Найти тему
Перо и Пыль Истории

Священные животные Древнего Египта, которые пользовались таким же уважением как сами фараоны

Оглавление

Им поклонялись как богам, относились к ним как к высшим существам и мумифицировали после их смерти.

Фрагмент ножной части деревянного гроба с изображением священного быка Аписа, несущего саркофаг, ок. 664–332 гг. до н. э., из Британского музея.
Фрагмент ножной части деревянного гроба с изображением священного быка Аписа, несущего саркофаг, ок. 664–332 гг. до н. э., из Британского музея.

Одной из самых больших категорий мумифицированных животных являются священные животные. Как мы знаем, египтяне поклонялись многим божествам, которые ассоциировались с животными. Ибисы, например, были животными, связанными с Тотом, богом обучения. При жизни эти священные животные были воплощениями самого бога. «Дух» бога переходил к другому животному того же вида, и цикл продолжался.

Священных животных не держали в качестве домашних животных, но почитали как нечто гораздо большее. Целые храмы были посвящены содержанию и поклонению этим животным. К ним часто обращались в ритуалах, чтобы справиться со снами и видениями.

Печально известная кошка Гейер-Андерсона, предположительно из храма Бастет , ок. 664–332 гг. до н. э., из Британского музея
Печально известная кошка Гейер-Андерсона, предположительно из храма Бастет , ок. 664–332 гг. до н. э., из Британского музея

После смерти животное мумифицировалось с таким же уважением, как к самому фараону. Их старательно мумифицировали и хоронили в сложных саркофагах, обитых золотом. Этим священным животным (при жизни и смерти) приносились подношения в форме вотивных приношений.

Абидос, в частности, был центром этих культов животных. Хотя эта практика была широко распространена, она, по-видимому, стала популярной в таких центрах, как Абидос, позже в древнеегипетской истории. Здесь мы находим множество различных животных, включая собак, кошек, соколов, быков и ибисов. Иногда это были вотивные подношения священному животному. Некоторые сами были священными животными.

Вотивные приношения

Два мумифицированных животных – сокола – свернутые вместе в качестве жертвоприношения , около 30 г. до н. э., из Британского музея
Два мумифицированных животных – сокола – свернутые вместе в качестве жертвоприношения , около 30 г. до н. э., из Британского музея

Мумии животных иногда использовались в качестве подношений по обету священным животным. Существовали различные типы подношений по обету, включая статуи или фигурки, представляющие богов. Однако лучшим и самым быстрым способом добиться того, чтобы ваши молитвы были услышаны божеством, было принести в жертву животное. Например, некоторые мумии кошек не были домашними животными. Этих кошек приносили в жертву и мумифицировали в качестве подношения Бастет, чтобы добиться благосклонности. Для Бастет можно было предложить мумифицированную кошку в надежде на рождение ребенка или сохранение хорошего здоровья.

Факсимильное воссоздание сцены из гробницы Ипюи с кошкой под стулом жены, воссозданное Нормалом де Гарисом Дэвисом , оригинал ок. 1279-1213 гг. до н. э., через Музей искусств Метрополитен
Факсимильное воссоздание сцены из гробницы Ипюи с кошкой под стулом жены, воссозданное Нормалом де Гарисом Дэвисом , оригинал ок. 1279-1213 гг. до н. э., через Музей искусств Метрополитен

Эти подношения существуют везде, где сосредоточены культы животных. Иногда трудно отличить вотивное подношение от священного животного. Тем не менее, процесс мумификации был быстрее, менее затратным и более доступным. Часто вотивные подношения, такие как мумифицированные животные, продавались в храмах, позволяя посетителям купить животное, почитаемое богом, в надежде получить благосклонность. Большинство мумий животных, которые были извлечены из раскопок, являются вотивными подношениями.

Мумифицированные животные как пища для фараонов

Контейнер для еды, предположительно, для мумифицированного голубя , около 1550-1479 гг. до н. э., из Метрополитен-музея
Контейнер для еды, предположительно, для мумифицированного голубя , около 1550-1479 гг. до н. э., из Метрополитен-музея

Животные, которых мумифицировали для еды, кажутся уникальными, но они были широко распространены в Древнем Египте. В этом случае животных обычно не мумифицировали целиком. Вместо этого бальзамировщики «подготавливали» животное, как будто готовили его к пиршеству. Затем они проводили его через процесс мумификации.

Идея заключалась в том, что умерший человек — обычно фараон или представитель знатного сословия — будет иметь пропитание в загробной жизни. Эти подношения пищи сохранялись, а затем помещались в контейнеры, которые были сформированы в соответствии с формой еды.

Кажется, что это было очень хлопотно, но эти мумии были неотъемлемой частью загробной жизни для фараона.