Возвращаюсь я к циклу публикаций про поезда из / до какого-нибудь населенного пункта. И сегодня у нас Краснодар. Начнем мы правда не со списка поездом, а лишь с одного из них - Краснодар - Ленинград. Но уж больно экзотичным был маршрут у поезда из столицы Краснодарского края в Северную столицу. не буду держать интригу, а сразу же раскрою все карты. Представляете: где Краснодар, а где Ленинград? На всякий случай - вот карта:
А вот маршрут современного поезда Адлер - Санкт-Петербург, который проходит в том числе и через Краснодар:
Ну а вот теперь силой своего воображения представьте, что могло прийти в голову людям из МПС в 60-е годы? Правильно! Поезд в Ленинград из Краснодара они запустили через... Крым. Вот его маршрут по основным опорным точкам: Краснодар - Керчь - Джанкой - Запорожье - Лозовая - Харьков - Брянск - Бологое - Ленинград. У меня в читателях точно есть люди, которые дружат с линейкой лучше меня и точно скажут нам километраж маршрута 55-летней давности и современного. Но что-то мне подсказывает, что тот маршрут если и был длиннее, то совсем не намного (у меня получилась протяженность в районе 2470 км). Но там же паромная переправа. А время в пути было и вовсе каким-то заоблачным - 52 часа 24 минуты. Я уж было подумал: а не ошиблись ли составители справочника на 24 часа. И решил проверить. Давайте отследим расписание поезда № 161/162.
Итак, из Краснодара он отправлялся в 15:51 по понедельникам и четвергам. В 18:28 прибывал на Крымскую, с которой после 14-минутной стоянки отправлялся в направлении переправы на Крымский полуостров. Ровно через три часа поезд миновал станцию Старотитаровка (стоянка 1 минута), в 22:04 была Тамань, и в 23:06 он оказывался на станции Кавказ. Если верить справочнику, то стоянка была всего 8 минут, после чего в 23:14 начиналась погрузка на паром. А уже в 00:55 поезд прибывал на станцию Крым. Я уж не знаю, спал ли кто-то в этот момент из пассажиров, но всё действо происходило глубокой ночью. Подозреваю, что не пропустить такое хотели очень многие.
После 10 минутной стоянки уже на территории Крыма, поезд уходил на Керчь - 01:33-01:48, и затем уже через Владиславовку устремлялся на Джанкой, где оказывался в 05:28.
Стоянка в Джанкое была всего 4 минуты и в 05:32 поезд отправлялся на Запорожье. В 06:28 на пути встречалась Новоалексеевка, в 07:50 - Акимовка, а в 08:16 была 12-минутиная остановка в Мелитополе. И это уже Запорожская область.
В 09:07 поезд делал остановку на станции Федоровка, затем без остановки следовал мимо станции с интересным названием Пришиб, в 09:43 останавливался в Таврическе и в 10:18 прибывал в город Саши Савченко. Образ, созданный Николаем Рыбниковым, сегодня там увековечен в памятнике:
Стоянка в городе, где тогда проживало около 650 тыс. (мы еще поговорим о сравнении Краснодара и Иркутска по этому показателю, так вот в Запорожье было немногим более, чем в этих городах), длилась 14 минут, после чего поезд брал курс на Синельниково (11:30-11:44, снова 14 минут), оттуда на Павлоград (12:16), а уже затем на Лозовую (13:09-13:23, и снова ровно 14 минут, как заколдованная продолжительность остановок). Вы думаете она была другой в Харькове?! Нет! Тоже 14 минут - 15:42-15:56. То есть позади остались первые сутки в пути. Ну тут уже как бы понятно, что за 4 часа "долететь" из Харькова ло Ленинграда не смог бы даже "Сапсан", а значит на счёт 52 часов справочник не ошибся.
Из Харькова поезд шел не на Москву, а на Брянск. Маршрут его пролегал через Золочев (и там остановка была "сверхдлительной" - аж 20 минут). Оттуда он уходил на Новоборисовку, а затем уже с минимумом остановок двигался на Анастасьевку, Деревеньки и Льгов-Киевский, куда прибывал в 22:59. Отстояв в этот раз даже меньше (10 минут) - нужно же было наверстывать потерянное в Золочеве, поезд уходил на Арбузово (00:10), и через Дмитриев, Комаричи и Навлю оказывался сначала на станции Брянск-Льговский (03:42), чтобы затем переместиться на Брянск-Орловский (03:56). Здесь стоянка была одной из самых продолжительных - 27 минут. И в 04:23 поезд начинал движение уже в направлении Октябрьской железной дороги через Дятьково на Фаянсовую, затем Занозную и утром в 10:01 оказывался в Вязьме.
Семиминутная остановка будет в Ржеве-Белорусском, откуда в 12:42 поезд отправится на Торжок, где окажется в 14:14. Ну и затем уже в 16:47 Бологое (пошли уже третьи сутки) и в 20:15, то есть через 3,5 часа - Ленинград (этот последний участок с вполне приличной скоростью он преодолевал с одной единственной остановкой в Малой Вишере).
Вот такой интересный маршрут придумали поезду № 161/162. Причем аналогичным путем следовал поезд и из Новороссийска (и номер у него был такой же).
Кстати, уж если мы начали разговор про Краснодар, то почему бы и в статьи про поезда нам тоже не внедрить некие элементы «Что? Где? Когда?». В 70-е годы в Краснодаре был детский кинотеатр, который назывался «Аннушка», Вроде бы на 100 мест. Аналогичный объект в Таганроге назывался «Антей», а в Кемерово - «Антошка».Что же объединяло эти три кинотеатра?
Спасибо, что читаете! До встречи на канале!