Найти в Дзене

Город на Иртыше

   Город на Иртыше
Город на Иртыше

Выставка с таким названием, посвященная 100-летию самобытного югорского художника Митрофана Тебетева, открылась в Ханты-Мансийске. Собственно, столица Югры и есть тот самый город на Иртыше, который многие годы вдохновлял художника.

Полотна, хранящие историю
На выставке представлены картины, на которых запечатлен Ханты-Мансийск. Одновременно экспонируются фотографии, палитра и кисти художника, а также альбомы с набросками и зарисовками, эскизами к картинам, портретами героев, зарисовками отдельных районов города, сатирическими рисунками.
– На выставке впервые собраны в одном пространстве все известные работы из серии «Город на Иртыше». Оригинальные произведения и наброски представлены из фондов Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника, Государственной библиотеки Югры, Ханты-Мансийской государственной медицинской академии, Березовского районного краеведческого музея, Музейного комплекса имени Ивана Яковлевича Словцова и Ливадийского дворца-музея (Ялта), – говорит директор Музея Природы и Человека Иван Яшков. – Ханты-Мансийск стал источником вдохновения для югорского художника Митрофана Алексеевича Тебетева. Здесь он провел юность и начал творческий путь. Стоит отметить, что пейзажи города, созданные Тебетевым, не просто отражают места и архитектуру, но и наполнены динамикой: оживленность утреннего аэропорта, торжественные шествия ветеранов по Аллее Героев, забеги лыжников в Долине ручьев. Митрофан Алексеевич в своих картинах передал ритмы и движение городской жизни, ее будни и праздники, детально зафиксировав виды Ханты-Мансийска с конца 1950-х до начала 2000-х годов.
Живописец начал творить довольно поздно – в 34 года, но его талант заметили еще в детстве в его родной хантыйской деревне Лохтоткурт. Там впервые на уроке рисования учитель Михаил Иванович Питер высоко оценил его рисунок, и ученика включили в редколлегию школьной стенгазеты. Еще активный пионер помогал рисовать стенгазету и в пионерском лагере в Остяко-Вогульске, где жил в 1939 году, ожидая судьбоносную поездку в Москву. Об этом он сделал запись в своем «Дневнике туриста».



Дневник туриста
Эту тетрадь 15-летний юноша купил в Москве во время поездки, которой его наградили в школе. Нам посчастливилось полистать тот самый дневник, в котором с любовью и трепетом паренек из далекой деревни описывает свое путешествие. Во время поездки случилось несколько «впервые» в его жизни. Впервые он ехал по автомобильному шоссе, услышал духовой оркестр, увидел большие дома и заводы, увидел паровозы, поезда и узнал, что такое метро. И самое главное – он увидел Кремль, побывал в Мавзолее и Третьяковской галерее.
Дневник начинается с описания 26 июня 1939 года, когда «окружной представитель Ендырев Иван Васильевич известил, что дают возможность посмотреть столицу Родины – Москву». Автор летописи сохранил программку «Юного туриста» и билеты в музеи, миниатюрные сувенирные фотографии Московского метро. Все это, погашенные почтовые марки и свою фотографию 3 на 4 вклеил в дневник, сопроводил записями и иллюстрациями.
Здесь изображены пароход «Москва», на котором группа из 10 человек добиралась из Самарово в Тобольск, причем спали ребята и руководитель группы Семен Митрофанович Картин на полу в четвертом классе, так как мест в каютах не было. Тушью тщательно прорисованы все детали паровоза, который тянет за собой товарный поезд, а в прицепном пассажирском вагоне едут до Кирова ребята. В Кирове вагон прикрепили к пассажирскому поезду – и в дневнике появляется новый рисунок с электровозом. С особой тщательностью оформлена обложка дневника.



Третьяковка
Из дневника мы понимаем, что ключевым событием в творческой жизни живописца стало посещение Третьяковской галереи. Особое впечатление на него произвело полотно Репина, где Иван Грозный убивает своего сына. Он пишет, что «слабый или нервный человек может даже заплакать или еще что-нибудь сделать».
– Я навсегда запомнил картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» и увиденного в зале галереи живого художника, копировавшего ее. Моя группа ушла, а я стоял возле художника, видел материалы, техники художника, которые он использовал в работе над картиной… После этого случая я купил краски в тюбиках, но потом они оказались акварельные, – вспоминал Тебетев при жизни. Стоит отметить, что страницы о посещении галереи и других культурных мест в Москве переписаны автором во время Великой Отечественной войны. Об этом он собственноручно сделал пометку. Эти страницы совершенно отличаются по оформлению. Вместо кратких, лаконичных записей (1939 года) печатными буквами с многочисленными иллюстрациями появляются подробные рассказы, написанные синими чернилами. Он пишет: «Русская культура будет развиваться и жить. Фашисты хотят уничтожить нашу культуру, но это им не удастся».
Дневник и еще 21 блокнот с набросками к картинам художника хранятся в Государственной библиотеке Югры.
– В 2022 году мы издали альбом «Митрофан Алексеевич Тебетев. Путевой блокнот», который сегодня представлен на выставке. Сотрудники библиотеки оцифровали 21 блокнот с 840 рисунками художника. 148 рисунков из блокнотов автора легли в основу издания, – рассказала директор Государственной библиотеки Югры Евгения Финк.
Кстати



Выставка выйдет из стен музея
– Выставка – не просто картины и предметы, которые мы представляем в музее. Это многогранный проект. У него есть партнеры. Например, в одной из кофеен города появятся в меню напитки, названные так же, как картины Тебетева. Кроме того, кофе будет подаваться в стаканчиках с логотипом выставки или QR-кодом на выставку. Мы планируем организовать экскурсии по местам, которые изображены на картинах, проследить изменения в архитектуре города и рассказать об истории столицы Югры, – прокомментировал директор Музея Природы и Человека Иван Яшков.
К сведению



Тетя Нина, или Красный прямоугольник Тебетева
Историю картины «У пруда» (1971 год) рассказала сотрудница музея Надежда Корикова.
– Мы жили тогда в одноэтажном деревянном так называемом аптекарском доме по Карла Маркса, 12 (через дорогу от дома быта «Аксамит»). Моя тетя Нина Семеновна Богдан была фармацевтом в аптеке № 32, которая располагалась на этой же улице, ближе к Мира. А Тебетевы жили неподалеку – на Ленина. Так вот, этот пруд, изображенный на картине, – котлован, который выкопали прямо возле нашего дома, задумывая построить первую многоэтажку в городе, – вспоминает сотрудница музея. Поставили вокруг стройки высокий забор, но ручьи быстро заполнили котлован водой. Строительство бросили, и вместе с ним – бетонные блоки. На картине есть «аптекарский» дом, а еще должна была быть изображена и Нина Семеновна.
– Приходит тетя с пруда, куда все ходили за водой, чтобы поливать огород, и говорит: «На пруду сидит Тебетев и рисует. Хотел меня нарисовать, ваш красный халат, говорит, красиво отражается в воде». «Да ну вас, шутки шутить», – посмеялась и рассердилась тетя Нина и ушла скорей оттуда. И вот теперь я смотрю на картину, на которой нет моей тети, но есть отражение красного цвета, которое мне напоминает ее халат. Возможно, эти красные блики на воде, которые он увидел, ему захотелось оставить. И он придумал какой-то высокий красный прямоугольный стенд за забором. А на месте пруда в 1990-е все-таки построили капитальное здание – Дом торговли.
Читать в источнике