В конце каждого дня северокорейские чиновники просматривали все фотографии, сделанные Тариком Заиди, удаляя те, которые им не нравились. Но Заиди повезло, что он вообще получил возможность снимать в одном из самых закрытых государств в мире.
По статистике, ежегодно только 5000 туристов не из Китая получают право на посещение Северной Кореи, а пандемия Covid-19 заставила социалистическое государство полностью закрыть границы. Однако Заиди повезло посетить страну дважды до Covid.
Однако то, что он исследовал и увидел в Северной Корее, было лишь тем, что ему позволили увидеть и запечатлеть на фото два гида, постоянно сопровождавшие его.
«Гиды регулярно просили меня показать мне им отснятые фото, что приводило к немедленному удалению снимков , которые они посчитали неприемлемыми», — делится своими воспоминаниями Заиди.
«Они оценивали сделанные фотографии и советовали, какие из них следует удалить, а какие, наоборот, были, по их мнению, важными для сохранения. Их настойчивость в получении «хороших фотографий» позабавила меня, побудив меня пообещать им, что я буду повышать своё мастерство сьёмки».
Чиновники Северной Кореи категорически запретили Заиди делать снимки, связанные с армией или военнослужащими, что, по его словам, довольно распространенная практика и в других странах мира.
«Они также не рекомендовали фотографировать отдельных людей, но одобряли групповые снимки», — добавляет он.
«Многие снимки были сделаны в движении, из окон транспортных средств. Иначе эти локации было просто не заснять. В то время как официально разрешенные для съемки локации, такие как Научный центр и официальные памятники, можно было фотографировать сколько угодно, но в сопровождении гида.
Примечательно, что гиды постоянно просматривали мои изображения и просили удалить тот или иной снимок. Когда я спросил из, зачем это делать с фотографиями, на которых нет военных или запрещенных объектов, они мотивировали это стремлением к совершенству: «Мы хотим, чтобы вы делали только самые лучшие фотографии — пожалуйста, старайтесь делать только хорошие фотографии». Этот ответ вызвал у меня улыбку».
Перед въездом в Северную Корею, всё фотооборудование Заиди было проверено пограничниками и внесено в опись. При выезде из страны, он снова должен был предъявить для проверки всё, что было внесено в эту опись.
Фотограф путешествовал по всей Северной Корее, от Даньдуна на китайской границе до демилитаризованной зоны на юге.
Он говорит, что все люди, которых он встречал, были приветливы и гостеприимны, хотя, когда он брал в руки камеру, реакция у них была неоднозначной.
«Дети обычно не возражали против того, чтобы я фотографировал, а взрослые позволяли мне делать фотографии лишь после нескольких минут вежливых просьб, хотя это зависело от того, где мы находились», — говорит он.
«В метро, например, когда я направлял камеру на людей, они все смущенно опускали головы, чтобы их не сфотографировали. Я так и не смог до конца понять, было ли это связано с культурными различиями, застенчивостью или отсутствием культуры съемки. Как и в любой другой точке мира, я фотографировал тех, кто хотел фотографироваться, и уважал желание тех, кто не хотел».