Известная в Белоруссии благотворительница и меценатка Мария Магдалена Радзивилл внесла огромный вклад в популяризацию белорусского языка. Издавала книги на нем тогда, когда это было не принято. Она обрела женское счастье на пятом десятке с супругом, на 19 лет моложе нее самой. Но перед этим ей пришлось пройти через замужество с испанским грандом старше себя почти на 30 лет.
***
Графиня прошлась по лицу пуховкой, бросила последний придирчивый взгляд в зеркало и осталась довольна отражением. Уголки губ чуть дрогнули вверх. Все же перед правнучкой Станислава Понятовского, последнего короля Речи Посполитой, склоняется даже время.
Мария Завиша встала из-за туалетного столика, готовая отбыть на бал, но взгляд ее уперся в младшую дочь, терпеливо стоявшую в стороне. Горделиво-довольное лицо стало брезгливо-надменным.
- Магдалена, дорогая, здесь не о чем говорить. Будь добра, оставь свои причуды и не трать время понапрасну как свое, так и мое.
- Мадам, я умоляю вас не выдавать меня замуж. По крайней мере дайте мне время. Не к чему так торопиться.
Юная Мария Ева Магдалена-Иосиф Эльжбета Аполлония Катажина, младшая дочь графа Яна Завиши и Марии Квилецкой, почти отчаялась найти понимание в лице матери и избежать этого ужасного брака. Она надеялась теперь хотя бы на его отсрочку, а там, возможно, что-то и изменится. Предполагаемый супруг, граф и испанский гранд Людвик Красинский, был лишь на 11 лет моложе ее отца. Конечно, ее с сестрой растили для брака. Старшая, Мария, уже вышла замуж за блестящего князя Михаила Радзивилла. Теперь, чтобы упрочить положение семьи, пришла очередь выполнить свой долг перед родителями и для младшей Магдалены. Но уж очень был нехорош этот Красинский. К тому же вдовец. Уморил же одну жену!
Сказочное богатство польского графа, почему-то называвшегося испанским грандом, застило отцу глаза. Магдалена понимала, что ситуацию не изменить.
***
Граф вошел в комнату неторопливо, с достоинством. Мария Магдалена встала с кресла и склонилась в реверансе. Облысевший господин больше напоминал дворецкого, нежели влюбленного жениха. Досада промелькнула на лице девушки. Мужчина приблизился и церемонно поклонился. Лицо непроницаемо. О какой уж тут любви можно говорить?!
- Как ваше самочувствие, пани Завиша? – Красинский склонился к руке невесты.
- Благодарю, вельможный пан, - голос предательски дрогнул, в уголке глаза мелькнула слезинка.
Расселись по креслам. В воздухе повисло неловкое молчание.
- Любите ли вы кататься на лошади? – граф был владельцем конного завода, содержал самых блестящих лошадей, посещал все скачки. Казалось, он даже не чувствует сейчас неловкости и ведет светскую беседу на приятную для себя тему.
- Не очень, признаться, - Магдалена вновь взяла в руки оставленное вышивание и продолжила рукоделие.
- Приглашаю вас завтра на прогулку. Покажу свои владения. Коляску подадут после завтрака.
***
Открытый экипаж бодро катил по дорожке парка. На обширной террасе в конце аллеи стоял Людвик Красинский, ожидавший свою невесту. Он был человеком опытным, прекрасно понимал, что союз с ним для молоденькой ветреной девушки несет мало приятного. Она обеспечена отцом, а о перспективах в ее возрасте не думают. Но также граф был человеком бездетным и прекрасно осознавал, что состояние нуждается в наследнике. Юная графиня Завиша была красива, а главное – умна и хорошо воспитана. Она ему нужна была гораздо больше, чем он ей.
Лакеи помогли гостье выйти из коляски. Граф предложил невесте локоть и повел ее осматривать усадьбу. На заднем дворе слуги уже держали под уздцы великолепного гнедого мерина. Необычайно красивая и спокойная лошадь будет отличным подарком для невесты.
При виде коня у Магдалены засияли глаза. Она приблизилась и осторожно провела рукой по носу животного. Что ж, женщины – всегда женщины. Граф мог позволить себе завоевать сердце любой. Не хотелось бы чрезвычайно затягивать ухаживания, но и спешка действительно ни к чему. Заодно сам развеется от постоянных дел. Все имения и заводы приносят доход исправно, можно считать это предсвадебным отпуском.
Осенью в дом графа Завиши доставили шкатулку с драгоценностями для юной Магдалены к грядущему светскому сезону. Презент от жениха явно говорил о том, что Людвик Красинский желает видеть свою невесту в свете. Хотя Магдалена не очень любила светское общество, предпочитала уединение. Но против такого намека не пойдешь. Одно радовало невесту – мать, увидев содержимое шкатулки, ревниво поджала губы. Да, драгоценности были поистине великолепными.
***
В один из зимних дней состоялось объяснение Магдалены с ее пожилым женихом. Конечно, он не стал для нее привлекательнее. Но мысль о браке уже не была столь отвратительной. У графини Красинской будет достаточно возможностей для приятной жизни. А кроме того, граф очень занят, что оставляет надежду на не слишком частое его общество. Да и с женщинами он обращаться умеет, он весьма светский человек. Быть его дамой – не такая уж и жалкая участь.
***
27 апреля 1882 года состоялась свадьба, о которой долгое время говорили в свете. А спустя почти год, в марте, родилась единственная дочь Марии Магдалены Завиши и Людвика Красинского. Именно ей, а не своей жене оставит блестящий граф свое огромное состояние в 50 миллионов рублей. Жене достанутся лишь крохи. Финансовую независимость, соответствующую положению, она обретет лишь получив наследство собственного отца.