Николай позвал на помощь младшего брата Михаила, работающего пенсионера, который живет в другой области, – нужно было перестелить пол в большой комнате, и требовались руки. Вдвоем справились за полтора дня, а перед отъездом решили посидеть за столом.
Посиделки были в разгаре, когда раздался звонок от внука Николая. Дедушка обрадованно расспрашивал о делах – внук живет в другой стране и общаются не часто. Поинтересовался, как складываются отношения с девушками, – парню уже двадцать. Выслушав ответ, заметил:
- Не торопись только в койку, чтобы потом не жалеть, и обязательно присмотрись к семье девушки, чтобы понять, чего ждать от подруги жизни в будущем.
- Чего это ты вдруг? – спросил Михаил, когда брат положил телефон. - На философию потянуло?
- Не потянуло, просто хочу, чтобы внук не повторил моих ошибок.
- Ошибок? – удивился брат.
Николай отвел взгляд в сторону, думая о чем-то своем. Потом повернулся лицом к лицу и сказал:
- Не тебе рассказывать о том, какая у меня жена, – сам все видишь и знаешь. Вечно недовольна, вечно то кричит, то критикует. Ей-богу, устал за полвека, что мы вместе. С детьми, когда росли, ни разу не поговорила толком – все брала криком. Сейчас, правда, жалеет и говорит, что это было ее главной ошибкой. А что изменишь? Ничего. Сыновья выросли и отдалились, мне даже порой кажется, что им легче нас не видеть, – чтобы не травмировать себя воспоминаниями.
Брат молчал. Поведение невестки у него всегда вызывало вопросы. Она никогда не стеснялась ни свекров, ни братьев мужа – постоянно унижала Николая, критикуя, могла при всех раскричаться в злости. А уж про детей и говорить нечего. Когда Михаил привез свою будущую жену и та впервые услышала, как невестка общается с близкими, не могла скрыть шока.
- Слушай, а, может, у твоей жены кто-то был? – у Михаила вдруг закралось подозрение. – Может, поэтому была тобой недовольна, что изменить ничего не могла?
- Нет, не думаю, – без раздумий ответил Николай. – Она всегда была на виду, коммунист, и к изменам отношение у нее всегда было отрицательным. Меня почти до старости подозревала в неверности, особенно, когда после пятидесяти лет у меня появились проблемы и интимная жизнь сошла на нет. Мужики на работе, не понаслышке зная, какая она (окраина города – это практически деревня), даже советовали на самом деле завести роман. Но это не мое. Тем более, что жену по-своему жалел, – за странную натуру.
- Ну и причем здесь ее родительская семья? – спросил Михаил, возвращая брата к началу разговора.
- Очень даже при том, – вздохнул тот. – Как сейчас, помню слова сослуживца, который до армии успел не только жениться, но и развестись. Так вот он нам внушал: «Прежде, чем жениться, парни, посмотрите на семью будущей жены. Какая семья, такой и жена будет. Поверьте моему опыту». Тогда мы не отнеслись к совету всерьез, а зря.
- И что бы ты увидел в семье жены? – поинтересовался Михаил, который никогда не встречался с семьей невестки, – родом она была издалека.
- А то, что отец сильно пил и постоянно гонял жену с детьми. Их было четверо, не раз и не два прятались в картофельном поле, когда он буйствовал. Такое детство сказалось на братьях моей жены – оба хмурые, неласковые, слова доброго ни супруге, ни детям не скажут, одним словом, нелюдимые. Помню, однажды к брату жены приехали дальние родственники, супруга накрыла стол и произнесла тост. Всем понравилось, а муж рявкнул на нее, чтобы заткнулась. Даже гости тогда возмутились. Вот и моя жена, как мне кажется, стала крикливой и вечно недовольной неслучайно – из-за трудного детства, из-за того, что у нее никогда не было примера нормальных семейных отношений.
- Кто его знает, может, ты и прав, – задумчиво произнес Михаил. – А, с другой стороны, на то мы и люди, чтобы держать свои эмоции под контролем. Да и ты виноват, что жена стала такой.
- Я?! – вскричал Николай. – Что за ерунду несешь?
- Не ерунду, – спокойно пояснил брат. – Позволил ей так себя вести. Вот ты вспомнил сослуживца, а я помню бывшего коллегу. Он был уже в возрасте, поэтому на правах старшего и многоопытного человека поучал нас: «Вы, мальцы, будьте бдительными. Проживете год с женой и смотрите, снять с нее уздечку или вторую добавить». Это я к тому, что тебе с самого начала надо было пресечь крики жены, а ты позволил сесть себе на голову.
- Может, и так, – вздохнув, согласился Николай, – но что теперь об этом говорить. Боюсь другого, как будем с ней уживаться дальше. Я тебе не говорил еще, что собираюсь продать дом, – нет сил содержать его и огород. Даже присмотрел уже двухкомнатную квартиру. Но как подумаю, что придется все время находиться с женой бок о бок, страшно становится. Здесь, в частном доме, когда она взбунтуется, я шмыг за порог и вожусь то в сарае, то в огороде. А там что?..
- Ну да, вопрос, – согласился Михаил. – Даже не знаю, что посоветовать, брат. Понятно, что характер жены лучше не станет, а твое терпение не беспредельно. Так что думай и еще раз думай.
Пока Николай на распутье. Как быть, не знает. Если кто-нибудь из вас, уважаемые читатели, посоветует уйти от жены, то это не вариант, – несколько лет назад она перенесла инсульт, и сама себя обслужить не сможет, хотя последствия оказались щадящими. А вот что думаете насчет продажи дома и покупки квартиры в 70+? Быт это, действительно, может облегчить, но все остальное – под большим вопросом, как мне кажется...
Спасибо, что были со мной и моими героями. Благодарю за реакцию на статью и подписку – для развития канала это важно.