Альбом издателя М.Мазура "Панорама обороны Севастополя".
С 1 апреля 1907 года в газете «Крымский вестник» на первой странице появилось объявление в рамочке:
«Поступили в продажу снимки Панорамы ОБОРОНЫ СЕВАСТОПОЛЯ. В альбомах, ценою в 25 коп., 90 коп. и 8 руб. Продаются при панораме обороны и фотографии Мазура, в книжном магазине Вязнова и на бульваре в киоске. ИЗДАТЕЛЬ ФОТОГРАФ М.П.МАЗУР».
И печаталось оно каждый день в течении всего апреля месяца! Иногда даже по два раза: на первой странице и на второй. Чтобы не пропустили.
Это первая особенность. Вторая такая: в продажу альбомы поступили только через два года после открытия Панорамы в 1905 году. Хотя известно, что съемку Мазур сделал сразу после открытия.
Небольшое отступление в историю.
«Панорама «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг. – самый посещаемый объект музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя. Исторической основой создания панорамы послужили события обороны города в период Крымской войны 1853–1856 гг. между Россией и созданным против неё военным союзом, куда входили Турция, Великобритания, Франция, королевство Сардиния (Италия). С осени 1854 г. главные усилия союзников сосредоточились в Крыму с целью уничтожения Черноморского флота и его главной базы – Севастополя. Оборона города продолжалась с 13 (25) сентября 1854 г. до 27 августа (8 сентября) 1855 г. За это время неприятель предпринял шесть бомбардировок города и два штурма. Стойкость защитников Севастополя потрясла весь мир.
50-летие обороны Севастополя 1854 – 1855 гг. широко отмечалось в Российской империи. Был создан Комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны под председательством Великого князя Александра Михайловича. В 1901 г. Комитет принял решение о создании Панорамы, которая должна отразить «важнейшие события Севастопольской обороны» и увековечить память героев. Заказ на создание Панорамы в 1901 г. получил художник Ф.А Рубо, основоположник отечественной школы батальной и панорамной живописи.
Во время подготовительных работ по созданию панорамы в 1901 – 1902 гг. Ф. Рубо приезжал в Севастополь. Он посещал места расположения бастионов и батарей, побывал на Малаховом кургане, Историческом бульваре, встречался с участниками событий, написал около 50 этюдов. Сюжетом для Панорамы художник избрал день отражения защитниками штурма Малахова кургана и Корабельной стороны 6 (18) июня 1855 г.
В начале января 1902 г. эскиз картины был представлен в Зимнем дворце для знакомства и утверждения. Последующая работа велась в Мюнхене, в специально построенном павильоне. Писать Панораму Ф. Рубо помогали художники Л. Шенхен, О. Мерте, К. Фрош и 20 студентов Баварской Академии художеств.
Здание Панорамы решили возвести на Историческом бульваре, бывшем 4-м бастионе. В августе 1904 г. картина и детали предметного плана были доставлены в Севастополь. 14 (27) мая 1905 г. Панорама «Штурм 6 июня 1855 г.» была открыта». (С сайта Музея обороны Севастополя).
Первые цветные фотографии в России.
Почему так долго готовились альбомы? Дело в том, что альбомы были изготовлены в трех вариантах, как мы видим из объявления. И два из них были ЦВЕТНЫМИ!
Первые цветные фотографии в России появились в 1902 году. Как известно, самым знаменитым мастером этого дела был Сергей Михайлович Прокудин-Горский. По поручению императора Николая II он объездил всю Россию и создал уникальную коллекцию цветных фотографий пейзажей и «русских типов».
Но и Михаил Павлович Мазур, судя по всему, не отставал в изучении новых технологий светописи. Недаром же он с 1901 года состоял членом Русского фотографического общества, задачей которого было содействовать «успехам в разработке и распространении художественных, научных и технических знаний в области фотографии и ее отраслей».
Издано в Швеции и в России.
В-третьих, издавались цветные версии в Швеции, в Стокгольме, в акционерном обществе Гранберга. Альбом был выполнен в виде в виде кругового буклета, так что можно было рассмотреть живописное полотно в том же замысле, что и в самой панораме. На каждой странице альбома было написано: «Собственность издателя придворного фотографа М.Мазура». А также на двух языках - русском и французском – название фрагмента панорамы. Это первое цветное издание "раскладушки" Панорамы обороны Севастополя. После нее в России десятилетиями выпускались черно-белые.
В-четвертых, альбомы были изданы массовым тиражом. Количество экземпляров неизвестно, но реклама была настойчивой, а продажа шла в нескольких точках: в самой Панораме; в фотоателье Мазура на Большой Морской; в одном из самых больших книжных магазинов на Нахимовском проспекте и на Приморском бульваре в киоске. Кстати, в одном из номеров газеты реклама книжного магазина Вязнова располагалась прямо под объявлением об альбомах Мазура.
А по этому объявлению о распродаже можно судить о богатом ассортименте магазина, где, кроме всего прочего, продавались и фотоальбомы, и фоторамки, и паспарту.
Это дорого или дешево?
Ну и самое интересное, что мне давно хотелось выяснить, - это реальная стоимость фотографической и издательской продукции Мазура.
Итак, три вида альбомов с фотографиями картин Франца Рубо из Панорамы обороны Севастополя стоили: черно-белый малый – ценою 25 копеек; малый цветной – 90 копеек; и большой с цветными фотографиями – аж 8 рублей! Размеры восьмирублевого альбома в закрытом виде: 16,8 х 18,4 см.
Что же можно было купить на эти деньги? Сравнить цены можно, тут же, не перелистывая страниц газеты. Реклама гостиниц, ресторанов, крымских вин и «прочая» размещалась на титульном листе. Смотрим.
Гостиница Бристоль находилась на углу Корниловской площади и Нахимовского проспекта. Здание – роскошное, трёхэтажное, богато украшенное. Как говорилось в объявлении, гостиница «заново отремонтирована и снабжена всевозможными удобствами. При гостинице первоклассный ресторан с террасою и видом на море. Особое внимание обращено на кухню; всегда свежая провизия. К поездам и пароходам высылается КОМИССИОНЕР». И все это великолепие можно было вкусить за 1 (ОДИН!) рубль в день! То есть, за 8 рублей – больше недели отдыха на берегу моря! И вправду, «ЦЕНЫ ВЕСЬМА УМЕРЕННЫЕ».
А какое меню! Щи николаевские, суп горьбю, пирожки, камбала по-английски, ветчина, гуляш по-венгерски, жареная телятина, мороженое клюквенное или пудинг-кабинет! Не всё распознала, но звучит аппетитнейше!
А вот реклама ресторана «Северной гостиницы» С.В. Игнатовича. «Имеются свежие устрицы и шашлыки из молодого барашка... Ежедневно под личным наблюдением приготовляются ЗАВТРАКИ и ОБЕДЫ. А также всевозможные отдельные блюда и прочие заказы в ресторане и насторону. ЗАВТРАКИ из 2-х блюд на выбор – 60 коп., из 1-го блюда - 40 коп. ОБЕДЫ из 2-х блюд – 50 коп., из 3-х блюд – 75 копеек, из 4-х блюд – 1 рубль».
Ну и критерий всех критериев: бутылка!
Бутылка КРАСНОГО ЛАФИТА – 50 копеек, БЕЛОГО четырехлетней выдержки - 25 копеек, годичной – 20 коп. Бутылка коньяку – 1 «рупь» 25 коп. И ведь всё вина «чистыя, натуральныя», удостоенные медалями золотыми да серебряными!
Музейная редкость.
Вот теперь порядок цен мне понятен. Да, на заре светописи цены на продукцию издателя М.П. Мазура были немаленькие, а тем более на новинку и экзотику – цветные фото! Но, думаю, тогдашняя публика могла себе позволить. Недаром же тиражи были огромные, а теперь альбомы «Панорамы обороны Севастополя» - музейная редкость. Кстати, на выставке "История в объективе" в Музее обороны, в филиале - ретро-кинотеатре "Украина", которая будет идти до 21 августа, цветной альбом представлен. Спешите видеть!