Юбка ситцевая, рубашка кисейная, платки, а ещё изба с горницей и корова. Уникальный документ — роспись имущества невесты ученика Тульской духовной семинарии — представлен на выставке «Русская свадьба». Об этом уникальном документе и не только спросим у заместителя директора государственного архива Тульской области Юрия Смирнова.
Давайте начнём с того документа, насколько уникальна вообще вот такая опись имущества и что она давала, всегда ли такое было перед свадьбой?
Чаще всего да, особенно у имущих слоёв, поскольку свадьба — это не просто праздник, какое-то торжественное событие в истории какой-то семьи или отдельного человека, но это ещё и вопрос имущества, потому что приданное часто бывало очень значительным, и передача приданного всегда определялась, всегда фиксировалась в юридическом документе, который, в частности, вот тут на выставке и представлен. Это роспись приданного должна была быть заверена, должна была быть составлена на специальной гербовой бумаге, что подтверждало её юридическую значимость и подтверждало факт передачи приданного от родителей к невесте.
Какие ещё документы были вокруг того самого обряда свадьбы? Ну, то есть что ещё сохранялось от каждой, от каждого заключения брака?
В обязательном порядке, конечно, это метрическая запись о бракосочетании. Это было при каждом венчании в церкви, составлялась метрическая запись, где указывалось, кто вступает в брак, когда, кто родители, каково положение жениха и невесты. Это был юридический документ. Аналог современной актовой записи, которая в ЗАГСе у нас составляется, только в тот период времени до 1918 года эти документы составлялись в церквях. До метрических записей несколько ранее существовал ещё такой очень интересный документ, который назывался «венечная память», такое разрешение на вступление в брак с уплатой пошлины. Нужно было уплатить пошлину, кому и пошлина уплачивалась архиерею, собиралась она в архиерейской казне, то есть в церковную казну, потому что сам обряд венчания совершался в церкви, и поэтому эти пошлины шли в архиерейскую казну.
Они были одним из важных источников дохода церкви, и нужно было вот эту пошлину уплатить. Пошлина эта записывалась в специальную книгу, которая называлась книга венечных памятей или венечных записей, или венечных пошлин. И после этого давалось разрешение на вступление в брак. Стоимость этой пошлины на 1-ю половину, середину XVIII века составляла 6 копеек с человека. То есть если жених и невеста вступали в брак, то они платили каждый по 6 копеек, всего 12 копеек.
Кроме венечных памятей. Они, кстати, были отменены в 1765 году указом императрицы Екатерины II. И вообще пошлины эти перестали собираться, но вместо них был введён другой документ, очень важный и значимый, который просуществовал вплоть до революции, до 1918 года. Это книги брачных обысков или брачные обыски.
Что это такое?
Это комплексный документ, который составлялся священником в преддверии брака. Священник должен был обследовать все обстоятельства предстоящего бракосочетания, то есть что подлежало обследованию. Ну, практически все стороны, ну, многие стороны жизни жениха и невесты, во-первых, возраст — это очень важный момент, потому что законодательно, как и сейчас, устанавливался возраст вступления в брак, и поэтому нужно было предоставить документы, подтверждающие возраст жениха и невесты. Ну, как правило, это были выписки из метрических книг о рождении. Если же возраст был недостаточный, то брак должен был быть отклонён, отложен на какой-то период времени до достижения соответствующего возраста.
Кроме того, требовалось разрешение от начальства вступить в брак, то есть если, например, это студент, он должен был получить разрешение от своего руководства, начальства в этом учебном заведении, если это был, например, ремесленник какой-то или оружейник, например, рабочий Тульского оружейного завода, тоже должен был получить разрешение от своего начальства с оружейного завода, что он может вступить в брак. Подтверждались все необходимые условия, что нет препятствий для вступления в брак.
Что могло быть препятствием для вступления в брак?
Была такая вещь, как плотское или духовное родство, плотское родство до определённого колена запрещалось вступать в браки, а также и духовное родство, если, например, люди были восприемниками у одного ребёнка, то есть крёстными у одного ребёнка, они считались духовным отцом и матерью этого ребёнка и, соответственно, уже не могли вступать в брак по правилам того времени, по церковным правилам. Сейчас, конечно, эти правила не действуют, но в тот период времени они соблюдались очень и очень твёрдо. И священники проводили прямо такой анализ. Но правда, надо сказать, что не всегда они соблюдали и за определённую мзду могли и закрыть глаза на это, и в архиве Тульской области содержится довольно большое количество дел, которые посвящены разборам незаконных венчаний.
Напомним, до 14 августа в тульском филиале Государственного исторического музея всё ещё можно полюбоваться уникальными экспонатами, связанными с русской свадьбой, обязательно не пропустите.