Найти тему
ПСИХОЭКОЛОГИЯ

СКОРАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОМОЩЬ

СКОРАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОМОЩЬ

Предпринимать усилия и действия по урегулированию возникших проблем в семье и улучшению семейной ситуации можно и нужно на любом этапе. Для этого важно соблюдать следующую последовательность:

1. Определите, какая неудовлетворенная базовая потребность послужила причиной проблемного поведения ребенка и начните коррекционную работу в соответствии со следующими рекомендациями:

- Физиологические потребности – обратите внимание на здоровье,питание,режим и распорядок дня,прогулки и физическую активность, наличие соответствующих техническо-бытовых и экономических условий в семье.

- Безопасность - не «срывайтесь» на ребенка, возьмите время «остыть», потом решайте вопрос, не наказывайте под влиянием эмоций, воздерживайтесь от оскорблений, разъясните ребёнку мотивы своего поведения и действий, чаще говорите ему, что вы всегда готовы помочь, применяйте принцип бесконфликтного общения с подростком.

- Потребность в любви и принадлежности - обеспечьте вашему ребенку, с учетом ваших возможностей, на регулярной основе 100 % позитивного внимания и качественного общения, не думая о том, что нужно приготовить ужин, проверить уроки и т. д.(каждый день, по 15 минут). Сопереживайте, сочувствуйте, но не жалейте. Жалея ребёнка, мы поощряем слабость и роль жертвы. Сопереживание и сочувствие — это умение признать право на чувства и эмоции, способность их понять, определить мотивы поступков другого человека, поддержать и помочь.

Уделяйте ему время не только тогда, когда он начинает себя плохо вести. Введите, например, ритуал совместного семейного ужина. Обеспечьте ребёнку безусловное внимание —проводите время вместе за играми, прогулками, выездами за город, походами в кино, зоопарк и т. д. Восстанавливайте отношения, советуясь и спрашивая у ребенка, учитывая его мнение.

- Потребность в уважении - относитесь к ребёнку уважительно, все, что для вас является нормами вежливого общения, применяйте и к нему. В жизненных ситуациях давайте ребёнку понять, что ошибка —это не катастрофа, а препятствие, которое можно преодолеть и получить полезный опыт. Спросите его, как нужно поступить в следующий раз, чтобы получить позитивный результат. Поделитесь с ним своим мнением. Покажите свой пример решения или опыта. Если вы указываете ему на недостатки и допущенные ошибки, тогда, чтобы был баланс, назовите его хорошие качества и сильные стороны характера, которые помогут ему справиться с возникшими проблемами. Добивайтесь обоюдного согласия в диалоге по принципу «переговоры двух победителей» Если ситуация между вами конфликтная, напишите примирительное письмо. Используйте Я высказывания, а не оценочные суждения. Разговаривайте со своим ребенком, делитесь своими чувствами. И если вы были не правы, то признайте свою ошибку и не бойтесь извиниться перед ребёнком.

- Потребность в самоактуализации - научите ребёнка решать свои проблемы Самостоятельно, не решайте их за него, но, при необходимости, предлагайте помощь. Научите его преодолевать трудности и справляться с разными жизненными ситуациями, возникающими при достижении целей, взаимодействии с социумом и т.д. Советуйтесь с ним, пусть он научит вас чему-нибудь. Доверьте ему сделать какое-то важное дело, поддержите его ведущую роль в чем-то. К примеру, пусть ваш ребёнок возьмёт на себя руководство в уборке комнаты или приготовлении семейного ужина. Поощряйте его желание сотрудничать, отмечайте то, что ваш ребёнок делает хорошо, хвалите его. Научите его испытывать радость от его достижений и успехов, порадуйтесь вместе с ним. Замечайте малейшие успехи вашего ребёнка и говорите об этом ему. Учите ребёнка выражать свои чувства, не причиняя никому переживаний. Вместе обсуждайте его страхи, неуверенность, опасения. Подбадривайте и поддерживайте. Научите ребёнка прислушиваться к позитивным, мыслям и не застревать на негативной оценке самого себя.

Отметьте рекомендации, которые наиболее подходят вам для корректировки воспитательного процесса.

Выберите из них три самых простых действия, которые вы могли бы начать делать уже завтра.

Выполняйте их ежедневно и осмысленно, каждую неделю прибавляя по два новых пункта.

ЕСЛИ:

Удовлетворены ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ - ребёнок учится заботиться и помогать другим. Внимательно относиться к жизни и здоровью окружающих.

Удовлетворена ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ – ребёнку спокойно со своими родителями. Внутри ощущение защищённости от опасности, «мой дом – моя крепость». Удовлетворена ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ – у ребёнка здоровая самооценка (самовосприятие). Его ценят как человека, как личность. Любовь близких к ребёнку – формирует любовь к самому себе и самопринятие.

Удовлетворена ПОТРЕБНОСТЬ В УВАЖЕНИИ – ребёнок учится доброжелательному взаимодействию с другими, построению партнёрских отношений.

Удовлетворена ПОТРЕБНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ, ребёнок чувствует себя причастным к семье, чувствует свою нужность. В нём развивается желание давать пользу другим.

2.Семейная система гармонично работает при наличии единых ЦЕЛЕЙ и соблюдении четких ПРАВИЛ, Для каждой семьи и цели и правила могут быть по разному сформулированы, но есть важные принципы, которые следует учитывать.

При создании общесемейных ЦЕЛЕЙ необходимо обращать внимание на благополучие, счастье, здоровье и психологический баланс каждого члена семьи. Это серьезная стратегическая работа, требующая от родителей не слепого самопожертвования или материальногодостигаторства, а согласования жизненных ценностей, доверия и взаимопонимания.

При постановке целей мы всегда задаем вопросы:

Для чего нам это?

Что мы хотим получить в результате?

Чего это от нас потребует?

Попробуйте проанализировать, а какие есть цели в вашей семье? Они согласованы между родителями?

Они учитывают интересы, потребности и возможности всех членов семьи? ПРАВИЛА семьи формулируются, исходя из структуры, включающей в себя значимые сферы жизни:

1. Безопасность жизни и здоровья

2. Ответственность и дисциплина

3. Нормы общения

Правил не должно быть очень много и они, по мере развития семьи и взросления ребенка, могут видоизменяться, но если они установлены, ребенок с ними ознакомлен и вся семья следит за их выполнением, всем будет очень комфортно находиться в атмосфере, которая дает ощущение определенности, ясности и предсказуемости. Это очень здоровые условия для формирования личности ребенка.

Какие правила есть в вашей семье?

Нужно ли в них что-то изменить или добавить?

Соблюдаются ли они?

3. И, в заключение, хочу отметить, что важным условием семейного счастья является единство между родителями в вопросах воспитания и

взаимодействия. Поэтому, чтобы ребенок не стал заложником ваших разногласий:

1. Никогда не спорьте и не выясняйте отношения при ребенке! 2. Никогда не допускайте выражений, подрывающих авторитет второй половины: «Ты – никчемный родитель. Все проблемы из-за тебя». 3. Никогда не выясняйте отношения в состоянии гнева. Все переговоры

должны вестись только лишь в спокойном состоянии с глазу на глаз. 4. Обучайтесь, повышайте уровень своих родительских компетенций 5. Не бойтесь обращаться к специалистам за помощью, когда ситуация выходит из-под контроля. 6. Все принципиальные решения, касающиеся желаний и просьб ребенка, принимайте сообща и ни в коем случае односторонне. Муж и жена – это главные сотрудники в воспитании. Интересуйтесь мнением друг друга, а если у вас нет единого мнения, обсуждайте, аргументируйте, с любовью убеждайте один другого, ищите компромиссы, уступайте, но не допускайте разделения и несогласия, которое бы наблюдали ваши дети.

7. Договоритесь между собой раз и навсегда занимать одинаковую позицию и иметь одинаковое мнение в глазах ребенка в принципиальных вопросах. При наличии разногласий в воспитании, пусть каждый в благоприятной атмосфере расскажет, каким он видит в будущем ребенка и какими методами он планирует этого добиться. Узнайте свой стиль воспитания и скорректируйте его, чтобы он был эффективным. Определите, какие проблемы имеются в текущем моменте, выявите их причины, сформируйте совместную стратегию и действуйте!!!!