Найти тему
Всемирная история

Солдаты Тарнопольского полка, с музыкой и песнями, в последний раз, бросились в штыковую атаку...

24 августа 1812 года развернулся первый акт грандиозного Бородинского сражения - бой за Шевардинский редут. Обороной редута, который так и не успели достроить, заведовал генерал-лейтенант князь А. И. Горчаков. На передний край обороны была выставлена 27-я пехотная дивизия генерал-майора Д. П. Неверовского. Поддержку ей оказывала бригада егерей, выделенная из состава 12-й дивизии. Именно они первыми готовы были встретить неприятеля. За цепью егерей встали Симбирский и Виленский пехотные полки 1-й бригады 27-й дивизии. Левее редута, в батальонные колонны встали Одесский и Тарнопольский полки из 2-й бригады. В деревне Доронино заняли позиции 6-й, 41-й и 49-й егерские полки, которые возглавил полковник Глебов. Ближе к тылу расположились кавалерийские полки. В резерве были оставлены 2-я гренадерская, 2-я сводно-гренадерская и 2-я кирасирская дивизии.

Правый фланг Шевардинских позиций прикрывали 5-й и 42-й егерские полки 26-й пехотной дивизии. Общее руководство полками было возложено на полковника Ф. Г. Гогеля. Именно отважные егеря, при поддержке всего одной артиллерийской роты, до самого вечера удерживали свои позиции, не давая противнику выйти во фланг Неверовскому.

В 2 часа дня 30-тысячная армия французов двинулась на редут. Со стороны Ельни, тесня егерей, рвался вперед корпус генерала Понятовского. С запада к редуту напирал корпус маршала Даву.

Дивизии Ж. Д. Компана, преодолевая упорное сопротивление русских солдат, удалось занять Доронинский курган. Разместив на господствующей высоте орудия, французы начали обстрел площадки редута. Русская пехота стала покидать редут. Французы, идя вперед, неожиданно наткнулись на солдат 2-й бригады 27-й дивизии. На протяжении часа, стоя друг перед другом на расстоянии 60-ти шагов, противники вели перестрелку. Лишь лично возглавив атаку резервных полков, Компана смог оттеснить русских солдат и ворваться на редут.

-2

В то же самое время, 50-й егерский полк из последних сил сдерживал наступление корпуса Понятовского. Стабилизировать положение помогла помощь, в лице брошенного в бой Тарнопольского пехотного полка.

Из воспоминаний участника битвы Н.И. Андреева

Нашей дивизии Тарнопольской полк пошел колонной в атаку с музыкой и песнями (что я в первый и последний раз видел). Он после бросился в штыки в глазах моих. Резня недолго была, и полкового их командира ранило в заднюю часть тела на вылет пулею. Его понесли, и полк начал колебаться. Его место заступили, полк остановили, и он опять бросился в штыки и славно работал.

На правый фланг редута был переведен понесший большие потери и истощенный боем Виленский пехотный полк. Его место занял Симбирский полк, левый фланг которого прикрывал Одесский полк. На помощь им спешили солдаты 2-й гренадерской дивизии, построенные в две линии батальонных колонн.

Из воспоминаний офицера 27-й дивизии

Гренадеры, пред полками коих священники в облачении, с крестом в руках, шли истинно в страх врагам — геройски, у каждого в глазах сверкала слеза чистой веры, а на лице готовность сразить и умереть.

В этой атаке так же принимали участие полки 27-й дивизии. Так командир Симбирского полка полковник Лошкарев, за эту атаку был представлен к награде за то что

24-го числа августа со вверенным ему полком по взятии неприятелем батареи, устроенной в середине, ходил для сбития его с оной в штыки, показывая отличное мужество, и поощряя своих подчиненных, сбил и возвратил батарею; причем и ранен жестоко пулею в обе щеки.

Но подошедшие подкрепления, позволили французам опять занять редут. После этого бой переместился на восточный склон редута.

Из воспоминаний офицера 2-й сводно-гренадерской дивизии

...самая кровавая схватка завязалась у деревни Шевардиной. Здесь мне представилась ужаснейшая картина обоюдного ожесточения, какой я не встречал после в продолжение целой кампании. Сражавшиеся батальоны, Русские и Французские, с растянутым фронтом, разделенные только крутым, но узким оврагом, который не позволял им действовать холодным оружием, подходили на самое близкое расстояние, открывали один по другому беглый огонь, и продолжали эту убийственную перестрелку до тех пор, пока смерть не разметала рядов с обеих сторон. Еще разительнее это зрелище стало под вечер, когда ружейные выстрелы сверкали в темноте как молнии, сначала очень густо, потом реже и реже, покуда все утихло по недостатку сражающихся.

Надвигающаяся ночь не охладила пыла боя.

Из воспоминаний участника битвы.

Неверовский заметил движение французских сил и поворотив свои полки направо, приведя мгновенно их в порядок, приказал Симбирскому, открыв полки, порох с оных долой, итти без выстрела и шума опять в штыки на ту колонну. Полк наш, с мертвой тишиною приближаясь к оной, напав внезапно и решительно во фланг, жестокое нанес поражение. Французы, оставя свое предприятие, в величайшем беспорядке бросились назад, мы смешались с ними, перекололи множество, преследовали, взяли одну фуру с медицинскими запасами, другую с белыми сухарями и две пушки.

На поддержку русской пехоте были брошены драгуны и кирасиры. Их атака позволила отвести полки к деревне Семеновская. 6 тыс. русских солдат навечно остались лежать возле редута. А основная армия готовилась встретить противника на Бородинском поле.

Подписывайтесь на мои каналы в Телеграм, Однокласниках или Вконтакте. Там еще больше публикаций.