Найти тему

Как оценивается качество звучания. Сцена и тоналка

Так, общее понятие SQ дали, давайте теперь разбираться, как это оценивать.

СРАЗУ ДИСКЛЕЙМЕР: это не только для соревновательного SQ, это для любой системы, которую мы условно называем SQ, от доработанной штатки да серьезного проекта, претендующего на то, чтобы играть хорошо и натурально. Кстати, это справедливо и для громких систем. В части тоналки, конечно же. Исключение тут лишь спорт, где важнее цифры на датчике. Но для остальных систем, даже уровня "двушка за 3 копейки" тоже неплохо бы...

ДИСКЛЕЙМЕР 2: ваши "разные уши" тут не причем, вчера писал про это, перечитайте, если забыли.

Так вот, давайте разбираться, как же оценить качество звука системы.

Глобально для оценки мы используем два направления - сцена и тональный баланс, или тоналка. Сейчас по каждому быстро пробежимся, а дальше будем говорить подробнее.

1. Сцена, или звуковая сцена.

В почти любой звуковой записи разные инструменты записаны в разные каналы. Труба в левый, гитара в правый, вокал в оба канала, например. И даже в современных электронных жанрах это так, проверьте на досуге.

Иногда это отражает то, как музыканты стояли во время записи. Например, когда звук снимается микрофонами, и получается панорамная звуковая картина, которую потом неплохо было бы услышать во время воспроизведения. Но чаще это результат сведения. Звукорежиссер так захотел, и раскидал по каналам исполнителей: этого вправо, этого влево, этого чуть вперед, этого чуть назад.

Так же во время сведения он может добавить/убавить гейна, компрессии, подкрутить эквалайзер на каждую дорожку (исполнителя), и в итоге выстроить некую пространственную звуковую картину, имеющую неоднородность как по фронту (ширине) так и по эшелонированию (глубине).

В итоге, записано так, и нам неплохо было бы услышать все это в своей машине. Почему это важно? Многие говорят - а пофиг на сцену, мне это не интересно, ваши скрипки в пятом ряду.

Нет, друзья мои, вы просто никогда не слышали, как это звучит. А если слышали, то могли с первого раза не оценить. Поверьте, поездив в машине с нормальной звуковой сценой, вы потом не заходите ездить без нее. Проверено на живых людях, ни один не пострадал

Внутри понятия Сцена есть несколько критериев для ее оценки, но мы поговорим о них позже. пока же надо понимать, что сцена это расположение музыкантов на этой самой сцене, которое так записали, а мы должны (хотим) это услышать при воспроизведении. Точно так же, без искажений.

2. Тоналка. Вообще, правильно это называть Тональная точность и спектральный баланс. Но мы обычно упрощаем до Тоналки. Всем все понятно.

Но все равно, разделять эти понятия в процессе оценки и настройки системы нужно, потому что они немного про разное, а понятие Тоналка это некий собирательный термин. Опять же, про каждое из этих понятий мы поговорим отдельно, но пока отметим, что:

- тональная точность характеризует то, насколько натурально звучит тот или иной диапазон: бас, мидбас, середина или высокие частоты. Заметьте, не конкретно какой-то инструмент, а именно диапазон, в котором могут быть многие инструменты.

- общий спектральный баланс это именно то, что сказано. Баланс между диапазонами. Много или млао баса, верхов, не доминирует ли какой-то диапазон над остальными? И кстати, этот баланс напрямую влияет на сцену. Завтра напомню вам про это несколькими видосами из Конференции 2021 года.

Есть еще несколько критериев оценки, о них тоже поговорим, но это основное.

Именно в этих понятиях и лежит фундамент качественного звука. Точнее его оценки. А значит и построения. если мы сразу держим в голове эти параметры, то мы и строим свою систему особым образом.

Это можно делать месяцами и годами, но профессиональные инсталляторы делают это намного быстрее. Добротная гражданская SQ-система строится на пару дней, а не месяцами, как это делает обычный юзер. И это не тяп-ляп, как вы могли бы подумать. Нет, я уже показывал системы наших выпускников и наших студий, например ША СПб, которые строились как гражданские, а потом даже соревнования выигрывали. То есть, это системы нормального добротного уровня.

Как же делать  такие системы быстро?

Приходите 17 августа на 5-дневный тренинг "Экспресс SQ", и я расскажу вам. Дам простую методику, благодаря которой вы сможете быстро строить такие системы.

Стоит тренинг всего 990 рублей, дешевле любого нормального межблока!

Запись на тренинг тут: https://smoke.e-autopay.com/buy/564649

Цена поднимется после 12 августа, так что торопитесь.

Увидимся!