...Эти слова Владимира Даля вполне могли бы стать девизом одной из лучших сельских школ Нижнегорского района — Ивановской и её молодого директора Дмитрия Котовца. В учебном заведении соединились воедино столь модные ныне понятия, как креатив, инновации и старые добрые традиции.
Начну с того, что в школе по инициативе Дмитрия Владимировича созданы два музея — историко-краеведческий «Память» и Творческого наследия Владимира Даля. Каждый из них уникален по-своему.
Человеческая память хранит факты и предметы, способные повернуть вспять ушедшее время.
Вот и музей памяти — это бесценный документ из прошлого села Ивановки и учебного заведения, которому через два года исполняется 60 лет. Инициатором строительства сельской школы стал председатель колхоза «Путь Ленина» Дмитрий Тимошенко, а первым директором — учитель истории Павел Грибанов. Он был участником Сталинградской битвы, и в Волгограде захоронен его прах. Именно его портрет открывает экспозицию, рассказывающую о славной истории школы. Здесь же — тетрадки «в линеечку» (кто помнит, по ним учили чистописанию в советских школах), фото выпускников, форма для девочек с белым (по праздничным дням) и чёрным (по будням) фартучками. Все эти символы прошлого времени передали в музей жители Ивановки. Многие предметы хранились в семьях десятилетиями.
Впрочем, и сам директор не остался в стороне от комплектования экспозиции: он принёс бытовые предметы, которыми пользовалась в том числе и его бабушка. Это формы для пасхальных куличей, чугунки, маслобойку (до сих пор хранящую сладковатый запах домашнего масла).
Музей — ещё и хранитель традиций народов, проживающих в Ивановке, — русских, украинцев, крымских татар. Здесь толерантно сосуществуют рушники и прялки, разнообразные самовары и тяжёлые ручные утюги, керосиновые лампы и яркие образцы фарфора XIX—XX веков. Гордость коллекции — поддужный колокольчик, изготовленный ещё в 1855 году на знаменитой фабрике Петра Лабзенкова. Его используют в торжественных случаях — на первом и последнем школьном звонке.
Особый домашний уют и теплоту придаёт музею импровизированная русская печь с лежанкой. А около неё расположены всевозможные предметы домашнего обихода: глиняные кувшины и крынки, чугунки и ухваты, старое деревянное корыто для теста и большой самовар на дровах, возраст
которого уже давно превысил отметку в 100 лет. За печью находится бабий угол. Это особое место в избе, куда мужчинам вход запрещён. Здесь, за вышитой шторкой, от постороннего глаза скрыто всё, чем пользовались хозяюшки в старину: коромысла, ухваты, предметы посуды и многое другое, что помнит теплоту трудолюбивых женских рук.
Историко-краеведческий музей ещё очень «молод» (открыт 1 сентября прошлого года в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка»), и поэтому его экспозиция расширяется и продолжает пополняться. Обязательно будет здесь и рассказ о бойцах, ушедших на фронт из родного села и погибших при освобождении Крыма.
Переходим дальше — в следующий музей, и первый вопрос, который я задаю Дмитрию: «Почему, собственно, Даль?».
— Всё просто, — отвечает увлечённый директор. — Владимир Даль был настоящим патриотом, любителем и ценителем великого русского языка. На его примере мы воспитываем детей, и в школе даже введены внеурочные занятия «Основы далеведения». Наш музей, участвуя в различных конкурсах, неоднократно занимал призовые места. Более того, уже более десяти раз на базе музея проходили республиканские научно-методические конференции с присутствием учёных ведущих крымских вузов, учителей-предметников. Все проведённые мероприятия были посвящены изучению творческого наследия Даля и актуальным вопросам русской словесности. А в этом году здесь впервые побывали участники Международного фестиваля «Великое русское слово».
В экспозиции музея представлены различные издания (века прошлого и нынешнего) словарей В. Даля, сборники «Пословицы русского народа», сказки для детского чтения. В далев- скую эпоху помогают перенестись некоторые предметы XIX века. Это старинный бронзовый подсвечник, веретено, самовары и стеклянные банки, фрагменты вышивки.
Отдельная гордость — диплом IIIстепени Ежегодного конкурса школьных музеев, инициированного Государственным Советом Республики Крым, дипломы II степени Крымского фестиваля педагогических инициатив в номинациях «Наша школа — лучшая» (2019) и «Наша школа — инновационная» (2023), диплом за первое место муниципального этапа Всероссийского конкурса музеев общеобразовательных учреждений 2019 года.
Как рассказал Д. Котовец, и в текущем году творческая команда учителей и обучающихся подала проектную работу на конкурс школьных музеев, объявленный Государственным Советом Крыма.
Ещё одна несомненная гордость Ивановской школы — ботанический сад, созданный по инициативе опять же её директора.
Дмитрий смеётся: «До 17 часов — я директор, а после — садовник!».
Всё началось с аллеи берёз, заложенной 4 ноября, в День народного единства, 2016 года. Дальше — больше: учителя и ученики начали высаживать цветы, и это увлечение переросло в увлекательное занятие, которому они посвящают всё свободное время. Даже сейчас, в дни школьных каникул, ребята приходят и работают в саду с 8 до 10 утра. Могли бы и дольше, но уж больно жарко! К созданию школьного ботанического сада активно подключились родители. Кто-то принесёт саженец красивого дерева, кто-то подарит куст пиона, кто-то поделится хвойными растениями. Так общими усилиями создаётся очень уютный и всегда цветущий сад.
Сейчас в саду растёт свыше 500 сортов ириса бородатого, 65 сортов тюльпанов, 65 сортов роз. В закладке коллекционного розария принимал участие глава крымского парламента Владимир Константинов, который уделяет огромное внимание развитию сельских школ. Посадочный материал школе предоставляют Ботанический сад им. Н. Багрова (при Крымском федеральном университете), частные садоводы-любители: местные и с материка, плодотворное сотрудничество и дружбу школа ведёт с Никитским ботаническим садом — Национальным научным центром РАН.
Значимость этого сада директор видит в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Он уверен: когда ребята с детства видят красоту, они и во взрослой жизни будут к ней тянуться и стремиться окружить себя ею.
В школе проводятся курсы «Зелёная лаборатория» и «Уход за растениями», в ходе которых школьники многое узнают о ландшафтном дизайне, учатся основам агротехники, изучают ассортимент растений.
Начиная с прошлого года открыт ещё и аграрный класс (в районе их ещё четыре), обучающиеся в котором в одну из суббот месяца выезжают в Ботанический сад КФУ и изучают там основы ландшафтной архитектуры, основы агротехники и многое другое. Там старшеклассники получают основы предпрофессионального образования, что, не исключено, станет делом всей их жизни.
Вот такая обычная-необычная сельская школа есть в Нижнегорском районе. Она делает учёбу по-настоящему увлекательным и добрым творческим процессом, помогает выбрать правильную дорогу на будущем жизненном пути.
Светлана КИРЬЯНОВА.
Фото Валентина ГУСЕВА и из школьного архива.