Наше «открытие Праги» началось со знакомства с районом Градчаны и, разумеется, с расположенной в нем одной из главных чешских национальных святынь – с Пражским градом. В переводе в российскую систему координат, Пражский град – это, своего рода, "аналог" Кремля, только, естественно, с абсолютно другой историей и архитектурой.
Возраст Пражского града – более тысячи лет. Первые укрепленные поселения на этой земле возникли в IX веке, а в XII веке был построен самый первый дворец. Менялись поколения, архитектурные стили, общественный строй и территориальная принадлежность Чехии, но главная функция Пражского града оставалась неизменной: он был резиденцией королей, императоров и президентов. Этот красивый и величественный комплекс сооружений выглядит как государство в государстве. Наиболее выигрышные его виды, естественно, с противоположного берега Влтавы.
Место, которой является отправной точкой знакомства с Пражским градом – осаждаемая туристами Градчанская площадь. Самое любимое туристами происходящее на ней действо – процедура смены караула. На мой взгляд, ничего в ней такого эксклюзивного нет, а вот посмотреть на то, как за ней наблюдают и на нее реагируют многочисленные туристы – вот это действительно шоу, местами на грани цирка.
Ворота, ведущие в первый двор Пражского града, называются Ворота гигантов, т. к. их украшают скульптуры борющихся гигантов. Гиганты (но, правда, ныне на воротах установлена их копия) – творение скульптора И. Платцера (XVII век).
Пройдя через арочные ворота, названные в честь императора Матиаша, попадаем во второй двор, где расположены билетные кассы (см. фото ниже) и где можно увидеть интересный Леопольдов (также носящий второе имя – Львиный) фонтан. Что касается цен на билеты, то они варьируются в зависимости от тех объектов, которые вы собираетесь посетить.
Комплексные билеты, когда мы там были, предлагались в двух видах. Первый вид – на посещение всех объектов Пражского града – стоил 350 чешских крон (или приблизительно 13,5 EUR) с человека. Второй вид билетов – на посещение наиболее популярных объектов – продавался по цене 250 чешских крон.
После сцены, увиденной нами в билетных кассах, я просто не могу не раскритиковать работников Пражского града за, мягко говоря, неудобнейший сервис. Не знаю, чья «светлая голова» додумалась сделать отдельные кассы для оплаты билетов наличными и для оплаты билетов банковскими картами. Во многих музеях мира наличные и безналичные продажи билетов осуществляются в одном и том же окне, и никто из кассиров от этого не умирает. Но только не в Пражском граде.
А теперь представьте себе такую картину: кассир, продающая билеты по банковским карточкам, закрыла окно (замечу – единственное!) и удалилась на длительный перерыв. А сменщицу, разумеется, никто не прислал. И люди, стоящие к ней в довольно немаленькой очереди, были вынуждены повторно (да-да, именно «с нуля»!) отстаивать очереди в обычные кассы. Хорошо, если у них при себе имелась достаточная сумма наличными. А если по каким-то причинам ее уже нет, и поэтому они не случайно хотели расплатиться за билеты карточками? Тогда им пришлось бы куда-то бежать до ближайшего банкомата, снова возвращаться и занимать очередь.
Также обращаю ваше внимание, что любителям фотосъемок придется дополнительно раскошелиться на покупку соответствующего разрешения. На момент нашего посещения «цена вопроса» составляла 50 крон. Фотографировать разрешается только без вспышки.
Другой главной достопримечательностью второго двора является часовня Святого Креста, сооруженная в XVIII веке. В часовне размещаются выставка национальных реликвий (в частности, воинское снаряжение Святого Вацлава) и, собственно, информационный центр для туристов.
Не ошибусь, если скажу, что все самое интересное для большинства туристов начинается с третьего двора – двора, где находится знаменитый собор Святого Вита. Его строительство длилось с XIV века по конец двадцатых годов XX столетия.
Первым архитектором собора был француз – Матье из Арраса. Далее его дело продолжили Петр Парлерж с тремя сыновьями, а в XIX-XX вв. – Йозеф Краннер, Йозеф Мокер и Камил Гилберт. Собору довелось пережить и гуситские войны, и колоссальный пожар, и разграбление протестантами, и обстрел прусской армии, и сильный удар молнии.
И внешний вид, и интерьер собора действительно впечатляют. По нему лучше бы походить несколько часов (а в идеале – прийти не один раз!), чтобы основательно рассмотреть хотя бы основные детали внутреннего убранства, но нас (хотя, возможно, мы просто попали в какой-то неудачный день) очень сильно напрягали дышавшие друг другу в затылок группы туристов. В некоторых местах собор напоминал вагон, едущий по Московскому метрополитену в час пик.
Перед главным алтарем собора находится внушительная по площади и помпезная с точки зрения украшений королевская усыпальница с обращающей на себя внимание решеткой и надгробием, спроектированным голландским скульптором А. Коллином.
Еще одна точка массового столпотворения туристов в соборе – надгробие почитаемого в Чехии «пятизвездного» святого Яна Непомуцкого. Напомню, что Ян Непомуцкий являлся викарием пражского архиепископства и исповедником королевы – супруги Вацлава IV. По легенде, он поплатился жизнью за то, что даже под жестокими пытками отказался выдать личную тайну королевы Вацлаву IV.
Таким образом, затор у надгробия Яна Непомуцкого возникает по трем причинам: первая – гиды в деталях рассказывают эту легенду, а также излагают более близкие к истине политические мотивы свершившейся казни, и вторая – осмотр деталей самого надгробия.
Посмотреть здесь действительно есть на что. На это надгробие ушло примерно две тонны чистого серебра, а при его украшении также использовались золото и платина. Даже не зная имени автора, интуитивно чувствуешь, что он непременно должен быть из Вены. Так и есть: надгробие создал в XVIII веке Фишер фон Эрлах.
В капелле Святой Анны можно увидеть серебряный Тревирский реликварий.
В капелле Святого Вацлава находится гробница этого чешского святого.
Особого упоминания заслуживают соборные витражи, датируемые XIX и XX веками. В создании этой красоты принимали участие около десятка выдающихся чешских художников, в том числе и знаменитый Альфонс Муха. На фото ниже я покажу вам спроектированный им витраж, который называется «Аллегория славянской нации».
Осматривая Пражский град, невозможно не обратить внимания на украшенную мозаикой арку возле центральной башни собора Святого Вита. Это так называемые Золотые ворота, в давние времена служившие главным входом в собор. На воротах – потрясающая по технике исполнения мозаика «Страшный суд», изготовленная венецианскими мастерами.
По сравнению с собором Святого Вита, в Старом Королевском дворце было немноголюдно, и мы смогли спокойно осмотреть его без напирающей толпы.
Наиболее сильное впечатление на меня произвел парадный Владиславовский зал с его необычными узорчатыми сводами. Здесь проводились церемонии коронации и даже…рыцарские турниры. Да-да, в старину в этот зал прямо на конях въезжали рыцари – по специальной соединенной с ним лестнице.
Стены дворца украшены многочисленными гербами:
Далее можно увидеть капеллу Всех Святых, в которой молились правившие страной монархи.
Во дворце также представлены старые книги с записями о сделках, договорах, судебных решениях – уникальный и можно сказать, бесценный архив документов.
Второе впечатляющее храмовое сооружение в Пражском граде – это базилика и монастырь Святого Георгия (или, по-чешски, Йиржи). Базилика была основана в X веке, но с тех пор многократно меняла облик и перестраивалась. В ней похоронены самая главная чешская святая – Людмила и ряд представителей династии Пршемысловичей. Две башни, стоящие на заднем плане, явно напоминают колокольни Италии.
В этом храме мы осматривали крипту XII века, где раньше хоронили аббатис этого монастыря.
Здесь же, в крипте, стоит жутчайшего вида статуя. Легенда о создании статуи в общих чертах такова. Жила-была некая девушка по имени Бригитта, которую любил некий скульптор. И скульптор поступил с ней примерно так же, как известный шекспировский герой с Дездемоной, т. е. убил из ревности и, как выяснилось впоследствии, убил ни за что.
В память о собственноручно убитой возлюбленной он изваял ее статую, запечатлев ее уже… в виде найденного в зарослях скелетированного трупа – вместе с лягушками, змеями и ящерицами. Вот такая, знаете ли, бывает любовь, историю о которой лучше не слушать на ночь глядя.
Так выглядят росписи в капелле Святой Людмилы:
А это уже приметы стиля барокко – капелла Яна Непомуцкого, о котором я вкратце рассказывала выше.
Переходим к самому популярному туристическому аттракциону – Златой улочке с яркими, прижавшимися друг к дружке, миниатюрными домиками.
Первоначально здесь жили чеканщики по золоту (отсюда, собственно, и название), ремесленники, алхимики (но эта версия, правда, опровергается). Позднее на ней обитала городская беднота, а в начале прошлого века ее облюбовала богема. После Второй Мировой войны улочка перестала быть «жилой». Сейчас в этих домиках открыты музейчики и различные лавочки – для облегчения кошельков туристической братии, покупающейся на волшебное слово «аутентичность».
И вновь встречаемся со скульптурной страшилкой, но это уже творение наших дней. Композицию «Фигура с черепом» создал Ян Рона в 1996 г. По одной версии, человек, придавленный огромным (по сравнению с его размерами) черепом, напоминает о неизбежности смерти. По другой – это своеобразный памятник тем, кто погиб от пыток и голода в расположенной по соседству башне-тюрьме Далиборке.
К сожалению, фотографии башен, находящихся на территории Пражского Града, у меня почему-то не сохранились. Но зато покажу вам прекрасные виды на Прагу, которые можно запечатлеть только здесь. Этот уходящий в бесконечность океан черепичных крыш, шпилей и куполов просто не может не приводить в восхищение.
Отсюда же отлично просматривается и знаменитая "сталактитовая" стена Вальдштейнского сада – одного из старейших и прекраснейших садов Праги.
За воротами Пражского града нас снова ожидали живописные извилистые улочки Градчан и Малой Страны. Романтика, легенды и тайны на каждом квадратном метре…