Под угрозой люди, ведущие любую публичную деятельность: депутаты, журналисты, чиновники, спортсмены, ученые и многие другие.
Александр ОРЛОВ
«С вами разберутся!»
Мой хороший знакомый – руководитель солидного средства массовой информации сообщил недавно в своем паблике ВК:
«Вот и до меня добрались. Позвонила "редактор-волонтер Википедии". Говорит, прям, многие хотят статью обо мне на этом ресурсе иметь, давайте поговорим. Ну, я-то, телевизор смотрю. Нет, - говорю, - не нужна мне статья в вашей сомнительной Википедии (а вотс ап мне картинку википедийную показывает для достоверности). Обиделась. Говорит - я на вас в Роскомнадзор доложу, они с вами разберутся.
Я к чему это: есть прецеденты, когда мошенники по этому же поводу могут позвонить родственникам, сослуживцам, друзьям - не верьте! Будьте бдительны...»
Между славой и наказанием
Тут важно отметить несколько моментов. Первое. Звонок произошел через приложение WhatsAp. Если вам звонят с незнакомого номера через WhatsAp, можно быть на 99% уверенным, что это звонят мошенники.
Многочисленные колл-центры жуликов работают через это приложение просто потому, что звонок получается бесплатным. А поскольку они берут массовостью: условно, на 10 звонков лишь один клиент поддается психологической обработке, то вопрос стоимости звонка важен для преступников.
Второе. Психологическая модель в данном случае построена на «вилке»: между пользой и наказанием. То есть, «волонтер Википедии» подыгрывает тщеславию человека, которое в том или ином виде есть у всякой публичной личности, или сразу угрожает «государственной крышей» и санкциями через надзорные структуры.
Это типичная дилемма, в которую загоняют преступники свои жертвы: «помогите следствию, или станете сообщником», «переведите деньги, или лишитесь всего».
А зачем им это надо
Теперь о сути просьбы: зачем жуликам «собеседование» с вами. Преступники в ходе беседы могут получить личную информацию о вас и ваших близких, которая поможет им в дальнейшей работе.
При разработке крупных клиентов жулики составляют детальный портрет человека, поднимают его связи, выуживают ключевые слова, которые могут быть паролями в приложениях, готовят информацию, которую могут потом использовать для других «заходов» на жертву под видом сотрудников социальных служб, полиции, ФСБ, коллег или родных.
А еще им нужен ваш голос. Современные способы синтезирования речи позволяют за 10-15 минут беседы с вами создать компьютерную модель вашего голоса и перенять характерные речевые особенности.
После такого звонка от вашего имени будут уже звонить по вашим контактам и просить денег к примеру.
«Дай 20 тысяч до вторника»
Кстати, именно это случилось со мной на прошлой неделе. Известная журналистка, с которой я пересекался лишь шапочно, вдруг позвонила мне по WhatsAp и после краткой словесной прелюдии вдруг попросила в долг до вторника 20 тысяч рублей.
Смог бы я отказать женщине, хорошо известной в профессиональных кругах, в одолжении, при большом риске прослыть потом последней сволочью в случае отказа?
К счастью в этот момент я был за рулем и разговор по громкой связи слышала жена – вперившая в меня изумленный взгляд: «Кто это???»
- К сожалению, сейчас не получится, - заблеял я.
- А пятнадцать тысяч, а десять, - продолжал методично изучать глубину моего кармана голос из динамика машины…
Тут меня и осенило, что это развод, я просто отключил связь.
Так что, будьте бдительны!
PS. Милая, можешь считать эту статью объяснительной запиской.