Вычитаем сумму в 768 млн руб (куда, если верить источникам, входят 500 млн бюджета и 268 млн затрат на маркетинг) и получаем итоговый 1 млрд с небольшим. Сюда также можно добавить какую-то прибыль от релиза в интернет-кинотеатрах, однако её размер мы вряд ли когда-нибудь узнаем. В общем, "Холоп 2" действительно окупился с лихвой.
Но, например, у "Бременских музыкантов" всё немного не так. Проект обошёлся во внушительные 1,2 млрд руб, а собрал 3. Таким образом, создатели получают 1,5 млрд, что, с учётом неизвестных затрат на маркетинг, ставит фильм на порог окупаемости. Ведь прибыль в 300 млн руб вполне может быть сопоставима с рекламным бюджетом проекта. Однако не стоит забывать, что "Музыканты" получили аж 700 млн руб от "Фонда Кино" на безвозвратной основе ("Холоп 2" тоже получал деньги от государства, но с условием возврата). Поэтому студии, вложившиеся в ремейк мюзикла, вполне неплохо заработали: 800 млн руб чистой прибыли с учётом заработка со стриминга легко компенсируют любой маркетинг и обогатят продюсеров. Такие вот сложные схемы.
Кто оказался на грани окупаемости.
Начнём со скандального проекта "Мастер и Маргарита". При солидном бюджете в 1,2 млрд руб фильм собрал чуть больше 2,3 млрд. Половиним, держим в уме маркетинговые затраты (а пиар у фильма был бешеный) — и получаем провал. Для выхода в 0 картина как будто бы не добрала миллионов 300-400. Однако здесь вступает в игру безвозвратная поддержка "Фонда Кино". В сети есть много информации о её размере: мелькают цифры от 100 до 600 млн руб. Путаница неудивительна, ведь фильм снимали и переснимали много лет с разными режиссёрами. Поэтому, если вычесть их бюджета адекватные 400-500 млн, получится, что кинотеатральный прокат принёс создателям те самые миллионов 300-400. Минус маркетинг, плюс деньги с цифрового релиза — и вот проект примерно вышел в ноль или небольшой плюс. Точных цифр мы не знаем, однако в первом приближении картина вполне ясна.
Чуть похуже ситуация у "Сто лет тому вперёд" (об этом фильме я писал в отдельной статье). Итоговые сборы проекта составили 1,525 млрд рублей при бюджете в 900 млн. Выглядит как очевидный провал: фильму необходимо было собирать под 2 млрд, чтобы выходить в ноль. Тем не менее, здесь тоже вмешивается поддержка от "Фонда Кино" в размере аж 565 млн руб (в некоторых источниках — 500 млн). Но даже при таком раскладе сложно сказать, что создатели обогатились. Из 750 млн выручки вычтем 400 затрат на производство — и вот остаётся 350 млн, часть из которых ушла на маркетинг. Ну, плюс немного со стриминга. В итоге фильм не разорил продюсеров, но и не оправдал их ожиданий, что в данном случае фатально: на кону стояла новая киновселенная. Конечно, при дальнейшей поддержке государства сиквел вполне может появиться, однако станет ли "Фонд Кино" давать такие огромные суммы на продолжение не самого успешного проекта? За рубежом подобные вещи практикуются только при наличии каких-либо тёмных махинаций с продажей прав и налоговыми льготами, благодаря которым даже провальные фильмы со временем окупаются. Будем посмотреть.
Едва ли остался на плаву и "Летучий корабль". Из его немаленького бюджета в 750 млн руб 425 млн было выделено "Фондом Кино" на безвозвратной основе. Итоговые сборы проекта, тем не менее, всё равно выглядят не очень: 969 млн руб как раз могут вывести фильм в 0, если принять, что затраты на его рекламу не вылезли за рамки 150-200 млн руб. Справедливости ради, стоит отметить, что по прокату мощно ударили ужасные события в "Кpокусе", после которых все кинотеатры оказались закрыты на несколько дней. В честной борьбе "Летучий корабль" легко перевалил бы за 1 млрд сборов и вышел в небольшой плюс. Быть, может поэтому ему уже одобрили сиквел.
Кассовые провалы.
Начнём с проекта, с которым не всё до конца ясно. Военный артхаус "Воздух" при бюджете 450 млн руб собрал чуть более 500. В материалах о фильме повсеместно упоминается поддержка Минкульта и "Фонда Кино", однако информацию о её размере мне найти не удалось. Учитывая могучую рекламную кампанию "Воздуха" (о фильме кричали из каждого утюга), для окупаемости ему будто бы нужно быть полностью снятым на государственные деньги. Если же держать в уме вменяемые 200-250 млн и содействие в плане маркетинга, фильм по итогу выходит провальным. Пусть это не колоссальные потери, но тем не менее. И, пожалуй, это единственный представитель списка, за которого я ни капли не переживаю. Такое мерзкое и лживое кино просто обязано проваливаться.
Дальше — больше. 500-миллионный "Онегин" Сарика Андреасяна насобирал 880 млн руб. Его не финансировало государство, поэтому провал налицо. Опять же, нельзя назвать его фатальным: кино что-то получило со стриминга, однако с учётом маркетинга миллионов 150-250 на проекте студия точно потеряла. Карьера Андреасяна на этом, конечно, не закончится, но приятного мало.
И, наконец, главная катастрофа этой подборки. "Майор Гром: Игра" закончил прокат, так и не добравшись до 600 млн руб сборов. Бюджет картины до сих пор не раскрыт, однако можно попробовать поиграть в угадайку. Предыдущий фильм про Чумного Доктора стоил аж 640 млн руб, но это с учётом пересъёмок и в целом проблемного производства. "Игра" делалась без таких серьёзных бед, однако итоговый результат выглядит куда сложнее, дороже и масштабнее 1-й части. Добавим инфляцию, ударим в бубен — и навангуем бюджет нового "Майора Грома" в диапазоне 450-600 млн руб. Без учёта маркетинга, который всё-таки был. Т.е. фильм не собрал и половины необходимой для окупаемости суммы. Само собой, государство в проект не вкладывалось, поэтому все затраты взяли на себя "Баббл" и "Яндекс". Возможно, когда-нибудь они озвучат масштабы финансового провала картины, но это не точно. Точно лишь то, что в ближайшие годы Грома на большом экране можно не ждать. А жаль, ведь "Игра" — пусть и не шедевр, но крайне добротный и качественный фильм.
Итоги.
Что тут сказать? Ситуация удручающая: из 9-и самых кассовых российских фильмов 1-го полугодия 2024-го успешными стали лишь 3. Ещё 3, вероятно, вышли в 0, ну а последняя тройка, увы, принесла создателям убытки. Конечно, самый кассовый — это не всегда самый прибыльный. За полгода в кинотеатрах прошло немало фильмов с меньшими сборами, которые окупились в силу своих скромных бюджетов. Но это маленькое кино. А большое кино требует больших затрат. Увы и ах, российский зритель на данный момент не способен окупать такие проекты. Вернее, способен, но лишь в новогодние праздники — именно в этот период каждый год выходят ультимативно кассовые фильмы.
Как бы иронично ни звучало, но большое российское кино сейчас держится исключительно на государственной поддержке. Да, "Фонд Кино", который принято ругать, не даёт сдохнуть не только плохим, но и хорошим проектам. Только вдумайтесь: не будь безвозвратного финансирования, "Сто лет тому вперёд", "Летучий корабль" и "Мастер и Маргарита" стали бы гарантированными кассовыми провалами. В плюсе остались бы только "Холоп" и "Лёд", да "Музыканты" с кулёчком конфет. Частные компании могут снять блокбастер раз или два, но без мощного пиара, требующего либо государственной поддержки, либо огромных вложений, такие фильмы проваливаются. Даже если они хорошие, как получилось с двумя частями "Майора Грома", которые собрали примерно на уровне мерзкого "Воздуха". Как я уже писал в статье про "Сто лет тому вперёд", можно снимать кино и без бюджета. Шедевры за копейки существуют, однако индустрия не может и не должна существовать только в таком формате. Именно дорогие фильмы не дают ей остановиться и потухнуть.
Да, во многом виноваты бездарные сценаристы, режиссёры, коррупция, попилы и прочие неприятные вещи. Да, государство нередко пропихивает нам плохое кино. Но ведь довольно часто встречается и что-то хорошее, что-то, что ждёт нашей поддержки, но, увы, её не получает. И почему-то утверждение "русское кино -- г**но" с финансируемых государством проектов распространилось ещё и на независимые. Год за годом в прокате проваливаются достойные фильмы, бюджеты которых формируются из средств частных инвесторов. Происходит диссонанс: на проекты "Фонда кино" люди не идут из-за стереотипов, а про небольшие независимые зачастую никто просто не знает. Словом, нашему зрителю, избалованному либеральными идеями и ценностями, не угодишь.
Поэтому всех, кто дочитал статью до этого места, я хочу призвать почаще думать головой. Ввиду уменьшения количества зарубежных релизов, российское кино неизбежно будет эволюционировать. А вот в каком направлении — зависит только от нас. Я призываю поддерживать любопытные проекты, в том числе и независимые. Не бояться логотипа "Фонд Кино" как огня, а размышлять, основываясь на промо-материалах. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы распознать откровенную халтуру. Да и кто сейчас обеднеет от 300 рублей? Зато благодаря посильной лепте каждого киноделы поймут, что движутся в правильном направлении. Независимые проекты вылезут из ямы провалов и малобюджетной чернухи, а с господдержкой начнут снимать настоящие блокбастеры и строить киновселенные. Если мы будем это окупать не только в новогодние праздники, а постоянно. Во всём мире индустрия переживает не лучшие времена. Быть может, помешаем ей загнуться хотя бы внутри нашей страны?
Ну, вот как-то так. Согласны с моим мнением? Есть возражения? Нашли неточности в подсчётах? Пишите в комментариях!