В июле в Центральной библиотеке им. Лермонтова на Литейном проспекте Санкт-Петербурга состоялся фестиваль «Lermontov_fest-2024», в рамках которого председатель Пензенского регионального отделения Союза кинематографистов России, Президент кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина, генеральный директор киновидеостудии «Свет», член Правления Гильдии киноведов и кинокритиков России Светлана Александровна Старостина представила свой документальный фильм «Лермонтовы. Отец и сын: разделённые любовью».
Сегодня она делится своими свежими впечатлениями…
– Фестиваль «Lermontov_Fest» существует уже 9 лет. А 6 лет назад появилась моя картина «Лермонтовы. Отец и сын: разделённые любовью». Она посвящена анализу сложной семейной ситуации Лермонтова. В 2019-м состоялась премьера фильма на фестивале «Литература и кино» в Гатчине. Его сразу заметили организаторы лермонтовского фестиваля – тележурналист Андрей Смирнов (он ведет передачу о кино) и Инна Георгиевна Локотникова (она работает в библиотеке имени Лермонтова). Потом был ковид, другие проблемы. Наконец мы смогли организовать показ.
– Как фильм встретили зрители?
– Встретили хорошо. Такие показы очень мне дороги. Два года назад у меня была такая же знаковая премьера в московском лермонтовском обществе. Это люди, которые знают о поэте, что называется, «от и до». Они мне тогда сказали, что на одном из портретов, представленных в картине и официально атрибутированных как Лермонтов, изображен его приятель. За что я им искренне благодарна. Ведь такие показы дают не просто важное общение, но еще и помогают найти такие вот ошибки.
И здесь была подобная история, ведь, в большинстве, это были люди, которые просто живут Лермонтовым, дышат воздухом его творчества. Мне очень важно узнать мнение таких, подготовленных, зрителей. Белый зал библиотеки был полностью заполнен. Перед показом фильма рассказала о том, как возник замысел. Ведь я живу на родине поэта, с детских лет меня возили в Тарханы. Семейная трагедия Арсеньевых-Лермонтовых потрясает, поэтому в каждый свой приезд туда я вновь и вновь её переживала. Поэтому для меня было большим счастьем снять об этом картину.
Сам же фильм очень простой, по сути. Он основан на четырех интервью людей, которые, также как и я, любят Лермонтова. Они в разные годы работали или работают в Тарханах: это Тамара Мельникова, Надежда Потапова, Лариса Рассказова и Татьяна Кольян. Каждая – со своей судьбой, своей жизненной позицией и своим взглядом на эту семейную историю. Получилась своеобразная полифония мнений и эмоций, – её надо услышать и почувствовать. Поэтому я для себя определила эту картину как фильм-вздох, грусть о том, как была исковеркана судьба человека. Ведь, возможно, поэт не погиб бы на дуэли, если бы не было у него за плечами той семейной трагедии, истощавшей жизненные силы. Она изначально влияла и на его характер, и на все его поступки и дальнейшие события.
– И какова была реакция, что говорили?
– Много добрых слов говорили. Благодарили, что нет предположений и домыслов, – только факты. Одна женщина заметила, что картина смотрится как детектив, ибо рассказ постоянно переходит от одной рассказчицы к другой (ведь каждая из моих собеседниц имеет своё мнение, и часто они не совпадали). Так и было, впрочем, мной задумано, – всех своих собеседниц спрашивала: «На чьей вы стороне?»
В работе над фильмом принимал участие заслуженный артист России Владимир Антоник, он блестяще прочел духовное завещание отца. Народная артистка России, любимица пензенских зрителей, Галина Евгеньевна Репная представила завещание бабушки поэта. Конечно, это авторское кино, где я строю рассказ со своей личной позиции. Ведь, как историк по первому образованию, я, прежде всего, искала документы. Найти что-то сегодня очень трудно, но мне, всё же, кое-что удалось разыскать. Ведь, как ни странно, в жизни Лермонтова еще много загадок. Например, до сих пор неизвестно, где венчались его родители, был ли Лермонтов на похоронах отца...
При этом одна женщина встала и сказала: «А что это у вас четыре какие-то тётки что-то говорят, – это неинтересно». Значит, это просто не её кино. Она не поняла, что «тётки» не просто говорят, а у каждой своё мнение, свои эмоции, своя энергия. В фильме как раз и показано это столкновение мнений. Ещё один мужчина спросил: «Почему у вас так мало показаны Тарханы?». Извините, но это же не фильм-экскурсия!.. Впрочем, эта критика практически «спровоцировала» всплеск слов благодарности. Говорили и о том, что картин о Лермонтове было много, но подобную, на такую редкую тему, они видят впервые.
– В ходе съёмок картины пришлось посетить и места, связанные с его жизнью и
творчеством?
– Конечно. Ведь мы добрались до таких мест, куда сегодня непросто доехать. Например, село Васильевское, где находилась усадьба Арсеньевых, родственников со стороны дедушки Лермонтова. Именно там познакомились Машенька, будущая мама Лермонтова, и Юрий Петрович, его будущий отец. Мы с трудом добрались до места, где была эта усадьба, от которой, правда, уже почти ничего не осталось. Даже сложно поверить в то, что здесь ранее была усадьба. Там, правда, сохранились руины храма, растут яблони, «потомки» старого сада.
Доехали мы и до Кропотова, где раньше находилась усадьба Лермонтовых. Нашли место, где ранее был похоронен отец в селе Шипово Липецкой области. И всё это – отдельная история. Как и о работе в архивах. И о том, как мы наших героинь писали, а затем – монтировали. Ведь проблема была ещё и в том, что все они когда-то работали экскурсоводами, было очень важно «повествовательную» манеру рассказа убрать – в этом заключалась моя особая задача. Их рассказ должен был быть искренним, эмоциональным.
Так, чтоб было очевидно: они рассказывают о родном человеке. Мне кажется, что это получилось.
– Одним словом, поездка в Санкт-Петербург оставила самые яркие впечатления, не так ли?
– Совершенно верно. Ведь, кроме того, я наконец-то побывала в музее А.С.Пушкина на реке Мойке, а также смогла найти время, чтобы покататься по питерским каналам на экскурсии «Северная Венеция». Побывала и на открытии очень интересной выставки в государственном архиве Санкт-Петербурга, посвящённой юбилею М.Ю.Лермонтова. Именно там, как ни странно, я обнаружила его уникальный портрет, которого так не хватало в моем фильме.
…Творческая жизнь Светланы Старостиной продолжает оставаться насыщенной и весьма богатой на события. Уже через неделю она отправляется во Владикавказ, где примет участие в работе Лаборатории региональной киножурналистики «Наш Экран». Но об этом – уже в следующий раз…