Российская Федерация – огромная, необъятная страна. И за свою тысячелетнюю историю, расширяясь, укрепляясь и преобразуясь, наше государство присоединило к себе немало земель, иногда добровольным, иногда военным путём.
Один из самых серьёзных противников нашего государства за всю историю – Монгольская империя и, впоследствии, отдельный улус под названием Золотая Орда, в состав которого почти 300 лет входили покорённые русские княжества. Однако путём небывалых жертв и подвигов, именно Москва победила в борьбе с огромным количеством ханств – останков небывалой восточной империи.
Так, в разные годы, русским царям и императорам покорилось Астраханское, Казанское, Сибирское и Крымское ханства, что ознаменовало полную смену полюсов силы на азиатской части Евразийского континента. И в тот момент, когда доминация Русского царства стала всеобъемлющей, московскими царями была основана полностью рукотворная и вассально-зависимая Касимовская Орда. И это необычное государство так же известное в отечественной истории под названиями Касимовское ханство и Касимовское царство, невероятно помогло Русскому государству расширять своё влияние на Восток.
Основание Касимовской Орды
Годы существования Касимовской Орды – временной отрезок с 1452 по 1681 год.
Своё название рукотворное государство получила от своей столицы – города Касимов, где и заседал первый вассальный хан – Касим, который, к слову, принадлежал к роду чингизидов. Иными словами являлся прямым потомком самого Чингисхана и его внука – Бату-хана, который когда-то покорил разрозненные русские княжества.
Основное население Касимовского царства – касимовские татары. Но под властью основного народа прекрасно себя чувствовали и сибирские татары, и татары-мишари и мордва-мокша.
Место расположения Орды стала территория современной Рязанской области, на карте которой до сих пор можно встретить и сам город Касимов – бывшую столицу весьма крупного государства Приуралья. К слову, располагалась подконтрольная Орда весьма выгодно – неподалёку от Москвы, не только прикрывая столицу нашего государства с Востока, но и быстро приходя на помощь в нужный момент стремительной и быстрой татарской конницей.
По сей день вопрос образования Касимовского царства вызывает споры в среде историков и археологов. Кто-то считает, что государство возникло самостоятельно и только волею судеб стало вассалом Москвы. Но основное мнение заключается в том, что это полностью рукотворное ханство, которое российские цари выделили в качестве надела татарским ханам и нойонам, переходящим на сторону Русского царства. Причём с данных земель вассальным татарским правителям было позволено «кормиться». Но, несмотря на формальную независимость, вменялось по первому зову русского государя выдвигаться в поход и принимать важные государственные решения и назначения исключительно с оглядкой на Москву.
Династию касимовских ханов, которая, впоследствии «переформатировалась» в дворянский род, зачал казанский хан Улу-Мухаммед Касим, после того, как его брат Юсуф и отец Улу-Мухаммед были убиты Казанским ханом Махмудом в 1445 году. Чтобы избежать участи ближайших родственников, Улу-Мухаммед Касим был вынужден искать убежища и защиты у Василия II. И нашёл то, что искал, ибо русский царь выделил для нового подданного и его людей небольшой «городец» Мещерский, который был переименован по имени нового правителя.
Известно, что помимо Касимова в новом царстве были и другие города – Енкай, Шацк, Темников и Кадом, а так же другие населённые пункты примерно равного значения, часть из которых по-прежнему виднеется на карте современной России.
Ворота Руси на Восток
Историк В.А. Волков недаром весьма поэтично назвал Касимовское царство «воротами Руси на Восток». Более того, влияние рукотворного царства на всю восточную политику Русского царства предопределило дальнейшее расширение на Восток, что закончилось водворением штандарта отечественных императоров на землях Аляски, Североамериканского континента.
Нужно только вдуматься в суть сказанного, чтобы понять роль Касимовской Орды – мусульманское государство, которое полностью служило православной Москве в политическом, дипломатическом и военном отношении. К слову, в ближайшем будущем, ровно в такое же положение от Османской империи попадёт Крымское ханство, борьба с которым растянется вплоть до конца XVIII века.
Отличительная черта Касимовского царства – военно-религиозные формирования, возглавляемые сеидами (Сеидов полк). Фактически – особо-мотивированные мусульманские воины готовые отдать жизнь за свои убеждения. И, к слову, на территории указанного царства присутствовали так же и казачьи формирования.
Жизненный уклад в Касимовском царстве
Не стоит считать, что статус вассала делал положение Касимовского царства приниженным. Наоборот, по воспоминаниям современников и путешественников, на территории государства присутствовало огромное количество крестьян, землевладельцев, ремесленников и торговцев. Ко всему прочему существовала развитая и справедливая система налогообложения и скурпулезной канцелярской фиксации большинства внутренних указов и распоряжений, что делало пребывание внутри царства удобным и понятным, что и привлекало новых подданных.
Нередко, новые подданные появлялись и в виду междоусобиц на своей малой родине. В этом плане, Касимовское царство, благодаря Москве, оставалось островком стабильности в очень изменчивом восточном мире.
Основа экономики этого государства – рыболовство, пушнина, бортничество, земледелие, кустарные и ремесленные промыслы. Ко всему прочему, на территории царства добывалось золото, соль, изготавливался воск, кожевенные изделия и производилось вино.
Благодаря привязке к городам татарское население вело исключительно стойловое скотоводство и отказалось от кочевого образа жизни.
Конечно, были и рабы. На местном диалекте – «чура». Но в сравнении с тем же Крымским ханством, где невольнические рынки были чуть ли не основой местной экономики, в Касимовской Орде «чура» использовались слабо, основная масса – представители полудиких северных народов. Именно поэтому на территории восточного царства действовал только один невольничий рынок – в столице.
Христианизация ханов и упразднение царства
Примерно в 70-х годах XVI века, из-за усиливающегося влияния Москвы, часть ханов, «переформатировавшись» в царевичей, начали принимать христианство. Первым, в 1573 году, стал хан Сеин-Булат, который в православии стал Симеоном. В 1653 году Сеид-Бурхан стал Василием.
Конечно, подобная христианизация правящей верхушки не устроила огромную часть мусульманского населения. Именно поэтому в течение XVI – XVII веков из царства наблюдался отток недовольных. Это, кстати, и позволило произойти плавной смене народонаселения. А тот же всем довольный Симеон, в своём новом качестве, весьма успешно принял участие в Ливонской войне как весьма опытный и удачливый командующий русской армии.
К 1681 году Касимовское царство было только номинальным государственным образованием. Причём на его территории вполне себе хорошо добрососедствовали представители основных государственных религий – православия и мусульманства. Поэтому никто не стал сопротивляться формальному упразднению. Да и местная ханша – Фатима-Султан – мать Сеида-Бурхана (Василия Арслановича) была откровенно слабой правительницей, чтобы хоть что-то противопоставить московскому государю.
Так, население Касимовского царства стало населением Русского царства. И с тех самых пор, потомки «касимовцев», как и потомки других ханств, на протяжении веков живут бок о бок с давними друзьями и противниками, давным-давно спаявшись в единый, многонациональный и самобытный народ Российской Федерации.
С уважением, Иван Вологдин.
Подписывайтесь на канал «Серьёзная история», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта над которым мы постоянно работаем.