Найти в Дзене

Павел Третьяков:«Я купец, хотя часто имею и антикупеческие достоинства».

И ещё там полярная ночь. Солнце уходит, потому что всё равно всё плохо, так зачем вам свет. Всем здравствовать! Доброго дня, тепла и душевного равновесия всем! А особенно гостям канала ™Закат Солнца Вручную™, который продолжает свою работу. Неизменно автор канала неизменно по имени Ольга спешит сообщить всем присутствующим - Добро пожаловать! Всем рада! Милости просим! Сегодня на внутреннем календаре канала 06.08.2024 г. И снова я могла бы озаглавить сегодняшнюю публикацию "Я поведу тебя в музей, - сказал Ба внук". Сегодня у нас посещение Третьяковской галереи, мероприятие, которое было внесено внуком в список обязательных и желательных посещений во время летних каникул. Ну что же, пойдём прикасаться к прекрасному, смотреть на шедевры и проникаться духом "дел давно минувших дней, преданий старины глубокой". Я не сразу решилась на этот рассказ. Ну что нового я могу рассказать о месте, о котором давным давно всё рассказано и показано. Со школьной скамьи мы знаем эти фамил
Оглавление

Сходили в Третьяковскую галерею. Заметки и впечатления. И что было потом.

06.08.2024 г, вторник.

«Так, в середине девятнадцатого века, Имея в обществе художников друзей, Влюбленных в живопись два русских человека, Два брата Третьяковых создали музей. Изобразительного русского искусства, Собрав шедевры, больше тысячи картин, Легли в основу галереи.  Люди чувства Лишь благодарности испытывают к ним!»/Сергей Лузиков, 2024/.
«Так, в середине девятнадцатого века, Имея в обществе художников друзей, Влюбленных в живопись два русских человека, Два брата Третьяковых создали музей. Изобразительного русского искусства, Собрав шедевры, больше тысячи картин, Легли в основу галереи. Люди чувства Лишь благодарности испытывают к ним!»/Сергей Лузиков, 2024/.
  • Время года: всё ещё лето.
  • Время суток: и вечер, и утро, и ночь немного.
  • Настроение: хорошее такое 🙂.
  • Книга: Слава Сэ(Вячеслав Солдатенко) — "Когда утонет черепаха"(2018), Часть 4. Паша.
  • Цитата дня:
И ещё там полярная ночь. Солнце уходит, потому что всё равно всё плохо, так зачем вам свет.

Предыдущая публикация ЗДЕСЬ ⤵️

Всем здравствовать!

Доброго дня, тепла и душевного равновесия всем! А особенно гостям канала ™Закат Солнца Вручную™, который продолжает свою работу. Неизменно автор канала неизменно по имени Ольга спешит сообщить всем присутствующим - Добро пожаловать! Всем рада! Милости просим!

Сегодня на внутреннем календаре канала 06.08.2024 г. И снова я могла бы озаглавить сегодняшнюю публикацию "Я поведу тебя в музей, - сказал Ба внук". Сегодня у нас посещение Третьяковской галереи, мероприятие, которое было внесено внуком в список обязательных и желательных посещений во время летних каникул. Ну что же, пойдём прикасаться к прекрасному, смотреть на шедевры и проникаться духом "дел давно минувших дней, преданий старины глубокой".

Я не сразу решилась на этот рассказ. Ну что нового я могу рассказать о месте, о котором давным давно всё рассказано и показано. Со школьной скамьи мы знаем эти фамилии, этих персонажей, репродукции этих картин смотрели на нас со страниц школьных учебников. Значит, как уже не раз делалось, рассказывать буду о своём видении, о своих впечатлениях, транслировать свои ощущения и эмоции. А их, поверьте, было немало. Тем более, что в Третьяковской галерее я была последний раз очень давно. В прошлом веке))) И если вас не настораживает возможность погрузиться в рассуждения и размышления дилетанта, прошу ко входу в храм. Храм живописи, скульптуры и истории ...

Для постоянных гостей, читателей и подписчиков напоминаю, а для вновь прибывших поясняю - ничего умного и полезного вам здесь не отыскать. ПенсионЭрка по возрасту, онкопациент, любимая и любящая сестра, многодетная мать и четырежды бабушка ведёт канал - дневник о своей жизни. Мы здесь просто для приятного общения в дружелюбной атмосфере. Всем добро пожаловать! Всем рады! #Комментарии читать обязательно! Они бывают гораздо интереснее самой публикации)))#

Обычно в Третьяковскую галерею, Третьяковку, как мило, но не фамильярно(вот Патрики - это фамильярно и даже пошло) называют её в обиходе, мы попадали, доехав до станции метро Третьяковская. В этот раз мы решили изменить маршрут, и попасть в конечную точку маршрута от станции метро Полянка. Без всякого скрытого смысла. Просто по прямой на метро, без пересадок. Изменение маршрута принесло нам как разочарования(тотальный ремонт и благоустройство, шум, пыль, заграждения), так и новые впечатления.

Храм Святителя Георгия Неокесарийского в Дербицах(православный приходский храм в московском районе Якиманка). Здесь и далее фото автора и (или) из личного архива автора, если не указано иначе.
Храм Святителя Георгия Неокесарийского в Дербицах(православный приходский храм в московском районе Якиманка). Здесь и далее фото автора и (или) из личного архива автора, если не указано иначе.

И вот мы у цели.

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Билеты на мероприятие купили заранее на сайте Третьяковской галереи. Цена вопроса - 400 ₽ пенсионеры, 350 ₽ дети от 7 до 17 лет. Прошли личный досмотр, билетный контроль и погрузились в атмосферу старины.

Третьяковская галерея.
Третьяковская галерея.

Ну что же, приступим.

Фёдор Рокотов(1735(1736?) - 1808). Портрет А.П.Струйской(1772). Холст, масло. Поступил из Государственного Исторического музея(собрание Е.М.Сушковой) 1925 г.
Фёдор Рокотов(1735(1736?) - 1808). Портрет А.П.Струйской(1772). Холст, масло. Поступил из Государственного Исторического музея(собрание Е.М.Сушковой) 1925 г.

Что мы знаем о женщине, изображённой на портрете? Александра Петровна Струйская(урождённая Озерова)(1754 - 1840), вторая жена прапорщика в отставке Н.Е.Струйского, известного стихотворца - любителя, издателя и почитателя Екатерины II. В этом браке у супругов родилось 18(Восемнадцать!) детей, из коих до совершеннолетия дожили 8. Супруг посвятил своей жене поэму "Еротоиды". Об этой поэме вряд ли кто слышал, кроме специалистов. А вот стихотворение Николая Заболоцкого "Портрет", мне думается, знакомо многим.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
1953 г.
Гордеев Ф.Г.(1744 - 1810). Прометей(1769). Бронза.
Гордеев Ф.Г.(1744 - 1810). Прометей(1769). Бронза.

Тоже известный сюжет. Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным.

Владимир Боровиковский(1757 - 1825). Портрет Д.П.Трощинского(1819). Холст, масло.  Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея(1925).
Владимир Боровиковский(1757 - 1825). Портрет Д.П.Трощинского(1819). Холст, масло. Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея(1925).

Дмитрий Прокофьевич Трощинский(1749 - 1829) - государственный деятель Российской Империи, старший кабинет - секретарь, генерал - прокурор, действительный тайный советник, сенатор, владелец крепостного театра. Этот портрет привлёк внимание тем, что "следил" за нами. В какую бы часть зала мы не переместились, везде чувствовали на себе пристальный взгляд "глаза в глаза".

Сальватор Тончи(1756 - 1844). Портрет поэта Гавриила Романовича Державина(1801). Холст, масло. Поступило из Румянцевского музея (1925).
Сальватор Тончи(1756 - 1844). Портрет поэта Гавриила Романовича Державина(1801). Холст, масло. Поступило из Румянцевского музея (1925).

Этот портрет привлекателен не тем, что "заметил и в гроб сходя благословил". Тем, что художнику удалось передать состояние "почивать на лаврах", хотя почивает на камнях "на берегу пустынных волн". Всмотритесь в лицо этого человека. Величие, успех, признание, слава и некоторая ироничная снисходительность - " я в порядке, а вы?"

Максим Воробьёв(1787 - 1855). Дуб, раздробленный молнией(Буря)(1842). Холст, масло. Приобретено у А.С.Синявского(1936).
Максим Воробьёв(1787 - 1855). Дуб, раздробленный молнией(Буря)(1842). Холст, масло. Приобретено у А.С.Синявского(1936).

И художник не слишком известный, и сюжет не выдающийся. Но очень красиво. Аутентично.

Александр Иванов(1806 - 1858). Явление Христа народу(Явление Мессии)(1837 - 1857). Холст, масло. Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея(дар Александра II)(1925).
Александр Иванов(1806 - 1858). Явление Христа народу(Явление Мессии)(1837 - 1857). Холст, масло. Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея(дар Александра II)(1925).

Первое ошеломляющее впечатление - картина как живая. Мимолётный взгляд - и словно спотыкаешься. И замираешь на полушаге. Фигуры на картине живые. Они движутся. И только когда подходишь ближе, проявляется статичность. Нет, нет, не живые. Очень тщательно прорисованные, но всё же это картина. Стоишь, смотришь, проникаешься. Постоянно люди, отходят, подходят, перемещаются. А хочется остаться с полотном один на один. И тогда, наверно, откроется скрытый смысл, - почему? Почему эта картина живая. Мы продолжили осмотр экспозиции. И некоторое время сохранялось ощущение, что сейчас за спиной раздастся топот босых ног по паркету. Таких картин, которые заставляли споткнуться и замереть, было всего четыре. Эта - первая.

Александр Иванов. Адам(1831). Рисунок с фрески Микеланджело "Сотворение Адама"(около 1511 года, Сикстинская капелла, Ватикан, Рим). Бумага тонированная, итальянский карандаш, мел. Надеюсь, статью не ограничат за обилие обнажённой натуры.
Александр Иванов. Адам(1831). Рисунок с фрески Микеланджело "Сотворение Адама"(около 1511 года, Сикстинская капелла, Ватикан, Рим). Бумага тонированная, итальянский карандаш, мел. Надеюсь, статью не ограничат за обилие обнажённой натуры.
Гульельми Л.(1834 - 1907). Портрет А.А. Иванова(1859). Мрамор.
Гульельми Л.(1834 - 1907). Портрет А.А. Иванова(1859). Мрамор.

Ещё немного скульптуры. Грустный Гоголь.

Рамазанов Н.А.(1817 - 1867). Портрет Н.В.Гоголя(1854). По модели 1852 года. Мрамор.
Рамазанов Н.А.(1817 - 1867). Портрет Н.В.Гоголя(1854). По модели 1852 года. Мрамор.
Толстой Ф.П.(1783 - 1873). Морфей(1852). По модели 1822 года. Мрамор. Приобретено П.М. Третьяковым в 1895 году у Е.Ф.Юнге, дочери автора.
Толстой Ф.П.(1783 - 1873). Морфей(1852). По модели 1822 года. Мрамор. Приобретено П.М. Третьяковым в 1895 году у Е.Ф.Юнге, дочери автора.

А мы продолжаем путешествие по залам галереи.

Василий Пукирев(1832 - 1890). Неравный брак(1862). Холст, масло. Приобретено П.М.Третьяковым у А.А.Борисовского в 1871 году.
Василий Пукирев(1832 - 1890). Неравный брак(1862). Холст, масло. Приобретено П.М.Третьяковым у А.А.Борисовского в 1871 году.

Эта картина настолько известна, что и добавить нечего. Однако некоторые мысли вызвала. Ситуация, изображённая художником на полотне, для того времени рядовая. Богатый старик, вдовец, дети выросли, скучно. Покупает себе игрушку, юную свежую невинную девушку из хорошей семьи, пусть и обедневшей. Будет её наряжать, украшать и вывозить в свет. И ловить восхищённые и завистливые, изумлённые взгляды - а наш NN* - то орёл! Последний каприз пресыщенного старика. Последняя радость. На полотне все персонажи кажутся живыми, характерными, даже второстепенные, лишь обозначенные штрихами. И одна лишь невеста здесь персонаж инородный. Фарфоровая статуэтка без признаков жизни. И взгляд мужа, взгляд не как на женщину, супругу, взгляд хозяина на новое приобретение. Рядом с полотном висят эскизы художника к картине. На одном из эскизов - лицо жениха крупно. И выражение этого лица отличается от изображённого на окончательном варианте. Сильно отличается. Лицо это эскизное выражвт превосходство сильного над беспомощным. И усмешка такая снисходительно гаденькая. Глумливая. Так наверно смотрит кот на полупридушенную мышь. Или волк на ягнёнка. "Вот, попалась птичка, стой! Не уйдёшь из сети..." А ещё я подумала, что времена идут, а натуры людские не меняются. Люди меняются, а натуры нет. Современная картина "Неравный брак" могла бы выглядеть так: старик и молодая, не обязательно красивая, но умная и рассчётливая девушка(если жениху за 80, все гражданки моложе 50 девушки) с улыбкой смотрит на жениха и думает : "ну, слава всему, ты попал(ся), теперь вместе до гробовой доски".

Талант и поклонник. Василий Перов(1833 - 1882).  Портрет Ф.М. Достоевского(1872). Холст, масло. Исполнен по заказу П.М.Третьякова. Приобретено П.М.Третьяковым у автора (1872).
Талант и поклонник. Василий Перов(1833 - 1882). Портрет Ф.М. Достоевского(1872). Холст, масло. Исполнен по заказу П.М.Третьякова. Приобретено П.М.Третьяковым у автора (1872).
Беклемишев В.А.(1861 - 1919). «Как хороши, как свежи были розы»(1896). Мрамор.
Беклемишев В.А.(1861 - 1919). «Как хороши, как свежи были розы»(1896). Мрамор.
Иван Айвазовский(1817 - 1900)..«Радуга»(1873). Приобретено П.М.Третьяковым у автора(не позднее 1893 года).
Иван Айвазовский(1817 - 1900)..«Радуга»(1873). Приобретено П.М.Третьяковым у автора(не позднее 1893 года).

Эта картина из категории - увидеть очевидное. Как на картине А.А.Иванова "Явление Христа народу" не вдруг заметишь фигуру Иисуса, так на картине Ивана Айвазовского не вдруг заметишь радугу. Мне минут пять - семь понадобилось.

Двигаемся дальше. Ещё немного скульптуры.

М.М.Антокольский(1843 - 1902). Царь Иоанн Васильевич IV "Грозный"(1871). Работу высоко оценила великая княгиня Мария Николаевна. По её просьбе мастерскую посетил Государь Император Александр II, который и приобрёл бронзовую статую для Эрмитажа за невероятные по тем временам 8 000 ₽.
М.М.Антокольский(1843 - 1902). Царь Иоанн Васильевич IV "Грозный"(1871). Работу высоко оценила великая княгиня Мария Николаевна. По её просьбе мастерскую посетил Государь Император Александр II, который и приобрёл бронзовую статую для Эрмитажа за невероятные по тем временам 8 000 ₽.
Антокольский М.М.(1843 - 1902). Нестор - летописец(1890). Уменьшенное повторение статуи 1890 года. Бронза.
Антокольский М.М.(1843 - 1902). Нестор - летописец(1890). Уменьшенное повторение статуи 1890 года. Бронза.
Целинский С.О.(1852 - 1918). Царь Михаил Фёдорович (1913). Бронза.
Целинский С.О.(1852 - 1918). Царь Михаил Фёдорович (1913). Бронза.
Лансере Е.А.(1848 - 1886). Святослав(1886). Бронза.
Лансере Е.А.(1848 - 1886). Святослав(1886). Бронза.
Микешин М.О.(1835 - 1896). Тысячелетие России(1862). Модель памятника, установленного в Новгороде(1862). Бронза.
Микешин М.О.(1835 - 1896). Тысячелетие России(1862). Модель памятника, установленного в Новгороде(1862). Бронза.
Фальконе Э.- М.(1716 - 1791). Пётр I(1782). Бронза. Уменьшенное повторение памятника Петру I, установленного в 1782 году в Санкт - Петербурге.
Фальконе Э.- М.(1716 - 1791). Пётр I(1782). Бронза. Уменьшенное повторение памятника Петру I, установленного в 1782 году в Санкт - Петербурге.
"ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая. ЛѣТА 1782." Надпись на памятнике Петру I работы Э.-М. Фальконе.
"ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая. ЛѣТА 1782." Надпись на памятнике Петру I работы Э.-М. Фальконе.

С этой надписью связан исторический анекдот. Когда стало ясно, что памятник Петру Великому станет ваять Фальконе, на него посыпались советы и указания, что и как надобно изобразить. Скульптор только посмеивался

Каким он был, ... Петр, никто не знает. Он будет таким, каким его сделаю я, Этьен Морис Фальконе! Таким и станут знать Петра потомки, ... !

Затем встал вопрос о надписи на памятнике. Предлагалось перечислить все Петровы подвиги и достижения. Самый короткий текст принадлежит Дени Дидро.

Петру Первому посвятила памятник Екатерина Вторая. Воскресшая доблесть привела с колоссальным усилием эту громадную скалу и бросила ее под ноги героя./Д.Дидро/

Фальконе, продолжая придерживаться лаконичности в облике памятника, текст Дидро подправил.

Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая./Э.-М.Фальконе/

Далее события приобрели вот такой поворот:

Надпись показали Екатерине, она взяла перо и вычеркнула глагол, оставив предельное: «Петру Первому Екатерина Вторая». /Даниил Гранин "Вечера с Петром Великим"(2000)/

Впрочем, пора вернуться в день сегодняшний. Продолжаем наше путешествие по Третьяковской галерее.

Верещагин В.В.(1842 - 1904). Апофеоз войны(1871). Приобретено П.М.Третьяковым.
Верещагин В.В.(1842 - 1904). Апофеоз войны(1871). Приобретено П.М.Третьяковым.

Ещё одна картина, заставляющая замереть. Она и на репродукциях смотрится мощно, а уж вживую... Без комментариев.

Василий Суриков(1848 - 1916). Боярыня Морозова(1887). Приобретено П.М.Третьяковым у автора(1887).
Василий Суриков(1848 - 1916). Боярыня Морозова(1887). Приобретено П.М.Третьяковым у автора(1887).

С этой картиной тоже всё не просто. Вокруг неё словно силовое поле. Хочешь подойти поближе, а ноги не идут. Упираешься в незримый барьер.

Василий Суриков(1848 - 1916). Голова боярыни Морозовой(1886). Этюд для картины "Боярыня Морозова"(1887). Холст на картоне, масло. Приобретено у наследников художника(1960).
Василий Суриков(1848 - 1916). Голова боярыни Морозовой(1886). Этюд для картины "Боярыня Морозова"(1887). Холст на картоне, масло. Приобретено у наследников художника(1960).

Не мудрено упереться, когда тут такая энергетика. По сути люди на картине, окружившие сани, должны если не замертво падать, то уж сознание терять - точно. А они ничего, вернее, хоть бы что. Всё же замечательно, что эскиз к картине и окончательный вариант расположены в непосредственной близости. Наглядно видно, как менялся замысел картины(я не знаток живописи и излагаю только своё видение). На эскизе довольно молодая женщина, которая понимает - в её жизни произошла трагедия. Из - за веры произошла. И она вопрошает - За что? Господи, если ты есть, как ты можешь это допустить? А в окончательном варианте - религиозная фанатичка, на грани безумия, посылающая проклятия на головы гонителей и хулителей истинной веры. И если первую героиню жаль, то вторая вызывает неловкость. Поэтому вокруг саней так много улыбающихся лиц. Грешно смеяться над скорбной головою женщиной, но кто без греха?..

И, наконец, четвёртое полотно, которое заставило остановиться и надолго погрузиться в созерцание.

И.Е.Репин(1844 - 1930). Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве(1885 - 1886).
И.Е.Репин(1844 - 1930). Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве(1885 - 1886).

Насколько светел и динамичен Государь Император, настолько глуха, темна и статична людская масса на картине.

Фрагмент картины И.Е.Репина.
Фрагмент картины И.Е.Репина.

Кажется, государь шёл тебе навстречу и ненадолго отвлёкся. Сейчас он подойдёт к краю рамы(авторская работа), обопрётся рукой, легко перемахнёт препятствие и подойдёт к одному тебе. Побеседовать. И от этого наваждения нелегко избавиться.

Здесь я, пожалуй, прерву своё повествование. Надо прийти в себя после лавины впечатлений. Продолжение следует...

На сегодня у меня всё. Но только на сегодня))) Канал ™Закат Солнца вручную™ не прощается с вами. Мы - мой канал и его автор - говорим вам - до свидания!👋До новых встреч на канале, в одной из уютных гостиных.👋Благодарим вас, ждём вас, всегда рады вам!❤️

О чём я писала ранее ЗДЕСЬ⤵️

✓2023 г.

2022 г.

2021 г.

✓Если в сегодняшней публикации вы не нашли ни радости для глаз, ни пищи для ума, — не огорчайтесь, приходите завтра! Возможно, завтра вам повезёт больше.

С вами была автор канала, меня зовут Ольга и я всегда рада новым гостям и хорошим людям!💖

У Третьяковской галереи. 06.08.2024 г. Утомлённая красотой автор.
У Третьяковской галереи. 06.08.2024 г. Утомлённая красотой автор.

Будьте здоровы, счастливы, любимы и благополучны! Берегите себя и своих близких! Цените каждое мгновение, которое проживаете, ведь оно неповторимо!

Тема дня: Геннадий Гладков, стихи Александра Кушнера - "Песня о картинах"

Песня о картинах. Если видишь на картине.mp4

✓P.S. Продолжение всенепременно последует...

***Если появились желание и возможность, присоединяйтесь к нашей дружной компании. Порой здесь бывает весело, иногда интересно. А какие здесь гости замечательные, такие комментарии пишут - просто зачитаешься...***

✓Дорогие мои, ваши 👍 - это ваши приветы мне и моему каналу. Ваши комментарии - это ваша поддержка для меня и одобрение того, что я делаю. Обратная связь - это как знак того, что всё не напрасно, всё не зря. Спасибо, что вы у меня есть❤️ Спасибо, что вы остаётесь со мной❤️