Десмонд Досс, молодой парень из глубинки, верит в адвентизм седьмого дня и категорически против насилия. Его вера запрещает ему даже держать оружие. Несмотря на это, Десмонд не может сидеть дома, когда его друзья отправляются на войну. Он добровольцем записывается в армию, надеясь стать полевым санитаром и спасать раненых. Но армия требует от каждого солдата умения стрелять, даже от тех, кто призван лечить, а не убивать. Десмонд проходит через множество испытаний, прежде чем попадает на Окинаву, где ему предоставляется возможность доказать свою ценность на поле боя.
В Голливуде, с течением времени, стало менее популярно создавать главных героев, которые являются ярыми христианами, молящимися и носящими с собой Библию. Создатели фильмов осознают, что такие персонажи могут вызвать отторжение у значительной части зрителей, как в Америке, так и за ее пределами. Поэтому, чтобы не потерять аудиторию, они предпочитают не вводить подобные образы. Однако, поскольку в США существует много верующих людей, желающих видеть свои ценности отраженными на экране, возникло своеобразное “параллельное кино” – фундаменталистский кинематограф. Он предлагает своим зрителям собственных героев, популярные сюжеты и собственные хиты, которые соответствуют их религиозным взглядам.
В 2004 году Мел Гибсон стал звездой христианского кино со своей библейской драмой “Страсти Христовы”. Фильм был рассчитан на фундаменталистскую аудиторию, и Гибсон активно привлекал к продвижению ленты влиятельных священников и крупные религиозные общины. В результате фильм собрал более 600 миллионов долларов, став самым кассовым фильмом не на английском языке. Это произошло благодаря тому, что фильм был снят на древних языках, приближенных к тем, на которых говорили во времена Иисуса.
“По соображениям совести” - история военного героя, а не библейского персонажа или священника. Но вера Десмонда Досса (реального героя войны, получившего высшую награду США) является ключевой частью повествования. Скромный, но решительный юноша отстаивает право служить стране, не держа в руках оружие, и никакие насмешки сослуживцев и начальников не могут его сломить. Несмотря на сомнения и искушения, герой остается верен своим убеждениям.
На поле боя Десмонда поддерживает молитва, помогая ему совершить невероятный подвиг, который мы не будем раскрывать, чтобы не лишить вас удовольствия от просмотра. Досс не проповедует свою веру, чаще всего молясь про себя, но его поступки говорят громче слов. Он спасает жизни, а не убивает, как принято на войне. С философией Десмонда можно соглашаться или нет, фильм убедительно доказывает, почему полевой санитар должен уметь стрелять, но духовная сила и отвага этого парня, трогательно сыгранного Эндрю Гарфилдом, несомненны.
Начало фильма, с традиционными для военного кино сценами тренировок, издевательств и личной жизни героя, не отличается оригинальностью. Бег под крики сержанта, ночные драки, чистка уборных и отношения с девушкой не слишком увлекательны. Однако, когда Десмонд и его отряд оказываются на Окинаве и начинают штурм неприступной горы, становится понятно, почему “По соображениям совести” получил высокие оценки на Западе.
Вы помните знаменитую сцену высадки в Нормандии из “Спасти рядового Райана”, которая затмевает своей силой все остальное повествование? Мел Гибсон снял ещё более ужасающую и беспощадную войну - настоящую мясорубку, где американцы и японцы уничтожают друг друга пулями, гранатами, огнеметами, штыками, ножами и даже голыми руками. Они сражаются за безжизненную гору, имеющую стратегическое значение, и это единственная причина, по которой они убивают друг друга день за днём. “Война — это ад” - мало фильмов так наглядно и кроваво демонстрируют эту мысль.
Казалось бы, такие бои должны опустошить людей, превратить их души в пепел, как в голове Досса-старшего, который потерял друзей во время Первой мировой войны и не смог справиться с этой утратой. Но Десмонд остается человеком, и в этом его главное, невероятное достижение. Точно так же, главным достижением Гибсона как режиссёра является мастерское сочетание ужасов войны с ее пафосом, безумия с благородством, жестокости с добротой и нотками юмора, внутренних переживаний с внешними испытаниями. “По соображениям совести” не переворачивает жанр военного байопика с ног на голову, но он наполняет знакомые формы мощным содержанием.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии!
С уважением канал CinemaLink!