А вы заметили, как называются самые старые улицы во многих российских городах? Ленина, Советская, Карла Маркса, Розы Люксембург, Карла Либкнехта... Их переименовывали вскоре после революции. Конечно, во многих городах им вернули прежние громкие и славные названия Вознесенских, Воскресенских, Никольских, Ильинских и Спасских... И почти в каждом городе есть улица, проспект или площадь, названные в честь большевика Сергея Мироновича Кирова. Есть она и в Сыктывкаре, а до 1934 г. скромно называлась Набережной.
Прогулку по этой улице я предлагаю начать не с дома №1, а, наоборот, с конца. Потому что легко и просто доехать до красивой и старинной Свято-Вознесенской церкви на автобусе, а уже потом не спеша прогуляться.
Свято-Вознесенский храм (Кирова, 79-А) построен в начале XIX века — в 1811-1822 гг. Тихо-незаметно ему уже исполнилось 200 лет. Это не только самая старая церковь Сыктывкара, но и единственное в городе здание в стиле классицизма!
Кстати, эту церковь ещё и называют "Кирульской", потому что этот район Сыктывкара ("местечко") называется Кируль — в память о существовавшей здесь деревеньке.
Это была церковь при кладбище, но к тридцатым годам ХХ века кладбище было решено закрыть (т.е. на нём больше не хоронили). В 1938 г. закрыли и церковь, и она медленно разрушалась, а территорию кладбища постепенно заняли хозяйственные постройки разных, как пишут, "организаций". Могилы при этом просто сровнялись с землёй. К счастью, в 1971 году здание признали памятником архитектуры, стали реставрировать и разместили в нём этнографический отдел музея.
А в 1987 г. у стен церкви-музея был открыт Мемориал борцам за советскую власть (архитектор П.П.Резников). Это несколько символических плит-надгробий. Символических — потому что, увы, место захоронения этих людей было забыто. На мемориале начертаны слова «В памяти многих поколений останется наше время».
В 1990 г. здание и территорию вернули Русской православной церкви. Собор заново расписали, восстановили купол с крестом и шпиль на колокольне. Кстати, роспись внутри мне очень понравилась! Она неяркая, как бы тоже старая, и очень гармонично вписывается в пространство. Но, обратившись к женщине из свечной лавки с вопросом, можно ли фотографировать, я услышала уже знакомое (и почему-то испуганное): "Над просить благословления у батюшки!" Батюшка был занят — крестил младенца. Так что росписи я вам не покажу. Обидно, что фотографий с них нет и в интернете — видимо, никому это пока не интересно. Вот лет ещё через двести...
А мемориал перенесли к забору. Интересно, что на прежнем месте плит было 8, а сейчас только 6! Имена на них:
В. С. Волков (1860-1887) — рабочий-революционер, один из организаторов и руководителей Морозовской стачки (1885 год) в г. Орехово-Зуево. Был сослан в Усть-Сысольск, где скончался от туберкулеза.
Б. В. Сурконт (1878-1920) — член партии большевиков с 1905 года, активный участник революционных событий в г. Вологде, делегат первых губернских съездов партии и Советов. В декабре 1919 года был направлен в г. Усть-Сысольск заведующим политотделом группы войск Пинего-Печорского края. Умер от сыпного тифа.
Х. Ф. Кудинов (1887-1918) — крестьянин г. Усть-Сысольска, председатель земельного отдела горсовета, погибший при попытке национализации владения «Човью» купца Кузьбожева.
В. И. Лыткин (1896-1924) — один из первых коммунистов г. Усть-Сысольска, участник Гражданской войны, секретарь (с июля 1922 года) райкома РКП(б).
Д. Ф. Каликова (1896-1919) — одна из организаторов комсомола г. Усть-Сысольска, коммунистка, красная партизанка, погибшая в 1919 г. в с. Помоздино от рук белогвардейцев.
А. Ф. Забоев (1900-1920) — ещё один из организаторов комсомола г. Усть-Сысольска, член партии большевиков с 1919 года, редактор (с 1922 года) газеты «Красная Печора».
Территория храма.
Такой пышный шиповник в Сыктывкаре не только здесь.
А дальше пускаемся в путь по улице Кирова. Вот такие дома здесь сохранились.
Некоторые ещё ого-го! Хотя сведений о годе их постройки нет.
А какая сирень цветёт возле этих домов!
Деревянные многоквартирные дома 39 (1954 г.), 35 (1932 г.) и 31(1940).
В один из них мы зашли.
Между ними дом купца Василия Комлина (ул. Кирова, 33) — нарядный деревянный купеческий особняк, богато украшенный резьбой. Построен он в 1907-1908 гг. по проекту вологодского губернского архитектора В.А.Альберти. Долгое время в нём находился военкомат, после чего Министерство обороны покинуло дом, отказавшись ремонтировать "ненужный объект". Сейчас судьба дома решается. Возможно, его продадут...
Потом, после ряда домов разных годов постройки, вдруг вырастает вот такой (2015):
А следующий №27 — памятник архитектуры, контора Усть-Сысольского окружного Управления треста «Северолес» (1925-1926 гг., автор проекта инженер П.С. Полещиков).
Он великолепен! Обратите внимание на форму слухового окна на чердаке!
Вообще деревянное зодчество советского периода — интересная вещь! Помню, как поразил меня один дом в Омске, потом — дома в Ухте. Строили из традиционного и доступного материала, но искали новые формы и в архитектуре, и в украшении домов...
И буквально следующий же дом (Кирова, 25) — бюро судмедэкспертизы (архитектор Ф.Тентюкова). Построено в 1943 г. для Промбанка.
Вид сбоку. Куда балкончик дели?
А на другой стороне, на возвышении, виднеется великолепное здание другой эпохи — бывшее духовное училище , построенное по проекту вологодского архитектора В.Фёдорова в 1888-1890 гг.
Это здание было самым большим в городе. Первый этаж училища был полуподвальным, второй — техническим с гимнастическим залом и столовой, на третьем располагались четырнадцать учебных классов. Уже в начале XX века к учебному заведению пристроили жилой корпус с квартирами для руководства училища. В 1918 году здание было передано уездному отделу народного образования, и с сентября 1919 года часть помещений была занята педагогическими курсами, преобразованными позднее в Коми государственный пединститут.
В настоящее время здесь находится Национальная галерея Республики Коми.
Но сначала мы походим по Саду скульптур, который находится рядом с галереей.
Это образцы "городской скульптуры". Помнится, некоторые из них стояли раньше возле Отдела природы на ул.Коммунистическая, но я не уверена, что узнаю старых знакомцев.
Некоторые скульптуры очень органично смотрятся среди деревьев, вписываются в пейзаж.
Некоторые кажутся здесь столичными гостями — ну, занесло гусара в провинциальный Усть-Сысольск...
Есть что-то совсем загадочное, скрытое от глаз...
Есть, конечно, скульптуры с философским содержанием.
Есть простые и понятные каждому.
А ещё мы пообщались здесь с маленькой птичкой, которая бесстрашно прыгала у самых наших ног.
И наконец отправились в Национальную галерею Республики Коми (ул. Кирова, 44).
Часы работы не указываю: расписание может меняться. Цена билетов на разные экспозиции и временные выставки, с экскурсоводом и без экскурсовода, для взрослых, школьников, пенсионеров и иностранных граждан — всё это лучше читайте на сайте музея. И не забывайте документы, подтверждающие льготу, — их просят предъявить.
Интерьеры, я так полагаю, частично восстановлены дореволюционные.
Шикарный зал для торжественных мероприятий. Сейчас в нём небольшая коллекция зарубежного искусства.
Моё сердце покорила картина неизвестного художника XVIII века "Воры". Потому что на ней котики воруют рыбку!
Тема: "Вы рыбов продаёте?" — как видите, очень старая.
Основная экспозиция называется "Коми: Человек. Ландшафт. Миф". И она ве-ли-ко-леп-на! Единственное разочарование: не выставляются иконы XVII - начала XX вв., а также деревянная скульптура, резные доски с изображением Голгофы, памятники старообрядческого медного художественного литья, рукописные и старопечатные книги. Большая часть этих памятников связана с северным старообрядчеством; многие созданы на Нижней Печоре, в Яренском и Усть-Сысольском уездах...
Так что история искусства Коми края начинается с ГУЛАГа...
Вот такое предлагал отгрохать в Воркуте скульптор Э.Неизвестный (напомню, что на Колыме он свою "Маску скорби" воплотил).
Мне, конечно, интересно, какой была в те далёкие годы Воркута.
В Ухте я побывала в музее, который расположен в доме этого человека — первого бурового мастера Ухты И.И.Косолапова.
По-моему, творчество местных художников, отражающее жизнь именно этого края, — самое интересное в любом музее!
И тут не обошлось без котика!
Представлены изделия декоративно-прикладного искусства.
Сравним, как изображают одно и то же художники разных времён. У Рема Ермолина мы видим каждое лицо участников народного хора. Есть молодые и старые, каждая женщина в своём наряде. Думаю, их родственники легко узнали бы на картине своих бабушек и мам...
А так увидел старинный праздник другой художник... Одинаковые бабки в одинаковых нарядах. Голосят.
Гравюры, рисунки и акварели В.Полякова, изображающие старый Сыктывкар. До чего же душевные!
Работ, изображающих Сыктывкар, в музее много, но не все они выставлены. Жаль!
Много картин, посвящённых людям труда.
Пейзажи обновлённого Севера.
К сожалению, не запомнила автора и названия. А работа интересная! Мужичок с приготовленной пилой засмотрелся на дерево, которое предстоит спилить. А оно — целый мир, населённый множеством живых существ. Эх, жалко-то как!
Много в галерее работ воркутинского скульптора В.Смирнова.
И просто пейзажи — иногда довольно фантастические... Хотя Север сам по себе фантастичен!
Помните слово "Миф" в названии экспозиции? Да, часть её посвящена легендам, сказкам, преданиям коми народа. И художники здесь проявили немало оригинальности!
Некоторые работы вполне традиционны, но веет от них какой-то мистикой. К сожалению, автора и название не запомнила. Картина изображает языческое святилище.
Демонстрируется мультфильм, составленный из "оживлённых" рисунков В.Г.Игнатова. Его произведения, кстати, хорошо знакомы многим жителям Коми.
Очень красивая чаша из капа — древесного нароста.
Странные работы С.К.Тот, с использованием эмали.
К сожалению, не записала, чьи это работы. Посвящены возникновению коми письменности. На первом рисунке — "пасы", особые знаки, которыми пользовались коми с языческих времён, отмечая, например, свои охотничьи участки. У каждого рода был свой пас.
А на втором рисунке уже стефановская азбука, или "анбур", созданная Стефаном Пермским при обращении коми народа в христианство. Считается, что для создания своих букв он использовал пасы.
И, наконец, в Национальной галерее есть небольшая коллекция русской классической живописи. Картины эти переданы из других музеев страны, и это работы признанных мастеров.
А эту даже выделим. А.М.Корин. "Опять провалился". 1894 г. Правда, напоминает с детства знакомую картину Ф.Решетникова"Опять двойка!"? Да, тема вечная: гимназист не сдал экзамен. И уже не в первый раз. За это полагалось отчисление... А семья бедная, вся надежда была на то, что сын выучится...
Вы не забыли, что мы вообще-то гуляем по улице Кирова? Продолжим!
Здание детского центра дополнительного образования на углу с улицей Коммунистической. Так я и не смогла узнать: полностью творение новых времён или сильно отремонтированное старое?
Вверх уходят дома купцов Камбалова и Оплеснина (1908 г.)...
...и торговый дом Дербенёвых (1899-1906 гг.), где располагается отдел этнографии Республиканского музея.
А дальше по улице Кирова преображённое здание кафе "Чудесница". Лестницу, которая вела к нему в советское время, убрали (наверное, для безопасности клиентов).
Длинное, мощное здание Министерства внутренних дел Республики Коми, возведенное в 1938 году по проекту архитектора А.В.Зикеева (в городе есть и другие его творения, при этом о самом архитекторе почти ничего не известно). Левое крыло вобрало в себя дореволюционный дом купцов Суворовых.
А дальше, если вам интересна такая архитектура, не пропустите здание Национального музыкально-драматического театра. Это уже улица Бабушкина, дом 4. Я его сфотографировать не смогла из-за разросшихся деревьев. Поэтому вот вам чужая фотография.
Строилось это здание как Дом профсоюзов (1951), архитектор всё тот же А.В.Зикеев.
А на улицу Кирова выходит здание, примыкающее к нему (я даже думала, что это один дом). Это Социальный фонд РФ, а какого года постройки и что там раньше было — неясно. Может быть, тоже "сталинку" осовременили.
И снова музей (но мы туда не пойдём). Это Дом-музей И.П.Морозова, филиал Республиканского. Дом воспроизводит крестьянскую избу в селе Межадор, где провёл своё детство выдающийся человек республики — Иван Павлович Морозов, в 1965—87 гг. бывший первым секретарём Коми обкома КПСС, то есть фактически главой республики.
Как видно по афишам, здесь проводятся различные мероприятия и выставки, не только связанные с личностью И.Морозова.
Дом 28. Первый благоустроенный дом в Сыктывкаре (1939 г., архитектор Ф.А.Тентюкова). Я о нём уже писала в другой статье.
Арка пристроена в 1949 г.
Угол Кирова и Орджоникидзе — Литературный музей И.А.Куратова и небольшой сквер перед ним.
Дом интересен тем, что это самый старый сохранившийся каменный дом в Сыктывкаре, построенный в первой половине XIX века купцом Сухановым.
Об основоположнике коми литературы И.А.Куратове я уже писала, повторяться не буду. Жаль, в музее побывать не довелось — отложим на потом.
Улица Кирова здесь больше похожа на аллею парка.
И ничего удивительного: ведь мы давно уже идём вдоль старейшего парка города — Кировского. Он начал создаваться в 1933 г., пережил много изменений и продолжает оставаться одним из любимейших в городе мест отдыха.
А вот и памятник И.П.Морозову, установленный перед домом №24, в котором жил он и другие "первые лица" Коми АССР.
Надо всё-таки сказать, почему этот человек оставил по себе такую память в республике. Он руководил Коми АССР с 1965 по 1987 годы, когда росла добыча нефти, газа, угля, леса, развивались обрабатывающие отрасли промышленности, строились новые железные дороги, дома и целые города. Эти двадцать с лишним лет люди вспоминают как самый стабильный и благополучный период в жизни республики (хотя, может быть, в 50-е — начале 60-х тоже было неплохо, но много ли осталось тех, кто помнит то время?) Так что память о Морозове — это память о другом обществе, о другой стране...
Кстати, сам дом тоже интересный. Построен он в 1946 г.
Дом 22 скромнее, но тоже симпатичный. Он построен в 1958 г. и считался "ведомственным" домом аэропорта. Здесь жил и начальник Коми управления гражданской авиации, летный и технический состав.
На краю Кировского парка стоит гостиница "Югöр", построенная в 1985 г. Тогда она считалась менее престижной, чем "Сыктывкар", но, думается, только из-за своей удалённости. А так, конечно, это было по всем статьям более современное и благоустроенное здание. С рестораном, естественно. Или даже с двумя?
Сейчас гостиница — только часть Центра культурных инициатив, которому отдано здание. А за нею находится один из причалов речных теплоходов.
А дальше будет уже совсем современная застройка и — дом №1 по улице Кирова. УФСБ по Республике Коми. Интересно, что и в других городах новые здания этого ведомства подражают "сталинской" архитектуре. Или просто проект типовой?
***
Вот и закончились наши прогулки по Сыктывкару. Конечно, было запланировано больше. Хотелось, например, погулять в Кировском парке и прокатиться на теплоходе, полюбоваться окрестными пейзажами. Но увы: я простудилась и заболела. Что ж, значит, надо обязательно снова побывать в городе моей студенческой юности!
Другие статьи о Сыктывкаре:
Сыктывкар: исторически-ностальгическая прогулка по улице Коммунистической
Сыктывкар: загадка улицы Советской
Возможно, будет также небольшая статья с материалами, не вошедшими ни в одну из этих продолжительных "экскурсий".
А пока читайте, комментируйте, не стесняйтесь поставить значок "Нравится"!
***
P.S. Хочу ещё раз поблагодарить ВК сообщество Дорогие товарищи. Архивные фото Сыктывкара, чьими фотографиями я пользовалась и в котором почерпнула массу интересной информации. А также сайты "Старый Сыктывкар" и bnkomi.ru.
·