Так как я собрал полную коллекцию исторических снимков монинского музея, то решил сделать серию статей с самыми ранними фотографиями экспонатов в музее. Это пятая статья из серии.
Продолжаю рассказ, в этот раз мы в 1974 году. Пришедший в 1972 году новый начальник музея, генерал-лейтенант авиации С.Я. Фёдоров развёл кипучую деятельность по развитию музея, и вскоре она начала давать плоды. С каждым годом музей получал всё больше и больше экспонатов, причём не только армейского, но и гражданского, и экспериментального назначения.
Опытный самолёт Т-58Д-2, прототип будущего Су-15, был получен музеем в 1974 году, но до 1988 года не выставлялся на всеобщее обозрение.
Аналогичная ситуация с чехословацким L-29. Вот его первое фото в музее, датированное 1988 годом:
5 июня в музей прилетел первый самолёт ВМФ СССР, амфибия Бе-12. Вот его первое фото, ещё видны следы от работы по установке бетонных плит:
Также в 1974 году экспозицию музея украсил уникальный испытательный стенд «Турболёт». Вот он в 1977 году:
С 1974 года началась собираться коллекция больших вертолётов Миля. Первым в ряду был Ми-10. Вот он, скромно стоит в начале открытой стоянки и не знает, какое место может занять на ней.
А слева на снимке выше виден другой самолёт, также прилетевший в музей тем летом. Это Ил-14М, который сгорит в 1992 году прямо на музейной стоянке. С тех пор в Монино нет такого распространённого и знакового самолёта, как Ил-14.
Ещё более значимое пополнение коллекции произошло в следующем, 1975 году. Музей получил три лёгких самолёта: первый прототип учебно-тренировочного Як-18Т. Самолёт всю свою музейную жизнь провёл запертым в ангаре № 7, поэтому его первое фото в музее датируется аж 2005 годом, когда в музей пришли волонтёры.
Также был получен прототип спортивно-тренировочного Як-30. С ним та же история, впервые его смогли увидеть только в конце 1990-х годов.
Третий лёгкий самолёт, спортивный Як-50, сразу разместили в ангаре № 8, доступном для посетителей и фотографирования.
В Монино из Жуковского были доставлены два американских вертолёта, закупленные в 1960 году, прошедших все испытания и ставшие больше не нужными. Это Vertol V44, известный по прозвищу «летающий банан».
А второй — Sikorsky S-58, который до наших дней не дожил, к большому сожалению.
28 августа состоялось важнейшее событие в жизни музея: прилетел вертолёт В-12. Значение этого экспоната в жизни музея сложно переоценить.
Но одновременно музей получал и вертолёты-малютки. Вместе с В-12 был передан вертолёт Ми-2, точнее ударный прототип В-2В.
В том же году экспонатом стал крошечный Ка-18. Причём, это был не первый Ка-18 в музее, но это другая история.