- Снова меня не взяли на охоту, - жаловался Нэмнолкэн сестре. - Кэнтэльына взяли, хоть он младше меня, - продолжал ныть подросток. – Он даже лук плохо держит, а у меня рука твердая, - поднял руку со сжатым кулаком мальчик.
- Братья говорили, что ты всю дорогу ныл: то далеко идти, то холодно, то мокро, - маленькая сестра пыталась передразнить недовольный ропот брата.
- Кэнтэльын тоже громко разговаривает, но его не ругают за это, - продолжал возмущаться парень.
- У младшего брата голос хоть и громкий, но он умеет вовремя замолчать, - защищала брата Яасынкэна.
- И все же я считаю, что это нечестно! – не нашёл поддержки у сестры Нэмнолкэн и стал уже топать ногами от досады.
Девочка пожала плечами, стала дальше играть с самым младшим братишкой Рынгымэлёталгыным и быстро забыла обычное недовольство старшего.
Юноша брел по мягкому мху, смотрел под ноги, иногда пинал кочки и бурчал себе под нос.
- Ты чем снова недоволен? – веселый голос отвлёк Нэмнолкэна от грустных мыслей. – Пойдем птичьи яйца собирать? – улыбалась ему Мыкыкылылягина. Она хоть и была ровесницей, но ростом маленькая, поэтому и прозвали ее Бусинкой. Ей уже сделали первые татуировки на лбу, но тонкие синие полоски почти не заметны: голову девочки украшала кожаная тонкая полоска с бисерными нитями у висков. Мешковатый кэркэр только подчёркивал хрупкость фигуры. Правый рукав девочка спустила. Угловатое плечо уже успел окрасить первый летний загар.
- Опять по болотам шлёпать, - недовольно буркнул подросток. - Ноги мочить.
- А я буду петь, так веселей, - задорно тряхнула головой девочка, и тихонько стукнулись бусины на её черных косичках. Она правда пела хорошо. Считалась лучшей певуньей в стойбище.
— Вот еще, - с раздражением зыркнул на девочку Нэмнолкэн.
Бусинка рассмеялась, взяла сердитого друга за рукав и потащила к берегу озера.
- Не беги так быстро! Оторвёшь рукав! Здесь много комаров! Давай обойдем болото! – пытался перебить звонкую и веселую песню Мыкыкылылягины мальчик. Но она бодро шла и вела за собой слабо упирающегося паренька.
Солнце обогревало тундру. Она благодарно показывала ему свою несмелую красоту: нежный влажный мох, скромную зеленую травку, яркий иван-чай, кроткие ромашки, лиловые крохотные колокольчики, желтые приземистые одуванчики, трогательные рододендроны. Наливался сладостью корень пъукпъука.
Над тундрой в пении с девочкой соревновались пуночки, куропаточки перелетали с куста на куст, чечётки красовались ярким оперением и ждали своих подруг. Любопытные евражки выглядывали из своих норок. Полёвки испуганно прятались в низкой травке, а росомахи сторожили юрких мышек. Еще не до конца сменивший с летней на зимнюю шубку зайчишка навострил длинные ушки и жевал свою капусту, рыжая плутовка внимательно наблюдала за косым.
Прохладный ветерок разгонял наглых комаров, трепал густые недавно стриженные волосы парнишки и играл с бисерными нитями девчушки.
У сверкающего небольшого озера дети замолчали и прислушались к крикам журавлей. Уточки беспокойно вспорхнули из своих гнезд. Пара белых лебедей стыдливо смотрела в зеркальную гладь. Девочка ловко перепрыгивала с камня на камень и быстро находила яйца. Нэмнолкэн всё время спотыкался, раздражался, недовольно бурчал, с огорчение громко вздыхал. Птицы с гомоном налетали на копошащегося подростка. Бусинка набрала полный меховой мешок яиц, легко и смеясь подбежала к другу. У того мало было добычи. Три яйца разбились рядом на камне. Подросток, морщась потирал ушибленное колено. Мыкыкылылягина помогла Нэмнолкэну подойти к воде, ловко распутала завязки на брючине меховых штанов, тонкими и маленькими пальчиками умело закатала повыше, холодной водой обмыла коленку. Подросток всё это время хмурил лоб, охал и закатывал глаза. И хотел было уже начать жаловаться на ледяную воду, но вдруг передумал и замолчал. Розовые ручки девочки так приятно прикасались к его коленке, что мальчик совершенно забыл про ушиб и не чувствовал холод.
- Уже лучше? - подняла глаза на паренька Бусинка. У неё были такие глубокие и ясные глаза. Нэмнолкэн увидел в них себя. Растерянного, лохматого, угловатого. А она смотрела с неподдельным сочувствием, такая тоненькая, красивая. В сердце подростка как-то сладко заныло. Ему отчаянно захотелось прикоснуться к лицу Мыкыкылылягиной, погладить смуглую щечку, покрытую легким пушком, смахнуть запутавшуюся травинку из косы, защитить хрупкое плечико от дерзкого комара. Ах, как бы ему хотелось стать комаром! Нэмнолкэн уже поднял руки, чтоб взять еë холодные ладошки в свои и согреть теплым дыханием, как сверху на него с громогласными криками устремилась большая птица. Парень вскочил и замахал руками. Девчонка задорно рассмеялась.
Бусинка шла не спеша, аккуратно прижимала к груди меховой мешок с хрупкой добычей и весело пела. Её голос такой чистый и звонкий разносил легкий ветер по летней цветущей тундре, добавляя ей еще больше жизни и радости. Позади прихрамывая, брел её ворчливый друг. Он спотыкался на каждой кочке, потому что смотрел в спину подруге, и размышлял о том, что такое с ним произошло на берегу. Меховой комбинезон девочке великоват и широк, от этого она казалась еще меньше и тоньше. Молодой человек загорелся желанием бережно обнять Бусинку и оберегать от разных опасностей. Две черные косички, украшенные бусинами и тонкими кожаными лентами, качались. Зеленая травинка запуталась в тугой прядке. Тонкий пушистый завиток выбился и струился по хрупкой шее вдоль обнаженной смуглой спинки. Одна из разноцветных нитей, спускающаяся с виска, едва касалась обнаженного, гладкого, смуглого девичьего плеча. Как он завидовал этим украшениям! Бусинка нравится ему! От этой мысли парень остановился. Сердце стучало так громко и быстро, казалось, что сейчас выскочит из груди. Молодой человек задышал часто, что голова закружилась. Он замахал руками перед лицом, то ли отгоняя назойливых комаров, то ли глупые мысли. Еще совсем недавно он дразнил старшего брата Рахтына и Атгокэгтыну женихом и невестой, смеялся над тем, как они гуляли, держась за руки, и, казалось ему, это так глупо. Нэмнолкэн густо и стыдливо покраснел. Он обогнал Мыкыкылылягину, хоть и ныла коленка. Пусть лучше нога болит, чем так непонятно щемит сердце.
Вдруг что-то чавкнуло под стопой. Нога застряла в болотистой жиже. Нэмнолкэн упал прямо на мешок с птичьими яйцами.
- Ты не ушибся? – участливо побеспокоилась девочка.
- Отстань, - нагрубил в ответ подросток. – Я говорил, что здесь болото, комары, а ты меня потащила. Из-за тебя всё разбил, - вытряхнул разбитую скудную добычу ворчун.
- Я поделюсь с тобой. У меня много, - протянула свой мешок Бусинка.
Грубиян махнул рукой и угрюмо стал обходит болотистое место по кочкам. Он снова стал недовольно ворчать о жарком солнце, нудных комарах, промоченных ногах, ушибленном колене. Ему было обидно и стыдно. Мыкыкылылягина молча побрела за другом. Теперь их ничего не радовало: чириканье пташек, нарядная тундра, смелые евражки, пугливые лемминги, дерзкие песцы. Ласки ветра, тепло солнца молчаливые подростки не замечали.
Дети разошлись по своим ярангам. Бусинка отдала матери мешок с птичьими яйцами, залезла в полог, уткнулась лицом в мягкие шкуры. Её плечи задрожали.
- Мама искала тебя, чтоб ты принес воды, - встретила сердитого брата сестра.
- Сама сходи, - надерзил ей Нэмнолкэн. Он забрел в свой чум, бросил грязный мешок на пол, снял меховую обувь, положил её поближе к огню, сел и обнял колени руками. Слеза покатилась по щеке. Вдруг кто увидит?! Утер нос рукавом.
- Что случилось, сынок? – донëсся голос из дальней части яранги. Мама развешивала полоски мяса на перекладины для завяливания.
- Ничего. Ноги промочил, - кивнул головой в сторону мокрых плекыт подросток.
- Ты обиделся, что Рахтын не взял тебя на охоту, а Нычеварокэн на пастбище? – сочувственно погладила мама сына по голове. – Я понимаю. Обидно. Я поговорю со старшим братом.
Мальчик отстранился:
- Я сам не захотел.
Гэннылина немного помолчала, набираясь смелости для важного разговора. Глубоко вздохнула и решилась:
- Мы с твоим отчимом подумали, что пора тебе невесту искать.
У паренька замерло сердце. Мыкыкылылягина!
- У него есть племянница твоего возраста. Нычеварокэн планирует в конце лета в том стойбище обменивать оленей и познакомить вас друг с другом.
Нэмнолкэн молча смотрел на языки пламени. Они танцевали, а струи дыма на мгновение переплелись в силуэт Бусинки и унесли ее образ в дымоход. Подросток неожиданно выпрямился и прямо босиком выскочил из яранги. Колючая трава спустя время отрезвила взволновавшийся разум. Он вернулся, почёсывая ноги, и вспомнил про большой синяк на коленке. Мама сидела у костра и бросала в большой котел куски мяса. Её лицо омрачил непонятный порыв сына.
- Мыкыкылылягина, - очень тихо и виновато произнес Нэмнолкэн.
- Мама! Мама! Смотри! Мы стрекозу поймали! – вбегая в ярангу, наперебой радостно кричали Увнэгны и Яасынкэна. Девочка чуть раскрыла ладошку и быстрокрылое насекомое вылетело на свободу. Вот суматоха началась!
- А где малыш Рынгымэлёталгын? - немного успокоившись, обернулась на дочь мама.
Все выбрались из дома. Двухлетний карапуз таскал за уши щенят, те весело лаяли и запрыгивали на малыша. Он упал, и щенята гурьбой навалились на мальчика. Тот хохотал и вяло отбивался от облизывания и легкого покусывания.
Автор: Lisenoc
Источник: https://litclubbs.ru/articles/57298-pervaja-lyubov-nemnolkena.html
Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
Читайте также: