«Украина - это восточная Азия завтра», - цитирует Тайсуки Абиру (старший научный сотрудник Фонда мира Сасакава).
Во времена премьер-министра Синдзо Абэ российско-японские отношения пережили одну из нескольких на протяжении истории попыток сближения. И, как и в прошлом, это не удалось из-за внешних факторов — прежде всего, американо-японских отношений. Теперь, почувствовав угрозу сближения России с КНДР, Япония поняла, что для безопасности в регионе не обойтись без стратегического диалога с РФ.
Старший научный сотрудник фонда мира Сасакава Тайсуке Абиру был одним из инициаторов возобновления диалога с Россией на уровне экспертов. Он отметил, что пока речь идет о взаимодействии в сферах энергетики, науки и гуманитарных знаний. Но необходимо включить в повестку вопросы безопасности. В частности, он рассказал предысторию нынешнего момента в отношениях Японии и России.
«Из-за возвышения Китая Япония пыталась ответить усилением союза с Россией и Индией и в то же время она пыталась ответить на рост влияния Китая усилением союза с США. Как оказалось, одновременное сближение с Россией и с США несовместимы».
Япония не имеет ядерного потенциала и в тоже время находится вблизи трех крупнейших ядерных держав: США, Китая и России. Поэтому безопасность страны восходящего солнца зависит от взаимоотношений с этими тремя странами. Видя подъем китайской военной мощи, Япония решила укрепить связи с Россией и США во время премьер-министра Синдзо Абе. Шел разговор о мирном договоре между нашими странами. Но американцы не согласились предоставлять Японии защиту, в случае нормализации отношений с Россией. Он также сказал, что теперь невозможно вернутся к разговору о территориальных уступках со стороны РФ, потому что мы успели принять новую конституцию и по ее положениям такой шаг невозможен.
Отношения России и Японии стали ухудшаться ещё до начала специальной военной операции – с тех пор, как Абэ ушёл с поста премьер-министра.
СВО стала катализатором для общей смены японской политики в сфере безопасности, где отношения с Россией являются только частью. Отношения с РФ сильно пострадали, когда были введены блокирующие санкции против России.
Но на этом японское правительство не остановилось. Были увеличены военные расходы на 5 процентов по отношению к 2022 году. А после прихода нового руководства к власти в Южной Кореи стал складываться треугольник взаимопомощи и военного сотрудничества между Японий, США и Южной Кореей.
Япония не ядерная держава, но она имеет американские военные базы на своей территории. Именно они стали камнем преткновения при попытке урегулирования территориальных споров с Россией. Мы требовали гарантий, что на тех территориях, что мы передадим Японии не появятся американские базы, но таких обещаний они нам дать не могли.
И в этом проявлялось влияние американской стороны. Оно было направлено на подрыв любых признаков налаживания российско-японского сотрудничества. Япония всегда делала выбор в пользу укрепления союза с США. Сейчас Япония закупает у них крылатые ракеты Томагавк.
Меняется механизм взаимодействия с США. Япония готовится к возможному конфликту вокруг Тайваня. Трансформируется система управления американскими военными подразделениями в Японии. Имеет место подготовка к кризису в Восточной Азии, и это определяет внешнюю политику Японии.
«Япония — мощная военная и военно-промышленная держава. Япония сильнее, чем любая из европейских стран НАТО (если не учитывать наличие ядерного оружия). Японские возможности растут, и США поддерживают этот процесс»,- убежден Тайсуки Абиру.