Мы продолжаем серию интервью с российскими художниками, финалистами и полуфиналистами всероссийского фестиваля «Время, вперед!», чьи работы были представлены в рамках групповой выставки «Искусство труда» в Западном крыле Новой Третьяковки в разные годы работы Фестиваля. Очень интересный, вдумчивый и содержательный разговор получился с молодым художником из Уфы Элиной Коробейниковой.
Элина, расскажите немного о себе.
Я родилась и живу в Уфе, сейчас перехожу на шестой курс в Уфимском институте искусств им. Загира Исмагилова, специальность – станковая живопись. Являюсь членом Молодёжного объединения при РО ВТОО «Союз художников России» Республики Башкортостан, членом Ассоциации художников-пленэристов России и Евразийского Художественного Союза. Я часто пишу маслом композиции на больших форматах, в процессе такой работы сложно держать во внимании весь холст: каждая свеженаписанная деталь влияет на всю работу, и не всегда можно понять, это влияние благотворное или лучше счистить новый слой мастихином и переписать. Поэтому, чтобы ощутить свободу в поиске композиции и цвета, я люблю делать быстрые цифровые зарисовки. В свободное время пытаюсь осваивать видеомонтаж, чтобы искать новые возможности делиться своим творчеством в соцсетях (псевдоним - elkorobox).
Есть ли в вашей семье творческие люди?
Мои родители – творческие люди. Папа любит живопись и занимается ею много лет, несмотря на то, что его профессия не связана с искусством. Тяга к рисованию в семье поощрялась с раннего возраста: мне разрешали рисовать на обоях. Мама – музыкант, с детства приобщала меня к игре на фортепиано. Думаю, чем бы ребенок не занимался в детстве, это оставляет след и влияет на его восприятие. Даже с технической стороны: во время игры на инструменте важно контролировать и варьировать силу, с которой нажимаешь на клавиши. Подобный контроль важен и для художника, который штрихует или пишет. Живопись воздействует на зрителя в основном через образы, в то время как язык музыки – непознаваемый, ведь он не обращается к разуму через логическое, ассоциативное восприятие, а напрямую говорит с чувствами. Поэтому музыка считается самым самодостаточным искусством. Мне близки такие произведения живописи, которые по степени своей самодостаточности уподобляются музыке: завораживают своей высокой техникой, интересной формой, и только после этого призывают рассмотреть содержание. Мне кажутся актуальными слова Николая Фешина: «Для художника неважно, чем заполнить холст (он должен уметь работать на любую тему), но всегда очень важно как заполнить его.
Были ли у вас персональные или групповые выставки? Где и когда?
Я дважды участвовала в республиканских выставках «Молодые художники Башкортостана», проходивших в Уфимской художественной галерее в 2023 и 2024 годах. Мне посчастливилось выставлять работы в залах СХР западного крыла Новой Третьяковки: на выставках «Искусство труда» в 2024 г., «Молодые художники регионов России» в октябре 2023 г., «Образ Петра Великого. Лучшие работы» в октябре 2022 г. В 2022 году участвовала во Всероссийской выставке «Молодые Художники 22» в Оренбургском музее изобразительных искусств и в групповых выставках в Санкт-Петербурге: «Санкт-Петербургская неделя искусств», «Реализм 2.0», «Искусство натюрморта». Принимаю участие в групповых выставках, проходящих в Москве: «Летнее настроение» в галерее «Арт-Коммуна» в июне 2024 г., выставка Ассоциации художников-пленэристов «Рождественские встречи» в выставочном зале МСХ в 2023 г., «Учение - свет. Знание - сила» в Центре Ле Корбюзье в 2023 г., «Российская Неделя Искусств» в 2021, 2022 и 2023 гг. и т.д. В сентябре 2023 г. участвовала в выставке современного искусства Art show in Ankara в Анкаре.
Как вы узнали о Фестивале «Время, вперёд!»? Чем вас привлекает тема труда?
Впервые узнала о Фестивале «Время, вперёд!» в телеграм-канале с информацией о разных конкурсах и «опен-коллах» для художников. Меня заинтересовал Фестиваль, потому что я уже обращалась к теме труда в своих работах, она мне близка. Эта тема, как мне кажется, задаёт направление в сторону чего-то динамичного, наполненного энергией, цветом, поэтому она продолжает вдохновлять художников.
Какие работы вы представляли для участия в выставке «Искусство труда»?
Я представила работу «Праздник урожая». В ней отражены мои впечатления от небольшого уличного рынка, на котором я часто бывала в детстве. Торгуют там в основном люди, ведущие собственное хозяйство, они относятся к плодам своего труда с особым теплом. Наиболее красочно это место выглядит, когда устраивается осенняя ярмарка: золотистый переливающийся мёд, подсолнухи, грибы – все это создает теплую по колориту картину, открывающуюся прохожим. Кто-то из них пробегает мимо, кто-то, напротив, с вниманием относится к дарам осени, добытым трудом фермеров, огородников и пасечников. Благодаря людям этот богатый натюрморт превращается в оживлённую жанровую сцену.
Ваш любимый музей, где находится и чем запомнился?
Любимый Музей находится в родном городе - художественный музей имени М. В. Нестерова в Уфе. Всегда можно найти что-то новое, в очередной раз рассматривая коллекцию классического искусства в старом здании музея. Оно представляет собой усадьбу начала XX века и соединяется с новым зданием, где проходят масштабные выставки и лекции.
Ваше место силы? Расскажите о трех таких в любом городе мира.
Мне повезло учиться в историческом центре Уфы, поэтому я периодически выхожу на пленэры неподалёку и люблю места, которые окружают центр. Одно из таких мест — Сад имени Салавата Юлаева на Случевской горе в Старой Уфе. Отсюда открывается живописный вид на набережную реки Белой и Бельский мост. Эти места можно узнать на работах известных художников: «Над Белой», «Старая Уфа. Первый снег» Александра Бурзянцева, «Пробуждение» Бориса Домашникова. Сложно поверить, что живописцы вдохновлялись одним и тем же пейзажем, ведь художественный язык каждой работы очень индивидуален. В этом и есть магия, как мне кажется: мастера уловили настроение города и создали мир, существующий по своим законам, но персонажи в этом мире имеют реальных прототипов – Бельский мост, например. В нескольких минутах ходьбы от него находится еще одно вдохновляющее место – улица Пушкина. Мне нравятся её старые фактурные домики, их всегда интересно писать.
Третье место не связано с моим творчеством, но вспоминаю его с теплотой. Это Якорная площадь – центральная площадь в Кронштадте. Я застала её в «золотой час» на закате. Для небольшого города – огромное пустое пространство, залитое солнцем, немноголюдное. Уравновешивает свободное пространство грандиозный Никольский морской собор, напоминающий массивным центральным куполом и боковыми полукуполами храм св. Софии в Константинополе.
Расскажите о вашей самой любимой работе (созданной вами).
Наверное, это работа «Ожидание» (100х80 см). Я плохо представляла, каким должен быть финальный результат, когда только начинала писать, но в голове было состояние, которое хотелось передать: атмосфера дождливого городского пейзажа и настроение людей, вырванных ненадолго из городской суеты, вынужденных провести несколько минут на остановке в ожидании транспорта. Движение курьеров, пешеходов и машин на дальнем плане не прерывается, несмотря на непогоду.