Найти тему

Экскурсия по крепости Пражский Град (Чехия, Прага) - В пражском «Кремле»

Наше «открытие Праги» началось со знакомства с районом Градчаны и, разумеется, с расположенной в нем одной из главных чешских национальных святынь – с Пражским градом. В переводе в российскую систему координат, Пражский град – это, своего рода, "аналог" Кремля, только, естественно, с абсолютно другой историей и архитектурой.

Возраст Пражского града – более тысячи лет. Первые укрепленные поселения на этой земле возникли в IX веке, а в XII веке был построен самый первый дворец. Менялись поколения, архитектурные стили, общественный строй и территориальная принадлежность Чехии, но главная функция Пражского града оставалась неизменной: он был резиденцией королей, императоров и президентов. Этот красивый и величественный комплекс сооружений выглядит как государство в государстве. Наиболее выигрышные его виды, естественно, с противоположного берега Влтавы.

-2

Место, которой является отправной точкой знакомства с Пражским градом – осаждаемая туристами Градчанская площадь. Самое любимое туристами происходящее на ней действо – процедура смены караула. На мой взгляд, ничего в ней такого эксклюзивного нет, а вот посмотреть на то, как за ней наблюдают и на нее реагируют многочисленные туристы – вот это действительно шоу, местами на грани цирка.

-3

Ворота, ведущие в первый двор Пражского града, называются Ворота гигантов, т. к. их украшают скульптуры борющихся гигантов. Гиганты (но, правда, ныне на воротах установлена их копия) – творение скульптора И. Платцера (XVII век).

Пройдя через арочные ворота, названные в честь императора Матиаша, попадаем во второй двор, где расположены билетные кассы (см. фото ниже) и где можно увидеть интересный Леопольдов (также носящий второе имя – Львиный) фонтан. Что касается цен на билеты, то они варьируются в зависимости от тех объектов, которые вы собираетесь посетить.

Комплексные билеты, когда мы там были, предлагались в двух видах. Первый вид – на посещение всех объектов Пражского града – стоил 350 чешских крон (или приблизительно 13,5 EUR) с человека. Второй вид билетов – на посещение наиболее популярных объектов – продавался по цене 250 чешских крон.

После сцены, увиденной нами в билетных кассах, я просто не могу не раскритиковать работников Пражского града за, мягко говоря, неудобнейший сервис. Не знаю, чья «светлая голова» додумалась сделать отдельные кассы для оплаты билетов наличными и для оплаты билетов банковскими картами. Во многих музеях мира наличные и безналичные продажи билетов осуществляются в одном и том же окне, и никто из кассиров от этого не умирает. Но только не в Пражском граде.

А теперь представьте себе такую картину: кассир, продающая билеты по банковским карточкам, закрыла окно (замечу – единственное!) и удалилась на длительный перерыв. А сменщицу, разумеется, никто не прислал. И люди, стоящие к ней в довольно немаленькой очереди, были вынуждены повторно (да-да, именно «с нуля»!) отстаивать очереди в обычные кассы. Хорошо, если у них при себе имелась достаточная сумма наличными. А если по каким-то причинам ее уже нет, и поэтому они не случайно хотели расплатиться за билеты карточками? Тогда им пришлось бы куда-то бежать до ближайшего банкомата, снова возвращаться и занимать очередь.

Также обращаю ваше внимание, что любителям фотосъемок придется дополнительно раскошелиться на покупку соответствующего разрешения. На момент нашего посещения «цена вопроса» составляла 50 крон. Фотографировать разрешается только без вспышки.

-6

Другой главной достопримечательностью второго двора является часовня Святого Креста, сооруженная в XVIII веке. В часовне размещаются выставка национальных реликвий (в частности, воинское снаряжение Святого Вацлава) и, собственно, информационный центр для туристов.

-7

Не ошибусь, если скажу, что все самое интересное для большинства туристов начинается с третьего двора – двора, где находится знаменитый собор Святого Вита. Его строительство длилось с XIV века по конец двадцатых годов XX столетия.
Первым архитектором собора был француз – Матье из Арраса. Далее его дело продолжили Петр Парлерж с тремя сыновьями, а в XIX-XX вв. – Йозеф Краннер, Йозеф Мокер и Камил Гилберт. Собору довелось пережить и гуситские войны, и колоссальный пожар, и разграбление протестантами, и обстрел прусской армии, и сильный удар молнии.

И внешний вид, и интерьер собора действительно впечатляют. По нему лучше бы походить несколько часов (а в идеале – прийти не один раз!), чтобы основательно рассмотреть хотя бы основные детали внутреннего убранства, но нас (хотя, возможно, мы просто попали в какой-то неудачный день) очень сильно напрягали дышавшие друг другу в затылок группы туристов. В некоторых местах собор напоминал вагон, едущий по Московскому метрополитену в час пик.

Перед главным алтарем собора находится внушительная по площади и помпезная с точки зрения украшений королевская усыпальница с обращающей на себя внимание решеткой и надгробием, спроектированным голландским скульптором А. Коллином.

-10

Еще одна точка массового столпотворения туристов в соборе – надгробие почитаемого в Чехии «пятизвездного» святого Яна Непомуцкого. Напомню, что Ян Непомуцкий являлся викарием пражского архиепископства и исповедником королевы – супруги Вацлава IV. По легенде, он поплатился жизнью за то, что даже под жестокими пытками отказался выдать личную тайну королевы Вацлаву IV.

-11

Таким образом, затор у надгробия Яна Непомуцкого возникает по трем причинам: первая – гиды в деталях рассказывают эту легенду, а также излагают более близкие к истине политические мотивы свершившейся казни, и вторая – осмотр деталей самого надгробия.

Посмотреть здесь действительно есть на что. На это надгробие ушло примерно две тонны чистого серебра, а при его украшении также использовались золото и платина. Даже не зная имени автора, интуитивно чувствуешь, что он непременно должен быть из Вены. Так и есть: надгробие создал в XVIII веке Фишер фон Эрлах.

-12

В капелле Святой Анны можно увидеть серебряный Тревирский реликварий.

В капелле Святого Вацлава находится гробница этого чешского святого.

-13

Особого упоминания заслуживают соборные витражи, датируемые XIX и XX веками. В создании этой красоты принимали участие около десятка выдающихся чешских художников, в том числе и знаменитый Альфонс Муха. На фото ниже я покажу вам спроектированный им витраж, который называется «Аллегория славянской нации».

-14

Осматривая Пражский град, невозможно не обратить внимания на украшенную мозаикой арку возле центральной башни собора Святого Вита. Это так называемые Золотые ворота, в давние времена служившие главным входом в собор. На воротах – потрясающая по технике исполнения мозаика «Страшный суд», изготовленная венецианскими мастерами.

-15

По сравнению с собором Святого Вита, в Старом Королевском дворце было немноголюдно, и мы смогли спокойно осмотреть его без напирающей толпы.
Наиболее сильное впечатление на меня произвел парадный Владиславовский зал с его необычными узорчатыми сводами. Здесь проводились церемонии коронации и даже…рыцарские турниры. Да-да, в старину в этот зал прямо на конях въезжали рыцари – по специальной соединенной с ним лестнице.

-16

Стены дворца украшены многочисленными гербами:

-17

Далее можно увидеть капеллу Всех Святых, в которой молились правившие страной монархи.

Во дворце также представлены старые книги с записями о сделках, договорах, судебных решениях – уникальный и можно сказать, бесценный архив документов.

-19

Второе впечатляющее храмовое сооружение в Пражском граде – это базилика и монастырь Святого Георгия (или, по-чешски, Йиржи). Базилика была основана в X веке, но с тех пор многократно меняла облик и перестраивалась. В ней похоронены самая главная чешская святая – Людмила и ряд представителей династии Пршемысловичей. Две башни, стоящие на заднем плане, явно напоминают колокольни Италии.

-20

В этом храме мы осматривали крипту XII века, где раньше хоронили аббатис этого монастыря.

-21

Здесь же, в крипте, стоит жутчайшего вида статуя. Легенда о создании статуи в общих чертах такова. Жила-была некая девушка по имени Бригитта, которую любил некий скульптор. И скульптор поступил с ней примерно так же, как известный шекспировский герой с Дездемоной, т. е. убил из ревности и, как выяснилось впоследствии, убил ни за что.

-22

В память о собственноручно убитой возлюбленной он изваял ее статую, запечатлев ее уже… в виде найденного в зарослях скелетированного трупа – вместе с лягушками, змеями и ящерицами. Вот такая, знаете ли, бывает любовь, историю о которой лучше не слушать на ночь глядя.

Так выглядят росписи в капелле Святой Людмилы:

-23

А это уже приметы стиля барокко – капелла Яна Непомуцкого, о котором я вкратце рассказывала выше.

-24

Переходим к самому популярному туристическому аттракциону – Златой улочке с яркими, прижавшимися друг к дружке, миниатюрными домиками.

-25

Первоначально здесь жили чеканщики по золоту (отсюда, собственно, и название), ремесленники, алхимики (но эта версия, правда, опровергается). Позднее на ней обитала городская беднота, а в начале прошлого века ее облюбовала богема. После Второй Мировой войны улочка перестала быть «жилой». Сейчас в этих домиках открыты музейчики и различные лавочки – для облегчения кошельков туристической братии, покупающейся на волшебное слово «аутентичность».

-26

И вновь встречаемся со скульптурной страшилкой, но это уже творение наших дней. Композицию «Фигура с черепом» создал Ян Рона в 1996 г. По одной версии, человек, придавленный огромным (по сравнению с его размерами) черепом, напоминает о неизбежности смерти. По другой – это своеобразный памятник тем, кто погиб от пыток и голода в расположенной по соседству башне-тюрьме Далиборке.

-27

К сожалению, фотографии башен, находящихся на территории Пражского Града, у меня почему-то не сохранились. Но зато покажу вам прекрасные виды на Прагу, которые можно запечатлеть только здесь. Этот уходящий в бесконечность океан черепичных крыш, шпилей и куполов просто не может не приводить в восхищение.

Отсюда же отлично просматривается и знаменитая "сталактитовая" стена Вальдштейнского сада – одного из старейших и прекраснейших садов Праги.

-29

За воротами Пражского града нас снова ожидали живописные извилистые улочки Градчан и Малой Страны. Романтика, легенды и тайны на каждом квадратном метре…