Найти тему
Культурный чердак

«Таинственный незнакомец»: «…всё, что он мне сказал, было правдой»

Оглавление

«Приключения Тома Сойера» крепкой нитью сшиты с пёстрым ковром воспоминаний из детства. Конечно, это же классика Сэмюэла Лэнгхорна Клеменса. Не знаешь его? Тебе он известен под псевдонимом Марк Твен. У него, к слову, много недооценённых произведений. Одно из них — «Таинственный незнакомец», раскрывшийся в совершенно неожиданном ключе. Не слышал о нём? Тогда скорее читай рецензию от Анны Салтыковой на эту  повесть

Откровенно говоря, буквально год назад я как и ты не слышала об этой повести. Но однажды в книжном магазине на глаза мне попалась книга, на обложке которой я приметила старца в задумчивой позе, одетого в костюм звездочёта. Тогда я открыла случайную страницу, и на ней вновь был изображён он! Подпись под иллюстрацией гласила: «астролог поднял огромную чашу и стал лить вино обратно». За его действиями, собравшись вокруг стола, удивлённо наблюдала толпа. Увиденное напомнило мне «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи, только на детский лад: несерьёзную, с неестественными, карикатурными эмоциями. Потому я без раздумий купила, как я тогда думала, лёгкую детскую сказку про что-то наивное в духе Тома Сойера. Но как же я тогда ошибалась.

Буквально с первых страниц передо мной предстал совершенно другой, не знакомый ранее Марк Твен…

В повести отчётливо выражен философский, аллегорический элемент, представленный с наибольшей для позднего Твена полнотой. Сюжет разворачивается в Англии на исходе XVI столетия в небольшой деревне Эзельдорф, что в переводе с немецкого означает «ослиная деревня». И неспроста. Одна часть её жителей полна предрассудков и боится всего того, чего не может объяснить. Другая часть не решается им противостоять и высказать собственное мнение. И во избежание проблем подчиняется лидерам мнений, даже если понимает, что их действия необоснованные. Выходит, что первые сильнее всего опасаются ведьм и колдунов, а другие — осуждения со стороны общества.

Повествование ведётся от лица Теодора Фишера. Однажды он вместе со своими друзьями — Николаусом и Сеппи — знакомится в обычном лесу с весьма необычным молодым человеком — Сатаной.

Но нет! Это не тот Сатана — отец лжи и алчности, о котором ты мог подумать. Сатана Твена — это ангел, по его словам названный в честь своего дядюшки, того самого печально известного Сатаны. Новый знакомый показывает ребятам чудеса: за доли секунд перемещается вместе с ними во времени и пространстве, читает мысли людей…

Естественно, мальчикам нравится проводить время вместе с таким волшебным приятелем, они буквально считают минуты до новой встречи. Но стоит заметить, что ангел Марка Твена значительно отличается от общепринятого в культуре образа ангела. Ангел по имени Сатана считает, что человек может быть по-настоящему счастлив только умерев или лишившись рассудка. Подобный ход мыслей Сатаны пугает мальчиков, но они понимают его:

«Пока разум не покинет его, он видит жизнь такой, как она есть, и понимает, насколько она ужасна. Только сумасшедшие счастливы, да и то не все. Счастлив тот, кто вообразит себя королём или Богом, остальные несчастны по прежнему, всё равно как если бы они остались в здравом уме. Впрочем, ни об одном из вас нельзя твёрдо сказать, что он в здравом уме, и я пользуюсь этим выражением условно. Я отобрал у этого человека (Отца Питера) ту мишуру, которую вы зовёте рассудком, я заменил дрянную жестянку разума беспримесным серебром безумия, а ты (обращается к главному герою) меня попрекаешь! Я сказал, что сделаю его счастливым до конца его дней, и я выполнил своё обещание. Я обеспечил ему счастье единственно верным путём, доступным для человека…».

К слову, Отец Питер — не единственный человек, чью судьбу изменил Сатана. Он также изменил судьбу друга Теодора — Николауса. Мальчик должен был спасти утопающую девочку, но при этом серьёзно повредить здоровье и прожить оставшиеся полвека в тяжелых муках. Однако Сатана выбрал наименее безболезненную для Николауса судьбу — утонуть в реке вместе с той девочкой. Ангел предупреждает об этом Теодора, а тот в свою очередь рассказывает всё Сеппи. У них остались считанные двенадцать дней на общение с другом…

Марк Твен, на мой взгляд, очень трогательно изобразил дни до трагедии, которые провели ребята вместе с «умирающем товарищем»:

«Какими страшными были эти одиннадцать дней! Но сейчас, когда меня отделяет от них целая жизнь, я вспоминаю то время с благодарностью и умилением. Ведь это были дни близости с ушедшим от нас другом, и с той поры я уже никогда не знал дружбы, которая была бы такой тесной и нежной. Мы считали каждый час и минуту ускользающего от нас времени и цеплялись за них с той страстью отчаяния, какую испытывает скупец, когда разбойники расхищают дукат за дукатом его богатство, а он не в силах им помешать», — с трепетом вспоминает о последних днях друга Теодор.

Сатана считает, что людям мешает «нравственное чувство», под воздействием которого они стремятся поделить всё на хорошее и плохое, на правильное и неправильное, на чёрное и белое. Именно из-за этого пресловутого деления между людьми возникают конфликты, которые зачастую приводят к войнам и гибели тысяч людей. Но Сатана этому ничуть не удивлен, ведь история человечества, согласно Библии, началась именно с убийства Каином собственного брата:

«Убийство было любимейшим делом людей с самой их колыбели, но я полагаю, одна лишь христианская цивилизация добилась сколько-нибудь стоящих результатов»

Поистине поразительна также 11 глава повести, она словно перечеркивает вообще всё, что ранее знал Теодор и, скорее всего, читатель:

«Но ты — это тоже не ты. Нет тела твоего, нет крови твоей, нет костей твоих — есть только мысль. И меня тоже нет. Я всего только сон. <…> Сейчас ты останешься один в необъятном пространстве и будешь бродить по его бескрайним пустыням без товарища, без друга, потому что ты только мысль, единственная на свете; и никому не дано не изгнать эту мысль не истребить её».

Зато Теодор знал настоящее имя существа — Сатана. Для других жителей он представлялся как Филипп Траум, что с немецкого переводится как «сон, мечта». Вот так существо описывает жизнь и, возможно, объясняет выбор своего псевдонима:

«Странно! Как странно, что ты не понял этого уже давным-давно, сто лет назад, тысячи лет назад, не понимал всё время, что существуешь лишь один единственный в вечности. Как странно, что не понял, что ваша вселенная, жизнь вашей вселенной — только сон, видение, выдумка. Странно, ибо вся вселенная ваша так нелепа и так чудовищна, как может быть нелеп и чудовищен только лишь сон».

Выводы существа сделаны не безобоснованно. На протяжении всего сюжета Сатана телепортирует героев по разным странам, демонстрируя рутинную жизнь людей, которые прожигают свои силы, время и здоровье на работу, не оставляя ресурсов для полноценной счастливой жизни. Только работа, еда, сон. Жизнь? Выживание. А ради чего? Ради райской жизни после смерти?

На этот случай у Сатаны есть козырь в рукаве. А именно — несостыковки, противоречия с Библией, которые ставят под сомнение её логичность, нравственность и даже святость:

«Бог, который властен творить добрых детей и злых, но творит только злых; Бог, который мог бы с лёгкостью сделать свои творения счастливыми, но предпочитает их делать несчастными; Бог, который велит им цепляться за горькую жизнь, но скаредно отмеряет каждый её миг; Бог, который дарит своим ангелам вечное блаженство за даром, но остальных своих чад заставляет мучаться, заставляет добиваться блаженства в тяжёлых мучениях <…> Бог, который предписывает нравственную жизнь, но притом сам безнравственен; осуждает преступника, будучи сам преступником; Бог, который создал человека, не спросясь у него, но взвалил на него всю ответственность на его хрупкие плечи, вместо того чтобы принять на свои; и в заключение всего с подлинной блаженной тупостью заставляет раба своего, замученного и поруганного раба на себя молиться…».

Это был, пожалуй, самый глубокий монолог Сатаны. В нём наиболее ярко выражена жизненная позиция позднего Твена, утратившего веру в Бога после смерти жены. И именно этот монолог вызывает в обществе наибольшие споры по сей день…

Как тебе? Согласен, что повесть про Сатану колышет внутренние стереотипы, ставит под сомнение правильность своих взглядов на мир и уж точно выделяется на фоне весёлых историй про Сойера и Финна? В ней чуть больше ста страниц, но их достаточно, чтобы поделиться мыслями на достаточно глубоком уровне. Жаль, что повесть незаслуженно обделяют вниманием и не проходят её в школьной программе. Она находится в тени своих известных старших братьев. Но заслуженно ли?

Интересные факты о повести:

  • В 1904 году умирает жена Твена — Оливия Лэнгдон Клеменс, женщина очень религиозная. Твен все свои труды показывал, в первую очередь, именно жене, и если ей что-то не нравилось он убирал это из текста. Смерть жены оказала сильное эмоциональное влияние на Твена и позволила автору открыто “противостоять” общепринятым религиозным убеждениям.
  • Марк Твен умер, так и не завершив повесть, после его смерти “Таинственный незнакомец” был опубликован секретарём и первым хранителем литературного наследия Твена — А. Б. Пейном.
  • в 1930-х годах в бумагах писателя были обнаружены три варианта «Таинственного незнакомца». И каждая в разных стадиях незавершенности.
  • По одной из версий повести Сатана должен был появиться в США, Ганнибале, родине Твена и двух самых популярных его героев — Тома Сойера и Гекльберри Финна. Финн и Сойер, к слову также были упомянуты в этом варианте повести.
  • В 1969 г. Калифорнийский университет опубликовал очередной вариант повести, в котором «синтезировал» все его редакции.
  • Некоторые литературоведы, к слову, считают, что Твен планировал написать роман, объемом гораздо больше, чем ныне дошедшая до нас повесть. Обосновывают они это тем, что в некоторых местах наблюдаются резкие переходы от одной мысли к другой.