✓Сходили в Третьяковскую галерею. Заметки и впечатления. И что было потом.
✓06.08.2024 г, вторник.
- Время года: всё ещё лето.
- Время суток: и вечер, и утро, и ночь немного.
- Настроение: хорошее такое 🙂.
- Книга: Слава Сэ(Вячеслав Солдатенко) — "Когда утонет черепаха"(2018), Часть 4. Паша.
- Цитата дня:
И ещё там полярная ночь. Солнце уходит, потому что всё равно всё плохо, так зачем вам свет.
✓Предыдущая публикация ЗДЕСЬ ⤵️
Всем здравствовать!
Доброго дня, тепла и душевного равновесия всем! А особенно гостям канала ™Закат Солнца Вручную™, который продолжает свою работу. Неизменно автор канала неизменно по имени Ольга спешит сообщить всем присутствующим - Добро пожаловать! Всем рада! Милости просим!
Сегодня на внутреннем календаре канала 06.08.2024 г. И снова я могла бы озаглавить сегодняшнюю публикацию "Я поведу тебя в музей, - сказал Ба внук". Сегодня у нас посещение Третьяковской галереи, мероприятие, которое было внесено внуком в список обязательных и желательных посещений во время летних каникул. Ну что же, пойдём прикасаться к прекрасному, смотреть на шедевры и проникаться духом "дел давно минувших дней, преданий старины глубокой".
Я не сразу решилась на этот рассказ. Ну что нового я могу рассказать о месте, о котором давным давно всё рассказано и показано. Со школьной скамьи мы знаем эти фамилии, этих персонажей, репродукции этих картин смотрели на нас со страниц школьных учебников. Значит, как уже не раз делалось, рассказывать буду о своём видении, о своих впечатлениях, транслировать свои ощущения и эмоции. А их, поверьте, было немало. Тем более, что в Третьяковской галерее я была последний раз очень давно. В прошлом веке))) И если вас не настораживает возможность погрузиться в рассуждения и размышления дилетанта, прошу ко входу в храм. Храм живописи, скульптуры и истории ...
Для постоянных гостей, читателей и подписчиков напоминаю, а для вновь прибывших поясняю - ничего умного и полезного вам здесь не отыскать. ПенсионЭрка по возрасту, онкопациент, любимая и любящая сестра, многодетная мать и четырежды бабушка ведёт канал - дневник о своей жизни. Мы здесь просто для приятного общения в дружелюбной атмосфере. Всем добро пожаловать! Всем рады! #Комментарии читать обязательно! Они бывают гораздо интереснее самой публикации)))#
Обычно в Третьяковскую галерею, Третьяковку, как мило, но не фамильярно(вот Патрики - это фамильярно и даже пошло) называют её в обиходе, мы попадали, доехав до станции метро Третьяковская. В этот раз мы решили изменить маршрут, и попасть в конечную точку маршрута от станции метро Полянка. Без всякого скрытого смысла. Просто по прямой на метро, без пересадок. Изменение маршрута принесло нам как разочарования(тотальный ремонт и благоустройство, шум, пыль, заграждения), так и новые впечатления.
И вот мы у цели.
Билеты на мероприятие купили заранее на сайте Третьяковской галереи. Цена вопроса - 400 ₽ пенсионеры, 350 ₽ дети от 7 до 17 лет. Прошли личный досмотр, билетный контроль и погрузились в атмосферу старины.
Ну что же, приступим.
Что мы знаем о женщине, изображённой на портрете? Александра Петровна Струйская(урождённая Озерова)(1754 - 1840), вторая жена прапорщика в отставке Н.Е.Струйского, известного стихотворца - любителя, издателя и почитателя Екатерины II. В этом браке у супругов родилось 18(Восемнадцать!) детей, из коих до совершеннолетия дожили 8. Супруг посвятил своей жене поэму "Еротоиды". Об этой поэме вряд ли кто слышал, кроме специалистов. А вот стихотворение Николая Заболоцкого "Портрет", мне думается, знакомо многим.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
1953 г.
Тоже известный сюжет. Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным.
Дмитрий Прокофьевич Трощинский(1749 - 1829) - государственный деятель Российской Империи, старший кабинет - секретарь, генерал - прокурор, действительный тайный советник, сенатор, владелец крепостного театра. Этот портрет привлёк внимание тем, что "следил" за нами. В какую бы часть зала мы не переместились, везде чувствовали на себе пристальный взгляд "глаза в глаза".
Этот портрет привлекателен не тем, что "заметил и в гроб сходя благословил". Тем, что художнику удалось передать состояние "почивать на лаврах", хотя почивает на камнях "на берегу пустынных волн". Всмотритесь в лицо этого человека. Величие, успех, признание, слава и некоторая ироничная снисходительность - " я в порядке, а вы?"
И художник не слишком известный, и сюжет не выдающийся. Но очень красиво. Аутентично.
Первое ошеломляющее впечатление - картина как живая. Мимолётный взгляд - и словно спотыкаешься. И замираешь на полушаге. Фигуры на картине живые. Они движутся. И только когда подходишь ближе, проявляется статичность. Нет, нет, не живые. Очень тщательно прорисованные, но всё же это картина. Стоишь, смотришь, проникаешься. Постоянно люди, отходят, подходят, перемещаются. А хочется остаться с полотном один на один. И тогда, наверно, откроется скрытый смысл, - почему? Почему эта картина живая. Мы продолжили осмотр экспозиции. И некоторое время сохранялось ощущение, что сейчас за спиной раздастся топот босых ног по паркету. Таких картин, которые заставляли споткнуться и замереть, было всего четыре. Эта - первая.
Ещё немного скульптуры. Грустный Гоголь.
А мы продолжаем путешествие по залам галереи.
Эта картина настолько известна, что и добавить нечего. Однако некоторые мысли вызвала. Ситуация, изображённая художником на полотне, для того времени рядовая. Богатый старик, вдовец, дети выросли, скучно. Покупает себе игрушку, юную свежую невинную девушку из хорошей семьи, пусть и обедневшей. Будет её наряжать, украшать и вывозить в свет. И ловить восхищённые и завистливые, изумлённые взгляды - а наш NN* - то орёл! Последний каприз пресыщенного старика. Последняя радость. На полотне все персонажи кажутся живыми, характерными, даже второстепенные, лишь обозначенные штрихами. И одна лишь невеста здесь персонаж инородный. Фарфоровая статуэтка без признаков жизни. И взгляд мужа, взгляд не как на женщину, супругу, взгляд хозяина на новое приобретение. Рядом с полотном висят эскизы художника к картине. На одном из эскизов - лицо жениха крупно. И выражение этого лица отличается от изображённого на окончательном варианте. Сильно отличается. Лицо это эскизное выражвт превосходство сильного над беспомощным. И усмешка такая снисходительно гаденькая. Глумливая. Так наверно смотрит кот на полупридушенную мышь. Или волк на ягнёнка. "Вот, попалась птичка, стой! Не уйдёшь из сети..." А ещё я подумала, что времена идут, а натуры людские не меняются. Люди меняются, а натуры нет. Современная картина "Неравный брак" могла бы выглядеть так: старик и молодая, не обязательно красивая, но умная и рассчётливая девушка(если жениху за 80, все гражданки моложе 50 девушки) с улыбкой смотрит на жениха и думает : "ну, слава всему, ты попал(ся), теперь вместе до гробовой доски".
Эта картина из категории - увидеть очевидное. Как на картине А.А.Иванова "Явление Христа народу" не вдруг заметишь фигуру Иисуса, так на картине Ивана Айвазовского не вдруг заметишь радугу. Мне минут пять - семь понадобилось.
Двигаемся дальше. Ещё немного скульптуры.
С этой надписью связан исторический анекдот. Когда стало ясно, что памятник Петру Великому станет ваять Фальконе, на него посыпались советы и указания, что и как надобно изобразить. Скульптор только посмеивался
Каким он был, ... Петр, никто не знает. Он будет таким, каким его сделаю я, Этьен Морис Фальконе! Таким и станут знать Петра потомки, ... !
Затем встал вопрос о надписи на памятнике. Предлагалось перечислить все Петровы подвиги и достижения. Самый короткий текст принадлежит Дени Дидро.
Петру Первому посвятила памятник Екатерина Вторая. Воскресшая доблесть привела с колоссальным усилием эту громадную скалу и бросила ее под ноги героя./Д.Дидро/
Фальконе, продолжая придерживаться лаконичности в облике памятника, текст Дидро подправил.
Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая./Э.-М.Фальконе/
Далее события приобрели вот такой поворот:
Надпись показали Екатерине, она взяла перо и вычеркнула глагол, оставив предельное: «Петру Первому Екатерина Вторая». /Даниил Гранин "Вечера с Петром Великим"(2000)/
Впрочем, пора вернуться в день сегодняшний. Продолжаем наше путешествие по Третьяковской галерее.
Ещё одна картина, заставляющая замереть. Она и на репродукциях смотрится мощно, а уж вживую... Без комментариев.
С этой картиной тоже всё не просто. Вокруг неё словно силовое поле. Хочешь подойти поближе, а ноги не идут. Упираешься в незримый барьер.
Не мудрено упереться, когда тут такая энергетика. По сути люди на картине, окружившие сани, должны если не замертво падать, то уж сознание терять - точно. А они ничего, вернее, хоть бы что. Всё же замечательно, что эскиз к картине и окончательный вариант расположены в непосредственной близости. Наглядно видно, как менялся замысел картины(я не знаток живописи и излагаю только своё видение). На эскизе довольно молодая женщина, которая понимает - в её жизни произошла трагедия. Из - за веры произошла. И она вопрошает - За что? Господи, если ты есть, как ты можешь это допустить? А в окончательном варианте - религиозная фанатичка, на грани безумия, посылающая проклятия на головы гонителей и хулителей истинной веры. И если первую героиню жаль, то вторая вызывает неловкость. Поэтому вокруг саней так много улыбающихся лиц. Грешно смеяться над скорбной головою женщиной, но кто без греха?..
И, наконец, четвёртое полотно, которое заставило остановиться и надолго погрузиться в созерцание.
Насколько светел и динамичен Государь Император, настолько глуха, темна и статична людская масса на картине.
Кажется, государь шёл тебе навстречу и ненадолго отвлёкся. Сейчас он подойдёт к краю рамы(авторская работа), обопрётся рукой, легко перемахнёт препятствие и подойдёт к одному тебе. Побеседовать. И от этого наваждения нелегко избавиться.
Здесь я, пожалуй, прерву своё повествование. Надо прийти в себя после лавины впечатлений. Продолжение следует...
На сегодня у меня всё. Но только на сегодня))) Канал ™Закат Солнца вручную™ не прощается с вами. Мы - мой канал и его автор - говорим вам - до свидания!👋До новых встреч на канале, в одной из уютных гостиных.👋Благодарим вас, ждём вас, всегда рады вам!❤️
✓О чём я писала ранее ЗДЕСЬ⤵️
✓2023 г.
✓2022 г.
✓2021 г.
✓Если в сегодняшней публикации вы не нашли ни радости для глаз, ни пищи для ума, — не огорчайтесь, приходите завтра! Возможно, завтра вам повезёт больше.
✓С вами была автор канала, меня зовут Ольга и я всегда рада новым гостям и хорошим людям!💖
Будьте здоровы, счастливы, любимы и благополучны! Берегите себя и своих близких! Цените каждое мгновение, которое проживаете, ведь оно неповторимо!
✓Тема дня: Геннадий Гладков, стихи Александра Кушнера - "Песня о картинах"
✓P.S. Продолжение всенепременно последует...
***Если появились желание и возможность, присоединяйтесь к нашей дружной компании. Порой здесь бывает весело, иногда интересно. А какие здесь гости замечательные, такие комментарии пишут - просто зачитаешься...***