"Подросток Савенко" стала моей первой прочитанной книгой у Эдуарда Лимонова, но точно не последней. Литературой я начал увлекаться где-то в восьмом классе, и мне кажется, что любой читающий человек рано или поздно сталкивается с именем Лимонова. Я слышал много разных отзывов о его самой популярной книге "Это я, Эдичка". Как человек, который обожает Буковски, я видел в Лимонове нашего ответа на "Хлеб с ветчиной". Однако тогда мне не удалось её прочитать, так как я покупал только бумажные версии книг, а электронные мне читать не нравилось. Я очень люблю, когда книги собираются на полках в единую картину, но бумажной версии этой книги в интернет-магазинах не было и нет до сих пор.
Со временем я понял, что в электронных книгах есть своя прелесть, и теперь я активный пользователь Bookmate. Недавно там вышло почти полное собрание сочинений Эдуарда Вениаминовича. Его книги я хотел прочитать давно, ведь Лимонов — один из самых интересных людей, живших на планете. Он — главный позор Дудя: перед тобой сидит последний живой классик русской литературы с невероятной биографией, а ты не спрашиваешь его о Харькове, Нью-Йорке, про знакомство с Сальвадором Дали, Лилей Брик, Энди Уорхолом, Сергеем Довлатовом, России 90-х и дружбе с Егором Летовым. Но нет, спрошу ка лучше деда, сосал ли он негру. Дудь реально болван. Ладно, слишком долгое вступление. О КНИГЕ:
"Подросток Савенко" — это книга, в которой Лимонов вспоминает своё отрочество в Харькове, когда он бродил по Салтовке с любовью в сердце и без денег в кармане. Этот роман понравится всем, кто когда-то был юн, вечно недоволен и постоянно на голяках. Однако это все сходства с главным героем, ведь детство Эди Бэби (кличка Эдуарда Савенко, главного героя романа) было совсем не радужным и крайне суровым. За 200 страниц романа он переживает то, что, наверное, мало кому приходилось. Это четвёртый роман Лимонова, изданный в 1983 году в Париже. В самом начале книги Эди Бэби с презрением наблюдает празднование 7 ноября на площади и "сплёвывает независимо". На протяжении всей книги он будет решать одну проблему — где достать денег, чтобы сводить свою любовь Светку на вечеринку. Родители денег ему не дадут, так как разочарованы в своём сыне: некогда настоящем книжном челе, вечном читателе учебников, а ныне малолетнем бандите с бритвой в кармане. В романе описываются два дня из жизни Эдуарда Савенко, в которые он ищет эти деньги. Обычные два дня, в которые Эди Бэби успеет выпить бесконечные литры алкоголя, подраться с обгашенными солдатами, попытаться ограбить магазин с последующей дефекацией и многое другое. Такой была жизнь ребят на Салтовке в 60-е.
«Салтовских ребят воспитать трудно, и девочек тоже. Многие ребята курят едва ли не с первого класса. Начинают пить они тоже в очень раннем возрасте. Обычно две трети салтовских ребят бросают школу в шестом или седьмом классе, и кто не идет на завод, просто болтается по улицам».
Эдуард Вениаминович ведет читателя по жесткому миру рабочих кварталов, настолько подробно их описывая, что в моей голове теперь Харьков 60-х выглядит как Бирмингем 30-х. Эди Бэби хочет стать королём преступного мира. Он, как люди XVIII века, готов за любое оскорбление или неправильный взгляд достать свою бритву и сразиться с каждым, кто посягнёт на его идеалы. Но книга не полностью состоит из шпаны. Главный герой, хоть и криминальный подросток, в прошлом был очень умным мальчиком с багажом энциклопедических знаний, особенно по истории, и начинающим поэтом. Поэтому он не только шатается по тёмным улицам, выпрашивая деньги у бесконечных Толиков, Гришек и Витек, но и ведёт умные разговоры со своей подругой-репатрианткой из Франции, обсуждает музыку с другом-стилягой Кадиком, читает свои стихи в конкурсе на главной площади города.
"Подросток Савенко" — это энциклопедия брутального советского отрочества на окраине большого города. Это отличная книга о том, куда приводят мечты и как жизнь иногда ставит подножки. И благодаря этому мы взрослеем и становимся теми, кто есть, пусть и не королями преступного мира.
P.S. Читая эту книгу, я не мог отделаться от схожести с сериалом "Слово пацана", наверное, из-за похожих тем и времени. Только этот роман лучше, потому что главный герой не пустое место с одной эмоцией на лице, а молодой поэт с бритвой в кармане. Быть бандитом, в отличие от гг "Слова пацана", Эди Бэби никто не навязывает — это исключительно его выбор. А любовная линия в "Слове пацана" — банальная "мама, я полюбила бандита", а в "Подростке Савенко" всё куда интереснее. Если вдруг в вашей жизни когда-нибудь встанет выбор: посмотреть "Слово пацана" или прочитать "Подростка Савенко" — выберите последнее. Получите то же самое, только лучше