В статье, опубликованной в журнале «Энергетик», а теперь и на нашем канале, вы узнаете историю великого энергетика Петра Степановича Непорожнего и его путь в качестве министра энергетики.
Год назад в Москве произошло, возможно, не очень заметное в масштабах столицы, но отмеченное всем энергетическим сообществом событие: одна из улиц на юго-западе города получила имя легендарного министра энергетики СССР Петра Непорожнего. Можно сказать, что в столице это первый случай, когда имя улице дали в честь энергетика.
Конечно, мы не забыли о существовании улицы имени Кржижановского, но справедливости ради отметим, что Глеб Максимилианович в первую очередь был все-таки революционером, государственным и партийным деятелем, академиком и вице-президентом Академии наук, одним из самых близких друзей В.И. Ленина, и уже в этом ряду – энергетиком и членом комиссии ГОЭЛРО. Непорожний же посвятил отрасли почти всю свою профессиональную жизнь, при этом возглавлял всесоюзное министерство почти четверть века – с 1962 по 1985 год, – дольше, чем кто-либо до и после него.
Пожалуй, первое, о чем вспоминают в связи с именем Петра Степановича, – строительство мощных гидроэлектростанций, идеологом, вдохновителем и организатором которого он был на протяжении всей своей министерской работы. При нем была реализована большая программа строительства ГЭС в створах с напорами от 10 до 250 м в самых разнообразных природных условиях. Все крупные гидроэлектростанции были построены по этой программе: каскад волжских ГЭС — Куйбышевская, Волгоградская, Саратовская, Нижнекамская, Чебоксарская; крупнейшие в мире сибирские ГЭС — Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская, Усть-Илимская; в республиках Средней Азии — Нурекская, Токтогульская и другие.
И намного реже говорят о том, что именно под руководством Непорожнего создавалась и развивалась Единая энергетическая система как основа функционирования отрасли, и вместе с ней – и отечественная система оперативно-диспетчерского управления, которая в 2002 году впервые была выведена в отдельную структуру, работающую на принципах независимости, объективности и регламентированности.
Имя человека, усилиями которого создавалась Единая энергетическая система страны, равной которой по надежности, маневренности и экономичности в мире нет до сих пор, не должно быть забыто. С инициативой о присвоении московской улице имени П.С. Непорожнего выступили Министерство энергетики РФ и Системный оператор Единой энергетической системы.
Из всех вариантов мы выбрали название именно в честь Петра Непорожнего, поскольку одним из множества его достижений на посту министра энергетики и электрификации является создание в 1967 году Центрального диспетчерского управления Единой энергетической системы. И сегодня Системный оператор обеспечивает работу одной из самых крупных и надежных энергосистем в мире,
– отметил в 2023-м году при переименовании улицы министр энергетики в тот период Николай Шульгинов.
Присвоение столичной улице имени Петра Степановича Непорожнего – символичное событие для всех энергетиков страны. Петр Непорожний умел смотреть далеко вперед и уже в 1960-х годах ясно понимал, что экономический эффект от создания Единой энергетической системы можно получить только при изменении коренного подхода к принципам оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике,
– сказал Председатель Правления АО «Системный оператор ЕЭС» Федор Опадчий.
Именно во время работы Петра Степановича Непорожнего на посту министра в ЕЭС СССР вошли объединенные энергосистемы (ОЭС) Северо-Запада, Закавказья, Казахстана, Сибири. В результате к концу 1980-х годов Единая энергетическая система СССР совместно с параллельно работавшими энергосистемами стран СЭВ представляла крупнейшее межгосударственное энергообъединение мира.
Петр Степанович на протяжении почти пятидесяти лет скрупулезно вел дневниковые записи, фиксируя историю становления и развития отрасли. Из этих записок в результате родилась книга воспоминаний «Энергетика страны глазами министра».
Первые ЭВМ для диспетчеров
В ноябре 1962 года Петр Степанович возглавил Министерство энергетики и электрификации СССР.
Весь период своей деятельности на посту министра Петр Степанович одной из основных своих задач считал развитие Единой энергосистемы, что было невозможно без развития и совершенствования системы оперативно-диспетчерского управления. Начало 1960-х годов в отрасли ознаменовалось усложнением задач, стоявших перед Объединенным диспетчерским управлением ЕЭС. Это было обусловлено не только ростом числа электростанций, подстанций, сетевых элементов и, соответственно, расширением территориальных энергосистем, но и углублением взаимосвязей между ними: увеличивались объем и сложность исследований и расчетов, необходимых для обеспечения нормального режима работы энергообъединения объединения. Для этого применялись сложные математические методы: математический анализ, математическая статистика, теория вероятности и т.д.
Существующие инструменты уже не справлялись с задачей расчетов потокораспределений и устойчивости, а также токов коротких замыканий. Энергетика к этому времени уже исчерпала возможности физических моделей и очень нуждалась в более современных мощных вычислительных средствах. Решить эти вопросы можно было лишь с помощью цифровой вычислительной техники. Петр Степанович понимал и принимал запросы оперативно-диспетчерского управления: первые ЭВМ в СССР появились в оперативно-диспетчерском управлении и Гидрометцентре.
Рождение ЦДУ ЕЭС СССР
Днем рождения Единой энергетической системы считается 30 апреля 1956 года, когда сдиспетчерского пульта ОДУ Центра прозвучала команда включить под нагрузку первую (южную) цепь 400 кВ электропередачи Куйбышев – Москва. После этого события энергообъединение, которому еще только предстояло стать крупнейшим в мире, с каждым годом набирало мощь.
1960-е, первые годы работы П.С. Непорожнего на посту министра энергетики, стали временем динамичного развития отрасли. В эти годы активно формировались региональные энергосистемы, а со строительством межсистемных линий создавались объединения энергосистем – ОЭС, для диспетчерского управления режимами которых организовывались диспетчерские центры.
К началу 1960-х в стране уже были сформированы практически все объединенные энергосистемы – Центра, Урала, Северного Кавказа, Западной Сибири, Средней Волги, Северо-Запада, Средней Азии, Закавказья. Перед Непорожним стояла задача связать их в единое энергообъединение.
В 1966 году по ЛЭП Чудово – Бологое – Калинин ОЭС Северо-Запада включилась на параллельную работу с ЕЭС. В 1969-м к Единой энергосистеме присоединились ОЭС Юга и ОЭС Северного Кавказа, через год – ОЭС Закавказья.
К концу десятилетия формирование Единой энергетической системы европейской части СССР, включающей объединенные энергосистемы Центра, Урала, Юга, Северного Кавказа, Средней Волги, Северо-Запада и Закавказья, было в основном завершено.
Следующий этап – создание ЕЭС СССР – требовал изменения фактически всей структуры диспетчерского управления. Еще в 1962 году Непорожний сделал в своем дневнике такую запись:
«28 сентября создали комиссию по разработке структуры управления энергетикой страны с учетом того, что все капитальное строительство в области развития энергетики будет находиться в прямом подчинении Минэнерго СССР. При Минэнерго СССР организуется единое центральное диспетчерское управление по оперативному распределению электроэнергии (ЦДУ ЕЭС СССР), указания которого по нагрузкам и перетокам выполняют все энергетические системы СССР».
Процесс оказался небыстрым: только через пять лет, 28 сентября 1967 года, П.С. Непорожний подписал приказ № 185 об организации ЦДУ ЕЭС СССР. Для создания новой централизованной системы диспетчерского управления было недостаточно просто провести реорганизацию старой: нужно было создать ее заново. Для решения этой задачи требовалось разработать новые принципы организации, обеспечить ее техникой, подготовить кадры. К работе были привлечены ведущие научно-исследовательские институты и проектные организации, курировал проект лично министр энергетики Петр Степанович Непорожний.
Одним из важнейших шагов по формированию высшего уровня диспетчерского управления стал приказ министра энергетики и электрификации № 394 от 18 декабря 1969 года о присоединении ОДУ ЕЭС к ЦДУ ЕЭС СССР. До конца года в подчинение ЦДУ ЕЭС перешли ОДУ Средней Азии, ОДУ Закавказья, ОДУ Юга, ОДУ Северо-Запада и ОДУ Средней Волги. Остальные ОДУ присоединились несколько позднее: ОДУ Северного Кавказа перешло в подчинение ЦДУ ЕЭС в 1970 году, ОДУ Урала и ОДУ Сибири – в 1971-м, а ОДУ Казахстана – в 1973 году.
Предзастойное десятилетие
В 1970-х годах отрасль под руководством П.С. Непорожнего продолжала свое поступательное развитие.
Вот что пишет Непорожний в книге «Энергетика страны глазами министра» в записях 1971 года:
На базе высоковольтных ЛЭП напряжением 500, 750 и 1150 кВ переменного тока и 1500 кВ постоянного тока будет формироваться Единая энергетическая система, а также осуществляться электрическая связь Сибирь — Казахстан, Казахстан — Средняя Азия, Казахстан — Центр страны.
Для развития Единой энергетической системы необходимо:
построить 10 тыс. км ВЛ 500 кВ. Связать Урал и Северный Кавказ на этом напряжении;
расширить строительство ВЛ 750 кВ. Связать на этом напряжении Украину и страны – члены СЭВ;
начать форсировать строительство ВЛ 1150 кВ переменного и постоянного тока.
В 1970-х годах Министерство энергетики под руководством П.С. Непорожнего много внимания уделяло строительству межсистемных линий электропередачи, стремясь придать процессу максимальную интенсивность. Были введены в строй новые ВЛ напряжением 500 и 750 кВ: ВЛ 500 кВ Нововоронежская АЭС – Донбасс, обеспечившая устойчивую параллельную работу ОЭС Юга и Центра; построенная всего за один год уникальная ВЛ 750 кВ Конаково – Ленинград, увеличившая перетоки между ОЭС Центра и Северо-Запада; ВЛ Луч – Чебоксарская ГЭС окончательно сформировала третью цепь транзита 500 кВ Центр – Средняя Волга; по ВЛ 500 кВ Сокол – Есиль – Целиноград ОЭС Казахстана присоединилась к ЕЭС; ВЛ 500 кВ Заря – Барнаул образовала транзит 500 кВ Урал – Казахстан – Сибирь, по которому Объединенная энергосистема Сибири включилась в параллельную работу с ЕЭС Советского Союза. Облик Единой энергетической системы СССР фактически был сформирован.
К концу десятилетия система единого диспетчерского управления охватывала всю территорию СССР, за исключением работающих изолированно ОЭС Востока и Средней Азии. В европейской части страны была сформирована сеть линий электропередачи 500 и 750 кВ, на тепловых электростанциях началось строительство и освоение энергоблоков мощностью 500 и 800 МВт, постепенно увеличивалась доля выработки электроэнергии атомными электростанциями.
Нереальные планы Госплана
Однако, несмотря на внешне благоприятную картину, фактически положение в ЕЭС СССР к началу 80-х годов прошлого столетия постепенно стало ухудшаться: нарастал дефицит мощности. Вот что по этому поводу писал П.С. Непорожний в своей книге воспоминаний:
В феврале 1981 г. состоялся XXVI съезд КПСС, который одобрил план социального и экономического развития страны на 1981–1985 гг. Перед съездом в Госплане шли «бои» по проекту плана XI пятилетки.
Несмотря на мое категорическое заявление о том, что по отрасли энергетики план нереален, председатель Совмина СССР должным образом на это не отреагировал. Необходимо подчеркнуть, Н.А. Тихонов не смог понять, что сбои в электроснабжении народного хозяйства начались из-за нехватки энергомощностей, что основное оборудование тепловых электростанций катастрофически устарело (котлы электростанций, отработавшие свой срок, систематически аварийно стали выходить из строя).
Мне не дали возможности выступить на съезде, хотя я был в списке первоочередных отраслевых министров, которые должны были на нем выступать.
Итак, по вине Госплана СССР, поддержанного председателем Совмина СССР Н.А. Тихоновым, начиная с 1981 г. начался спад в развитии энергетики: продолжалось недопустимое снижение частоты тока в энергетических системах, снижался резерв энергомощностей, вырабатывался задел в отрасли энергетического строительства.
В своих дневниковых записях 1981 года Петр Степанович отмечал, что на приеме у Тихонова хотел откровенно поговорить о причинах ухудшения внимания аппарата Совета Министров СССР к проблемам развития электроэнергетики страны: прежний предсовмина А.Н. Косыгин уделял отрасли не в пример больше внимания. Министр напомнил Тихонову о том, что не выполняется решение об опережающем развитии электроэнергетической отрасли как базовой отрасли развития производительных сил страны.
Вместо опережающего развития эта отрасль начинает сдерживать нормальное развитие промышленного производства вследствие перебоев в электроснабжении, снижения качества электроэнергии (низкая частота тока из-за отсутствия резерва мощности в энергетических системах), высокой аварийности из-за износа основного оборудования на ГРЭС, которая приводит к нарушению перетоков электроэнергии, и перебоев в топливном снабжении электростанций, при плохом качестве углей.
Забегая вперед, хочу подчеркнуть, что зимой 1981/1982 г. начались трудности с обеспечением электроэнергией Братского алюминиевого завода в связи с маловодностью Ангары и пришлось резко снижать потребление электроэнергии, а значит, и терять выпуск алюминия (а это валюта, ибо Братский алюминиевый завод работал на экспорт).
На заседании Совета Министров Н.А. Тихонов обвинил руководство Минэнерго в потерях алюминия. Это уже было «коварство». Впоследствии отношения у нас были холодными,
– писал Петр Степанович.
Сложные отношения с предсовмина Тихоновым определили дальнейшую судьбу П.С. Непорожнего.
«Самый печальный день»
21 марта 1985 года в дневнике Непорожнего появилась такая запись:
Это был самый печальный день в моей жизни. Утром мне позвонил Председатель Совета Министров Н.А. Тихонов и попросил приехать к нему. Когда я пришел в кабинет Тихонова, там находился В.И. Долгих. Мне было предложено Тихоновым написать заявление об освобождении меня от должности министра энергетики и электрификации СССР по состоянию здоровья.
Я напомнил Н.А. Тихонову, что Минэнерго разработало и представило в Госплан СССР детальный план развития электроэнергетики на 1986–1990 гг. с учетом осуществления коренных изменений в развитии отрасли, связанных с развитием ядерной энергетики. Особенно меня волновало доведение в 1985 г. до устойчивой работы реактора РБМК на Чернобыльской АЭС. В конце года должно было быть проведено его испытание. Волновала меня также проблема сооружения самых высоковольтных в мире линий электропередачи напряжением 1150 кВ переменного тока и 1500 кВ постоянного тока, испытание которых предусматривалось осуществить также в конце года. Значимость освоения этих линий электропередачи огромна, так как они будут передавать из Сибири в Центр дешевую электроэнергию, вырабатываемую на базе добычи дешевых углей КАТЭК и других месторождений.
Н.А. Тихонов, бесцеремонно оборвав мои рассуждения, заявил, что эти проблемы будут решены и без моего участия, и добавил: «Нам виднее ваши личные упущения как министра — руководителя важнейшей отрасли народного хозяйства, которой является электроэнергетика».
После этого я написал заявление на имя Председателя Совета Министров Н.А. Тихонова, положил его ему на стол.
На прощанье я сказал, что под моим руководством в 1962 г. впервые в стране было создано Минэнерго как комплексное министерство с огромным отработанным комплексом и просил его сохранить целиком, так как с моим уходом его обязательно захотят делить на несколько министерств, прежде всего выделить энергетику.
Петр Непорожний эффективно руководил большой энергетикой большой страны без малого четверть века. На следующий день после отставки на адрес Непорожнего пошли телеграммы, в которых энергетики Советского Союза высказывали сочувствие, пожелания здоровья и дальнейшей плодотворной деятельности. В своей книге воспоминаний Петр Степанович привел одну из таких телеграмм, которую прислали среднеазиатские энергетики:
Дорогой друг, товарищ всех ветеранов-энергетиков тчк Хороший ты был друг бригадиров у энергетиков тчк Всегда был примерной силой большой энергетики страны.
В газете «Нью-Йорк Таймс» от 24 марта 1985 года вышло было сообщение под заглавием: «Горбачев освободил от должности ветерана — министра энергетики». В заметке отмечалось, что он был известен в мире как крупнейший специалист по международной энергетике, почетный президент Международного энергетического конгресса. Горбачев начал обновлять правительство, начав с освобождения от должности министра важнейшей отрасли экономики, который был на посту много лет.
Это было очень несправедливым решением.
Легендарный министр Непорожний
В период работы П.С. Непорожнего на посту министра годовой ввод мощности был доведен до 12 ГВт. Началось бурное развитие ядерной энергетики, годовой ввод мощности на АЭС достиг 5 ГВт. Были разработаны мероприятия и развернуты работы для обеспечения ввода в эксплуатацию в течение пятилетки 1986–1990 гг. ввода мощности на АЭС 40–41 ГВт, с доведением годового ввода на АЭС до 10 ГВт. После ухода Непорожнего с поста министра планы так и остались планами.
Окидывая взглядом те два с половиной десятилетия, на протяжении которых Петр Непорожний руководил отраслью, невозможно не отметить его ведущую роль в создании энергетической мощи страны и Единой энергетической системы.
В 1962–1985 годах, в годы руководства П.С. Непорожнего электроэнергетической отраслью, генерирующая мощность электростанций СССР выросла с 82 ГВт до 315 ГВт.
Он организовал масштабную строительную базу и крупную инфраструктуру в новых районах Сибири, Средней Азии и европейской части Советского Союза и стал вдохновителем строительства новых городов – Братска, Тольятти, Балаково, Волжского, Дивногорска, Нижнекамска. Эти города родились благодаря сооружению в них крупнейших предприятий автомобильной, химической, нефтехимической, алюминиевой, лесной промышленности.
Большой практический опыт и авторитет советских специалистов обеспечивали нашей стране прочные позиции на международной арене. Под руководством Непорожнего советские энергетики оказали содействие в создании многих десятков крупных энергетических объектов в европейских, азиатских, африканских, южноамериканских странах, в том числе Ассуанского гидроузла в Египте, гидроузла «Табка» в Сирии, гидроузла «Хоабинь» во Вьетнаме и многих других.
И, пожалуй, одним из важнейших результатов деятельности Петра Степановича Непорожнего на посту министра энергетики СССР стало создание Единой энергетической системы, объединившей все крупные центры производства и потребления электроэнергии.
Петр Степанович Непорожний скончался 9 июля 1999 года, похоронен на Новокунцевском кладбище в Москве. Он прожил большую и, несомненно, творческую жизнь. Через его сердце прошли все этапы развития отечественной энергетики, которая создавалась под его руководством.
Преданностью делу, глубокими знаниями отрасли, удивительной работоспособностью он заслужил неоспоримый авторитет и у работников аппарата министерства энергетики, и у ученых, и у проектировщиков, изыскателей, строителей, монтажников, эксплуатационников энергообъектов и, конечно, диспетчеров Единой энергосистемы страны.
Именем Петра Непорожнего названы Саяно-Шушенская ГЭС, Каховская ГЭС, аудитория Г-300 НИУ «МЭИ» и одна из улиц в Тольятти, а теперь и в Москве.