"Готовь сани летом, а телегу зимой" гласит русская пословица, и сейчас лучшее время, чтобы заняться выбором новенького комплекта подходящей зимней резины. На нашем рынке представлен большой выбор покрышек всех типов и размеров, марок и брендов, дорогих и дешевых, высококачественных и весьма сомнительных. Какую резину лучше всего подобрать для своего автомобиля, и на каких покрышках езда в зимнюю непогоду будет максимально комфортной и безопасной мы сейчас и разберемся.
На рынке представлены зимние покрышки двух типов: шипованные и фрикционные, так называемые «липучки». Рассмотрим отличие, плюсы и минусы, а также предпочтительность выбора в зависимости от условий при которых эксплуатируется автомобиль.
Самое главное отличие этих двух типов покрышек скрывается в их названии. В первом случае производитель в целях улучшения сцепных свойств колеса с дорожным покрытием шипуют покрышки, а во втором улучшение сцепных свойств достигается за счет увеличенной глубины протектора, наличия большого количества ламелей (специальных надрезов на покрышках, которые помогают улучшить сцепление с заснеженной и ледяной поверхностью дороги) и более мягкой резины. Теперь рассмотрим поподробнее каждый из типов.
Шипованная резина. Шипованные покрышки являются наиболее распространенным типом зимней резины у нас в стране ввиду достаточно суровых погодных условий в большинстве регионов. Плюсы шипованной резины особенно хорошо раскрываются на дорогах покрытых снегом или в условиях гололеда, и к ним можно отнести:
- высокий уровень управляемости;
- возможность уверенно трогаться с места без серьезных пробуксовок;
- короткий тормозной путь;
- хорошая устойчивость на высокой скорости;
- значительное снижение вероятности возникновения заноса.
Стоит отметить, что данные положительные свойства шипованной резины возможны лишь в том случае, если покрышки находятся в хорошем состоянии (потеряно не более 20 – 25 % шипов), в колесах правильное давление (при перекачке колес рисунок контакта колеса с дорогой будет меньше, следовательно, сцепные свойства ухудшаться), и соблюдается скоростной режим и необходимая дистанция.
Теперь перейдем к минусам. Если на заснеженной дороге или при гололеде автомобиль на шипованной резине чувствует себя вполне уверенно, то вот на голом асфальте все положительные свойства переходят в отрицательные, а именно:
- высокий уровень шума, который появляется из-за воздействия шипов на голый асфальт;
- потеря сцепных свойств и ухудшение управляемости на мокрой дороге;
- износ резины (потеря шипов в результате их выпадения) при езде по асфальту;
- повышенный расход топлива.
Обратимся к вопросу выбора шипованной резины. Предпочтительней рассматривать варианты с наибольшим количеством шипов на покрышке, так как будут обеспечиваться максимальные сцепные свойства, однако такие модели по стоимости на порядок выше относительно бюджетных моделей.
Одним из лучших вариантов, представленных на рынке является Michelin X-Ice North 4 (у данной модели покрышек самое большое количество шипов по сравнению со всеми конкурентами). Так же отличные варианты Pirelli Ice Zero 2, Continental IceContact 3 и Nokian Tyres Hakkapeliitta 10p. Из среднего ценового сегмента можно присмотреться к моделям: Kumho Wintercraft Ice WI32 (WI31), Yokohama iceGuard Stud iG65, Ikon Tyres Nordman 8 (новое название шин производящихся на бывшем заводе Nokian во Всеволожске). Из бюджетного сегмента лучше всего себя показали модели Triangle TI501 IceLynX и Cordiant Snow Cross 2. Так же появилось много моделей китайского бренда Landsail. Конечно, стоимость комплекта резины бюджетного ценового сегмента будет значительно ниже, нежели комплект резины флагманских моделей, однако такие покрышки более жесткие, шумные, и имеют более низкие сцепные свойства.
Фрикционная резина. Как уже было указанно выше фрикционная резина, она же «липучка», обеспечивает сцепление с дорожным покрытием за счет глубокого протектора, более мягкой резины, и наличием большого количества ламелей. Совокупность данных факторов обеспечивает быстрый отвод воды, большое пятно контакта с дорогой, и хорошие сцепные свойства покрышки на отчищенных от снега и льда поверхностях. Фрикционную резину можно разделить на два вида: европейскую и арктическую (скандинавскую).
Европейская больше подходит для регионов с мягким климатом, где температура редко опускается ниже 0, и она может обеспечить хорошие сцепные свойства в условиях мокрого снега или дождя. Арктическая резина подходит для использования в зимний период и при воздействии отрицательной температуры. За счет более агрессивного рисунка протектора имеет лучшую проходимость в снегу относительно моделей европейского вида.
При выборе фрикционных покрышек нужно обращать внимание на указанную на них маркировку. На европейские наносят пометку «Для мягкой зимы», а также индекс допустимой скорости Н – 210 км/ч, V – 240 км/ч. На арктические наносят пометку «Для северной зимы», и так же индекс допустимой скорости Q – 160 км/ч, R – 170 км/ч, T – 190 км/ч.
Теперь обратимся к плюсам и минусам фрикционных моделей относительно их шипованных «собратьев». К плюсам можно отнести:
- Обеспечивают хорошую управляемость и короткий тормозной путь на сухом и заснеженном асфальте;
- не способствуют увеличению расхода топлива;
- имеют приемлемый уровень шума при езде;
- не повреждают дорожное покрытие.
К минусам можно отнести:
- на влажном покрытии такой класс резины теряет свои сцепные свойства в связи, с чем снижается управляемость;
- при долгой езде по сухому асфальту или высокой температуре окружающей среды, покрышки становятся мягкими, и увеличивается тормозной путь (рекомендуемая эксплуатация от +5 °C);
- низкая управляемость при езде по гололеду или глубокому снегу (увеличенный тормозной путь).
Что касается выбора, то на рынке представлено большое количество моделей. Одной из лучших является проверенная временем Continental VikingContact 7 (минусом является очень мягкая боковина). Также можно обратить внимание на модели Nokian Hakkapeliitta R3, MICHELIN X-Ice 3, Pirelli Ice Zero FR, новые модели Continental Winter Contact TS и Hankook Tire Winter i*cept evo 3. Самое главное отличие среди моделей заключается в рисунке протектора (за счет чего обеспечивается сцепление с дорогой), мягкости резины, и уровне шума при движении.
Думаю, теперь вам будет легче подойти к вопросу о выборе нового комплекта резины перед предстоящей зимой, и разница между шипованными и фрикционными покрышками больше не будет для вас какой то тайной. Надеюсь, материал оказался полезным, спасибо, что дочитали до конца, подписывайтесь на канал, пишите ваши комментарии, ставьте лаки, и до новых встреч.