Искусственный интеллект (ИИ) - это обширная отрасль информатики, связанная с созданием умных машин, способных выполнять задачи, которые обычно требуют человеческого интеллекта.
Исторически развитие Аристотелем силлогистики (теории логического вывода) и законов дедуктивного мышления было ключевым моментом в формировании западного интеллекта и в попытке осознать законы познания действительности европейским человеком.
Дедукция — nepexoд в размышлении от общего к частному, или процесс логического вывода, состоящий в nepexoдe от посылок к следствиям, которьiе выступают как «частные случаи» общих посылок. Это есть собственно процедура обобщения — усмотрение в частном общего правила. Дедукция работает на основе уже установленных законов.
История искусственного интеллекта насчитывает менее века. Ниже приводится краткий обзор некоторых из наиболее важных событий в области ИИ.
1940-е годы
- (1943) Уоррен Маккалоу и Уолтер Питтс публикуют «Логическое исчисление идей, присущих нервной деятельности». В статье предложена первая математическая модель построения нейронной сети.
- (1949) В своей книге «Организация поведения: нейропсихологическая теория» Дональд Хебб предлагает теорию о том, что нейронные пути создаются на основе опыта и что связи между нейронами тем сильнее, чем чаще они используются.
Дональд Хебб - (1904 - 1985) канадский психолог Канадский физиолог и нейропсихолог. Известен работами, приведшими к пониманию значения нейронов для процесса обучения. Его также называют одним из создателей теории искусственных нейронных сетей, так как он предложил первый работающий алгоритм обучения искусственных нейронных сетей. Википедия
1950-е годы
- (1950) Алан Тьюринг публикует «Вычислительные машины и интеллект», предлагая то, что сейчас известно как тест Тьюринга, метод определения того, разумна ли машина.
- (1950) Студенты Гарварда Марвин Мински и Дин Эдмондс создают SNARC, первый компьютер с нейронной сетью.
- (1950) Клод Шеннон публикует статью «Программирование компьютера для игры в шахматы».
- (1950) Айзек Азимов издает «Три закона робототехники».
- (1952) Артур Сэмюэл разрабатывает самообучающуюся программу для игры в шашки.
- (1956) Понятие «искусственный интеллект» была создано в «Дартмутском летнем исследовательском проекте по искусственному интеллекту». Конференция под руководством Джона Маккарти, на которой были определены масштабы и цели ИИ, считается рождением искусственного интеллекта в том виде, в каком мы его знаем сегодня.
- (1956) Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон демонстрируют «Теоретик логики» (LT), первую программу рассуждений.
- (1958) Джон Маккарти разрабатывает язык программирования ИИ Lisp и публикует статью «Программы со здравым смыслом». В документе был предложен гипотетический советник, полная система ИИ, способная учиться на собственном опыте так же эффективно, как это делают люди.
- (1959) Аллен Ньюэлл, Герберт Саймон и Дж. К. Шоу разрабатывают General Problem Solver (GPS), программу, имитирующую решение человеческих проблем.
- (1959) Герберт Гелернтер разрабатывает программу доказательства теорем геометрии.
- (1959) Артур Самуэль придумал термин машинное обучение в IBM.
- (1959) Джон Маккарти и Марвин Мински основывают проект искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте.
1960-е
- (1963) Джон Маккарти открывает лабораторию искусственного интеллекта в Стэнфорде.
- (1966) В докладе Консультативного комитета по автоматической обработке языков (ALPAC) правительства США подробно описывает отсутствие прогресса в исследованиях машинного перевода, влиятельной инициативы времен холодной войны, обещающей автоматический и мгновенный перевод на русский язык. Отчет ALPAC приводит к отмене всех финансируемых государством проектов МП.
1970-е
- (1972) Создан язык логического программирования PROLOG.
- (1973) «Отчет Лайтхилла», подробно описывающий разочарования в исследованияхпо искусственному интеллекту; выпущен британским правительством и приводит к серьезному сокращению финансирования проектов искусственного интеллекта.
- (1974-1980) Разочарование по поводу прогресса в развитии ИИ приводит к значительному сокращению академических грантов DARPA. В сочетании с предыдущим отчетом ALPAC и прошлогодним «Lighthill Report» финансирование программ по искусственному интеллекту иссякает, а исследования прекращаются. Этот период известен как «Первая зима искусственного интеллекта».
1980-е
- (1980) Digital Equipment Corporation разрабатывает R1 (также известную как XCON), первую успешную коммерческую экспертную систему. Разработанный для формирования заказов на новые компьютерные системы, R1 положит начало инвестиционному буму в экспертных системах, который продлится большую часть десятилетия, фактически положив конец первой «зиме искусственного интеллекта».
- (1982) Министерство международной торговли и промышленности Японии запускает амбициозный проект компьютерных систем пятого поколения. Цель FGCS - разработать производительность, подобную суперкомпьютеру, и платформу для разработки ИИ.
- (1983) В ответ на FGCS Японии правительство США запускает стратегическую вычислительную инициативу для проведения исследований в области передовых вычислений и искусственного интеллекта, финансируемых DARPA - Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США.
- (1985) Компании тратят более миллиарда долларов в год на экспертные системы, и для их поддержки возникает целая индустрия, известная как рынок машин Лиспа. Такие компании, как Symbolics и Lisp Machines Inc., создают специализированные компьютеры для работы на языке программирования ИИ Lisp.
- (1987–1993) По мере совершенствования компьютерных технологий появились более дешевые альтернативы, и в 1987 году рынок машин на Лиспе рухнул, положив начало «второй зиме искусственного интеллекта». В течение этого периода обслуживание и обновление экспертных систем оказалось слишком дорогим, и в конечном итоге они перестали пользоваться популярностью.
1990-е годы
- (1991) Вооруженные силы США развертывают DART, автоматизированный инструмент планирования и логистики во время войны в Персидском заливе.
- (1992) Япония прекращает проект FGCS в 1992 году, сославшись на неудачу в достижении амбициозных целей, поставленных десятилетием ранее.
- (1993) DARPA завершает стратегическую вычислительную инициативу в 1993 году, потратив почти 1 миллиард долларов и не оправдав ожиданий.
- (1997) Deep Blue от IBM побеждает чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова
2000-е
- (2005) Стэнли, беспилотный автомобиль, выигрывает DARPA Grand Challenge. Это гонка между автономными роботизированными транспортными средствами, которая состоялась 3 ноября 2005 года в Викторвилле, Калифорния, на бывшей базе ВВС Джорджа.
DARPA Grand Challenge — соревнования
- (2005) Военные США начинают инвестировать в автономных роботов, таких как Big Dog от Boston Dynamics и PackBot от iRobot.
Боевой робот Бостон Динамикс
- (2008) Google совершает прорыв в распознавании речи и представляет эту функцию в своем приложении для iPhone.
2010-2014 гг.
- (2011) IBM Watson побеждает конкурентов на Jeopardy - американской телевизионной игре-викторине. IBM Watson - суперкомпьютер фирмы IBM, оснащённый системой искусственного интеллекта, созданный группой исследователей под руководством Дэвида Феруччи. Его создание - часть проекта DeepQA. Основная задача Уотсона - понимать вопросы, сформулированные на естественном языке, и находить на них ответы с помощью ИИ. Назван в честь первого президента IBM Томаса Уотсона..
Суперкомпьютер Уотсон
- (2011) Apple выпускает Siri, виртуального помощника на базе искусственного интеллекта через свою операционную систему iOS.
- (2012) Эндрю Ын, основатель проекта Google Brain Deep Learning (исследовательский проект Google по изучению искусственного интеллекта на основе глубокого обучения) загружает нейронную сеть с помощью алгоритмов глубокого обучения 10 миллионами видеороликов YouTube в качестве обучающего набора.
Эндрю Ын род 1976 - американский учёный в области информатики, доцент Стэнфордского университета, исследователь робототехники и машинного обучения. Один из основателей стартапа в области онлайн-обучения Coursera. Википедия
- (2014) Создан Amazon Alexa виртуальный ассистент, разработанный компанией Amazon и впервые появившийся в умных колонках Amazon Echo и Amazon Echo Dot. Ассистент поддерживает голосовое общение, воспроизведение музыки, подкастов и аудиокниг, составление списков дел, настройку будильников, предоставление актуальной информации о погоде, трафике, спорте, новостях и т. п., управление устройствами в умном доме. Пользователи могут расширять возможности Alexa, устанавливая «навыки», разработанные сторонними поставщиками.
Amazon Alexa Smart Home
2015-2021
- (2016) AlphaGo из Google DeepMind побеждает чемпиона мира по игре в го Ли Седола. Сложность древней китайской игры рассматривалась как серьезное препятствие, которое необходимо преодолеть в ИИ.
AlphaGo из Google DeepMind побеждает чемпиона мира по игре в го Ли Седола.
- (2016) Первый «гражданин-робот», робот-гуманоид по имени София, создан Hanson Robotics и способен распознавать лица, вербальное общение и выражение лица.
Робот-гуманоид по имени София
- (2018) Google выпускает механизм обработки естественного языка BERT, снижающий барьеры для перевода и понимания приложений машинного обучения.
- (2018) Компания Waymo -(производитель технологии для беспилотных автомобилей, дочерняя компания Alphabet, основана 13 декабря 2016 года) запускает сервис Waymo One, позволяющий пользователям в столичном районе Феникс запросить трансфер на одном из беспилотных автомобилей компании.
- (2020) Baidu выпускает свой алгоритм LinearFold AI для научных и медицинских групп, работающих над разработкой вакцины на ранних стадиях пандемии SARS-CoV-2. Алгоритм способен предсказать последовательность РНК вируса всего за 27 секунд, что в 120 раз быстрее, чем другие методы.
Спасибо за внимание!
Все фото взяты с Яндекса в свободном доступе