Найти тему
ЭКСПЕРТ-УРАЛ

Российский рынок стройматериалов изучили через призму развития новых технологий в строительстве

Оглавление
Фото Павла Кобера
Фото Павла Кобера

Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ России предполагает ввод более 1 миллиарда квадратных метров жилья, в том числе 550 миллионов «квадратов» многоквартирников за период 2021 — 2030 годов. Каким образом реализуется эта стратегия — в исследовании АЦ «Эксперт»

Аналитики подготовили исследование рынка строительных материалов России через призму развития новых технологий в строительстве.

На динамику в строительной отрасли оказывают влияние такие факторы, как: предпочтения потребителей, развитие технологий, цены на стройматериалы и вектор импортозамещения.

В России отмечается положительная динамика в строительной отрасли. По данным Росстата, общий объем работ в сфере строительства в 2023 году превысил 15 триллионов рублей — на 14,7% больше показателя 2022 года, а в сопоставимых ценах — на 7,9%. В разрезе типов возводимых площадей за последние 20 лет преобладают жилые здания.

До 2021 года в общем объеме доля нежилых объектов в среднем составляла 32%. В 2022 — 2023 годах этот показатель снизился до 26%, что говорит о смещении строительной отрасли в сторону возведения жилых зданий.

Монолитная основа

С увеличением объемов жилищного строительства наблюдается изменение технологий возведения домов. Если в 2009 году кирпич являлся лидирующим материалом для стен — 43% жилых площадей облицовывались кирпичной кладкой, то десятилетие спустя доля таких строений не превышала 30%, а в 2023 году она была не больше 25%. Во многом это связано с удорожанием производства кирпича, который стал использоваться преимущественно в строительстве дорогого жилья.

С 2009 года отмечается увеличение доли строительства домов с использованием монолитной технологии. В 2023 году монолиты составляли уже 22% от всех зданий. Также набирают поп­улярность деревянные дома.

Для панельных домов все более актуальными становятся технологии индустриального строительства, что может поспособствовать приросту данного сегмента материалов для стен.

В этом году, по данным Единого ресурса застройщиков (ЕРЗ), по материалам стен преобладает монолитно-кирпичная технология (каркас делается из монолита, а стены — из кирпича). На этот сегмент приходится в среднем до 70% возводимых площадей.

Строительство по монолитно-кирпичной технологии лидирует в 57 регионах, а в 50 из них доля этого способа строительства превышает 50%. Полностью по этой технологии дома возводят в Мурманской и Магаданской областях, Ингушетии, ЛНР. Более 80% зданий по монолитно-кирпичной технологии строится в Крыму (87,3%), Иркутской (88,6%), Ростовской (88,3%), Астраханской (93,3%) и Тульской областях (94,1%), а также в Якутии (95,3%).

Второе место по популярности занимают панельные дома — до 12% жилых единиц. Технология наиболее востребована у застройщиков в шести регионах, где занимает более половины всего объема текущего строительства: Ненецкий автономный округ (100%), Республика Алтай (75,4%), ДНР (67,3%), Оренбургская (61,7%), Новгородская (57,7%) и Челябинская области (54,7%).

В 15,5% от общего объема площадей оценивается доля домов, построенных с использованием сборно-монолитных и сборных железобетонных каркасов. Однако монолитный железобетонный каркас по-прежнему занимает в пять раз большую долю — 73% площадей по России. Самые дорогие дома, построенные из кирпича и монолитного бетона, в совокупности покрывают около 15% площадей.

-2

Модульные дома

На фоне развития строительства отмечается появление новых технологий, упрощающих возведение зданий.

В отличие от индустриальных объектов, где есть два главных преимущества — сравнительная дешевизна и скорость возведения, жилые дома требуют иного подхода, что отражается на сроках. Тот же многоквартирник по монолитной технологии строится примерно полтора года, а панельный дом возводится всего за год.

-3

Несмотря на консервативность строительной отрасли, инновационные технологии находят все большее применение среди застройщиков. В последнее время набирает популярность возведение домов по префаб-технологии (Prefab — перенос части строительных процессов на производство). Если еще два-три года назад доля префаб-технологий была менее 1%, то к 2027 году, по прогнозам игроков рынка, она достигнет 25%.

Сейчас модульное домостроение — один из главных инновационных инструментов рынка и ключевое направление в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года. Отметим достоинство этой технологии. По данным исследований McKinsey&Company, применение префабрикаций ускоряет строительство на 30–50%.

Распространение этой технологии при возведении многоквартиников в основном преобладает в центральной части России. Так, общий коэффициент префабрикации в Москве и Московской области составляет 21,64%, тогда как в среднем по России он не превышает 6,1%. Среди застройщиков, применяющих префабрикацию, выделяются, в частности, ГК «Самолет», ПИК, «Брусника», ЛСР, ФСК и SetlGroup.

В России растет популярность заготовок по индивидуальным заказам в формате префабрикации с параллельным изготовлением нескольких конструкций по материалам заказчика (рабочие чертежи изделия, характеристики каркаса и бетона). Особенно такие префабрикации актуальны для решения нетиповых строительных задач по возведению ЖБИ-конструкций.

В последнее время набирает популярность возведение домов по префаб-технологии (Prefab —перенос части строительных процессов на производство). Если еще два-три года назад доля префаб-технологий была менее 1%, то к 2027 году, по прогнозам игроков рынка, она достигнет 25%.

Готовые конструкции домов наиболее востребованы в секторе индивидуального жилищного строительства (ИЖС), что влияет на увеличение спроса на домокомплекты. По данным опроса ДОМ.РФ, в 2023 году рынок домокомплектов относительно 2022 года вырос в 1,5 — 1,6 раза. На этом фоне дополнительно увеличить мощности готовы 70% опрошенных производителей домокомплектов. Прирост может составить 8,2 тысячи домокомплектов в год. Таким образом, в случае реализации планов производителей ежегодный выпуск конструкций увеличится на 35%.

В 2023 году наиболее востребованы были домокомплекты стоимостью около 3,2 млн рублей. Как правило, это одноэтажный дом с мансардой и с тремя-четырьмя комнатами. Средняя площадь такого дома — 111 квадратных метров.

Чаще всего покупатели приобретают домокомплекты с «теплым контуром» (38% продаж домокомплектов). В таком случае покупатель получает дом без отделки, а средняя стоимость материалов составляет 4,5 млн рублей. На домокомплекты с «холодным контуром» приходится 35% продаж — это только стены и кровля, без утепления, без окон и дверей. В среднем они стоят 3 млн рублей.

Менее востребованы домокомплекты с отделкой под ключ, куда сразу можно завозить мебель и жить. На них приходится 12% продаж. Такие готовые дома в среднем обходятся в 7,7 млн рублей.

Российская основа

Устойчивый спрос в строительстве сказался на ситуации на рынке стройматериалов. В 2023 году рынок вырос на 2,6%.

На постепенном росте производства строительных материалов также отражается закрытие европейских рынков. Согласно информации Минпромторга России, в 2024 году доля импорта в составе стройматериалов не превышает 4%.

По данным Минстроя РФ, доля импорта строительных материалов и оборудования варьируется в зависимости от типа объектов капитального строительства. Как видно из данных, импортные стройматериалы преобладают при возведении промышленных зданий (22,8%), на второй позиции — инженерные объекты (12,5%). Меньше всего зарубежные материалы используются при строительстве жилья — 4%.

В августе 2023 года глава Минстроя Ирек Файзуллин заявил, что 95% необходимых стройматериалов уже можно найти у отечественных производителей. Таким образом, как резюмировали в министерстве, строительная отрасль смогла справиться с зависимостью от импорта.

Рассмотрим ситуацию на рынке отдельных видов стройматериалов — бетона, теплоизоляции и материалов для благоустройства территории.

Рост популярности технологии префабрикации приводит к экстенсивному увеличению рынка железобетонных изделий за счет введения новых производственных линий и расширения ассортимента изделий. В то же время ввод в эксплуатацию новых цехов весьма затратен. В связи с этим наиболее простой способ продолжать конкурировать на рынке — представить новую продукцию.

Как отмечает Союз производителей бетона, на этом рынке специфические проблемы связаны с недоступностью импортных материалов и оборудования, но и они оперативно решаются благодаря внедрению качественных отечественных или азиатских аналогов. К примеру, практически все производители уже переориентировались на российские, а также корейские и китайские добавки в бетон. Тот же самый принцип применяется при закупке запасных частей и оборудования. Наиболее весомой проблемой остается отсутствие на рынке стройматериалов государственного контроля. Это ведет к росту объема фальсификата, применение которого представляет угрозу для жизни и здоровья людей.

В секторе ИЖС и малоэтажном строительстве преобладает применение силикатного блока, поскольку его использование позволяет сэкономить на строительстве. При возведении коттеджей из силикатного блока отпадает необходимость в армопоясе, колоннах и балках, а это существенно экономит средства и время. Идеальная геометрия позволяет обойтись без дополнительного оштукатуривания, а стены из силикатного блока являются несущими.

Теплоизоляция как неотъемлемый элемент при реконструкции и строительстве домов набирает популярность. В 2023 году объем рынка теплоизоляционных материалов, по разным оценкам, вырос на 13%, в денежном выражении это порядка 182 млрд рублей. В пятерку наиболее востребованных теплоизоляционных материалов входят каменная вата, стекловата, XPS, EPS и PIR. Экспертные оценки показывают, что тенденция к росту сохранится и в 2024 году: прогнозируемый рост объема рынка теплоизоляции составит 6% к концу текущего года.

Одним из наиболее востребованных материалов является минеральная вата, применяемая для огнезащиты конструкций, тепло- и звукоизоляции. Отдельным драйвером становится спрос на ИЖС и материалы для домокомплектов. На рынке минваты наблюдается дефицит материала, сезонный рост стоимости, проблемы с сырьем. Участники рынка также отмечают нехватки мощностей для удовлетворения выросшего спроса, отсутствие возможности замены утеплителя без специальных экспертиз и дополнительных финансовых вливаний в проекты.

В свою очередь, производители минеральной ваты испытывают давление со стороны поставщиков сырья, которые повышают стоимость продукции по причине подорожания энергоносителей и компонентов. Так, в мае 2023 года те же синтетические смолы подорожали на 30%, что привело к увеличению себестоимости минеральной изоляции.

Большой потенциал для роста наблюдается на рынке тротуарной плитки. Причем в последние годы продажи этого материала постоянно растут. Поскольку Россия переживает бум в строительстве, спрос на тротуарную плитку также растет: с ее помощью благоустраивают придомовые территории, тротуары, площадки перед коммерческими объектами, участки коттеджных поселков, пансионатов, других объектов. Проблемы с поставками плит из Европы начались в 2022 году. Ранее 90% материалов импортировались из Польши, Китая и Казахстана. Продукция премиум-класса поступала из Италии, Испании и Германии. После введения санкций быстро перенаправить импорт из других стран оказалось сложно. Как результат — на рынке образовался дефицит плитки, что привело к повышению цен.

Материалы пошли в рост

Рост цен отмечается на большинство стройматериалов. Так, с 2020 по 2023 год газобетонные блоки подорожали на 97%, плитка керамическая — на 81%, кирпич — на 77%, теплоизоляция — на 72%, арматура — на 70%.

Очередное повышение цен на стройматериалы эксперты Национального объединения строителей ожидают к концу 2024 года. Также они прогнозируют активное развитие сегмента ИЖС в России, а повышение спроса неизменно потянет за собой стоимость.

На повышение цен на стройматериалы влияют такие факторы, как: санкции, рост ключевой ставки (это приводит к увеличению ставок по ипотеке), рост цен на энергоносители, ужесточение кредитной политики и др.

На рынок стройматериалов влияет и внедрение зеленых технологий.

Сейчас в России действует добровольная профессиональная экомаркировка строительных и отделочных материалов EcoMaterial. По этому стандарту сертифицировано уже около пятидесяти производств, принадлежащих крупнейшим компаниям — производителям стройматериалов. В основу этого норматива помимо российского ГОСТ Р ISO 14024-2022 «Экологические маркировки и заявления. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры» заложены принципы международных стандартов сертификации недвижимости LEED, BREEAM и DGNB.

Кроме того, девелоперы все чаще задумываются о сертификации по зеленым стандартам. Поэтому на рынке появляются сертификаты — не только в столицах, но и в регионах.

Применение стройматериалов с экомаркировкой повышает рейтинг при сертификации объектов по стандартам зеленого строительства. Сама экомаркировка является эффективным инструментом для продвижения продукции на рынке B2C.

Многое решает покупатель

Директор по стратегии «Атомстройкомплекс-Промышленность» Алексей Кузнецов
Директор по стратегии «Атомстройкомплекс-Промышленность» Алексей Кузнецов

Объемы строительства зависят от возможности покупателей приобретать жилье, отмечает директор по стратегии «Атомстройкомплекс-Промышленность» Алексей Кузнецов

«Атомстройкомплекс-Промышленность» — это группа компаний по производству строительных материалов, которая входит в состав Холдинга Атомстройкомплекс. В группе компаний 15 производственных линий. Все производственные площадки расположены в Екатеринбурге и области. Продукция поставляется на собственные строительные площадки, другим застройщикам и в розничные сети.

Наибольшие сложности для нас представляют ограничения, связанные с поставками импортного оборудования и запасных частей к нему. Некоторые комплектующие можно купить через дружественные страны. А, например, гидравлика попала в список товаров двойного назначения, и с ней теперь значительно сложнее. У нас есть линии немецкого и итальянского производства, так вот эти производители оборудования вообще прекратили сотрудничество с Россией как в части техобслуживания производственных линий, так и в части продажи комплектующих. Приходится самим что-то выдумывать, менять европейские элементы на аналогичные российского и китайского производства. Еще у нас есть пример завода «SiMAT» — они перешли на российские красители для цветного силикатного кирпича.

«Атомстройкомплекс» применяет НЖБО (несъемную железобетонную опалубку) заводского изготовления (Завод «Берит») — технология филигран. В жилых домах мы технологию применяем как дополнительную, в строительстве же социальных объектов филигран очень эффективен, из него быстро строим садики, тем самым повышаем качество среды и доступность услуг. На данный момент на всех жилых домах, возводимых «Атомом», мы применяем лестнично-лифтовой узел заводского изготовления, что позволяет увеличить скорость и качество строительно-монтажных работ. Мы видим потенциал префабрикации для сложных навесных фасадов, несущих элементов конструкции и, например, готовых санузлов. Тренд берет начало в Центральной России и на Уральском регионе еще не перешел к массовому применению.

По нашим наблюдениям, от роста цен на строительные материалы снижение объемов строительства не происходит. Хотя есть отдельные случаи замены застройщиками заложенных в проект строительных материалов на более доступные. В основном наблюдается зависимость объема ввода объектов от возможности покупателей приобретать жилье, т. е. работают факторы доступности ипотечного кредитования и общей платежеспособности.

Если экологичность продукции не влечет за собой увеличения стоимости, то для девелопера, а также и покупателя, это один из критериев выбора. Если следует рост стоимости объекта, то экологичность проекта для покупателя — это далеко не основной фактор при выборе жилья.

Пока наблюдаем больший интерес к экологичности материалов в сегменте частного домостроения, что больше распространено в соседних регионах и центральной России.

Тренд на экологичность мы видим и применяем в текущих проектах. Вся наша продукция производится из экологически чистого сырья, в соответствии с ГОСТами, ТУ и сертификацией. На заводах есть собственные лаборатории, которые проводят испытания и контролируют качество входящего сырья и выпускаемой продукции.

Адаптация к условиям рынка

Руководитель отдела управления закупками «Железно» Александр Колотов
Руководитель отдела управления закупками «Железно» Александр Колотов

На ситуацию на рынке стройматериалов влияет увеличение объемов строительства и появление новых регионов, считает руководитель отдела управления закупками «Железно» Александр Колотов

На сегодня мы ведем строительство жилых многоквартирных домов в пяти регионах — Киров, Ижевск, Ульяновск, Екатеринбург и Пермь. В регионы мы зашли со своим продуктом — интересные и выверенные решения фасадов, МОП, планировок, МАФ. Стараемся найти подход к каждому клиенту — предложить различные решения. Также в регионах присутствия сформирован большой земельный банк.

С увеличением числа регионов и ростом объемов строительства выросла существенно и потребность в материалах, рынок также изменился.

Мы наблюдали серьезный дефицит материалов — к примеру, утеплителя, стоимость которого доходила до 20 тыс. за куб метр. Мы сделали выводы и стали некоторые материалы закупать заранее, на некоторые — подписывать долгосрочные контракты. Ранее неоднократно повторялась история по дефициту цемента — особенно это сказалось в Кирове, чуть меньше в Ижевске. В какой-то момент нельзя было заказать материалы, в состав которых входил цемент (раствор, бетон, ЖБИ).

Рост стоимости некоторых материалов мы связываем в том числе и с уходом зарубежных производителей. Из страны ушли производители сшитого полиэтилена, насосов, лифтов и т. д. При этом быстрое импортозамещение иногда сказывается на качестве и стоимости конечного продукта. Одним из способов минимизировать подобное подорожание для нас стали долгосрочные контакты с партнерами-поставщиками.

На сегодняшний день мы стараемся не допускать перебоев с поставками стройматериалов — всегда закупаемся заранее. Если на местном рынке намечается спад, то быстро переориентируемся на соседние регионы, рассматриваем варианты с доставкой. Все наши объекты были сданы вовремя — для нас это один из важнейших приоритетов, поэтому мы умеем адаптироваться и быстро находить решения.

Самым востребованным сегментом строительства сейчас является малоэтажное строительство — до 8 – 9 этажей. В итоге все зависит от доходов населения. ИЖС — это про удаленность от города и от важной социальной инфраструктуры, а малоэтажное может быть в черте города.

Авторы: Екатерина Игошина, Наталья Кузнецова