Найти тему
Торжество православия

В какое время прилично покидать храм, если пришёл на литургию, но не причащаешься?

В древней Церкви ко Причастию подходили все. Каждый христианин, пришедший на службу, обязательно участвовал в Таинстве Причастия. Эта традиция длилась довольно долго. Не случайно была составлена Литургия верных. Когда молились об оглашенных, и они, оглашенные, как раз в этот момент Причастия выходили из Церкви, поскольку некрещенный человек не имел права прикасаться к Святой Чаше. Таких людей становилось со временем всё больше. Они присоединялись к Церкви, но не понимали и не переживали Таинство Евхаристии, как это должен быть. А если и делали это, то не часто. И 341 году во время Антиохийского собора, следуя 9 -му Апостольскому правило было выведено следующее постановление:

-2

Со временем же вообще Литургическую службу перестали воспринимать как кульминацией своей духовной жизни, как личной маленькой Пасхой, победой над внутренним своим злом, и многие стали приходить лишь только для того, чтобы вознести молитву. Молитвы это хорошо, однако же их плоды - это единение всех христиан в Таинстве Евхаристии. Преподобный Варнава Гефсиманский говорил: «…Прошу вас, не опускайте церковных служб. Что делать? Иногда и не хочется идти или трудно рано встать к службе. Понудьте себя, за это-то и награда вам готовится от…». Переходите по ссылке в наш телеграм канал и читайте продолжение слов преподобного, https://t.me/molitvaikona/10724 .

Как говорит иерей Андрей Чиженко: "Если человек не участвуют в Таинстве Причастия, то даже теряется в какой то момент соборность. Все прихожане должны быть охвачены общим чувством - любовью ко Спасителю, без которой участие в Таинстве Причастия невозможно. Эта единая духовная отрада и является основой евхаристической соборности”.

Иеромонах Иов Гумеров считает:

-3
Если человек возносит молитвы, но не причащается в минуту литургической службы, утрачивается так называемая «молитвенная соборность». Отсутствует молитвенно-духовное единство, к которому должна стремиться христианская община.

Мнения некоторых батюшек расходятся в вопросе: "Когда допустимо покидать литургию, если не идешь на причастие?"

Протоиерей Андрей Ткачёв настаивает на том, чтобы во время Литургии человеку надлежит оставаться, вознося молитвы со смирением и терпением, если не за себя, то за приучающихся прихожан, до конца.

Праведный Иоанн Златоуст же считал, что людям, не собирающимся причащаться, нужно уходить из храма сразу же после чтения Евангельских текстов, пропуская также и Литургию.

В старых молитвословах говорится так:

-4

"Нельзя рассматривать Божественную службу на важные отрезки времени и нет- продолжает иерей Андрей, - Нет более важных моментов в Богослужении и менее. Литургия - одно продолжительное сердечное молитвенное обращение, а не просто совокупность каких то благозвучных молитв и священнодействий.

Она подобна единому, слаженно работающему организму. И, как организм, лишившись того или иного органа, болеет и страдает, так и литургия, лишившись той или иной молитвы, уже не может совершиться в полной мере.

Безусловно, порой случаются форс-мажорные ситуации - в таком случае, конечно, покинуть службу вполне допустимо. Может, на работу срочно вызвали, или кто-то из родственников заболел, или что ещё произошло - всякое в жизни бывает. Потом можно будет во время Исповеди покаяться в том, что с литургии до её окончания ушли.

-5

Однако же не нужно выдумывать причины и обстоятельства, если их на самом деле нет. В таком случае лучше отстоять службу до её окончания".

Не забывайте о том, что по завершении службы батюшка выйдет на амвон, и, осенив прихожан крестным знамением, скажет:

-6

Вот как раз после этого можно уходить всем, и причастившимся и нет.

Это действие и зовется отпустом только потому, что как раз батюшка отпускает нас и мы можем с спокойной душой покинуть храм.

Мы знаем о том, что только что побеседовали с Господом и обрели драгоценнейшие блага, дарованные Им. Небесный Отец поделился с нами самым главным - то есть Самим Собой, Своей Плотью и Кровью. А потому эта служба окончилась для нас, христиан, победой над грехом и тьмой. И, окрылённые этой победой и божественной благодатью, мы можем с чистым и радостным сердцем возвращаться домой».

Интересно знать

Если болеют дети, надо читать 90-й псалом

Если болеют дети, надо читать 90-й псалом и "Отче наш" по семь раз. Если что-то серьезное, читать надо по двенадцать раз... Если несчастье случилось с человеком, надо... читать продолжение