Точное число советских военнопленных сбежавших или попытавшихся сбежать из нацистских лагерей доподлинно неизвестно. По разным оценкам из около четырех тысяч немецких тюрем и лагерей за годы войны бежало от 70 до 500 тысяч заключенных. Причем, если сбежавший был англичанином или американцем, то нацисты относились к нему более снисходительно. Если же он являлся советским военнопленным, то его чаще всего расстреливали на месте. Мы уже писали про "Мюльфиртельскую охоту на зайцев", где в поимке и уничтожении бежавших заключенных участвовали даже местные жители.
Но часто побег для советских военнопленных был чуть ли не единственным способом выжить. Примером личного мужества и находчивости сегодня считается побег летчика Девятаева, о котором снимают фильмы. Самый крупный побег был осуществлен в лагере Сухожебры в Польше: в августе 1941 года тысячи советских военнопленных по сигналу бросились на колючую проволоку. Многие из них полегли под огнем пулеметов, но многие сумели спастись. Хорошо известен побег советских пленных из лагеря Собибор осенью 1943 года организованный Александром Печорским. И это далеко не полный список.
Однако одним из самых необычных и из ряда вон выходящих побегов можно считать побег инвалидов под Бердичевом в 1942 году:
Все побеги из нацистских концлагерей и тюрем заслуживают уважения, однако побег безногих и безруких советских военнопленных, совершенный в момент их казни, можно считать уникальным в истории. Сама казнь происходила 24 декабря 1942 года под Бердичевом. (Источник: АиФ "Невероятные побеги")
Кем же были эти люди? В трудовом лагере в Бердичеве с конца октября и в начале ноября находились 78 советских военнопленных. Их перевели туда из лагеря в Житомире ввиду нетрудоспособности. Чтобы лучше понимать в каком состоянии находились эти люди достаточно прочитать записку штурмшарфюрера СС Фрица Кнопа.
Находившиеся в здешнем лагере 78 военнопленных были исключительно тяжелораненые. У одних отсутствовали обе ноги, у других - обе руки, у третьих - одна конечность. Лишь некоторые из них сохранили конечности, но были так изуродованы другими видами ранений, что не могли выполнять никакой работы. Они должны были ухаживать за остальными. (Из записки штурмшарфюрера СС Фрица Кнопа. гор. Бердичев. 24 декабря 1942 г. ЦГАОР СССР, ф. 7445, оп. 2, д. 126, л. 132-134. Перевод с немецкого.)
23 декабря 1942 года гаупштурмфюрер СС Кальбах приказал подвергнуть около семидесяти заключенных "особой обработке", то есть физически уничтожить. В 11.30 в лагерь прибыла машина, которой управлял рядовой СС по фамилии Шефер. Вместе с ним в команду для уничтожения инвалидов были назначены унтершарфюрер СС Паль, роттенфюреру СС Гессельбах и штурмфюрер СС Фольпрехт. Последний был назначен ответственным за выполнение этого задания.
Немцы не ожидали никакого сопротивления от безногих и безруких людей. Место проведение казни находилось за пределами лагеря и было скрыто от посторонних глаз. Все должно было пройти довольно гладко. Экзекуция первой группы прошла без эксцессов:
Первая группа состояла по распоряжению Пааля почти исключительно из безногих. Я возражал против того, чтобы забирать сначала всех безногих...Экзекуция первой группы совершилась без инцидентов. В то время, как Фольпрехт оставался возле могилы, я и Пааль поехали обратно в лагерь, где мы погрузили в машину следующих 28 пленных. Вторая группа должна была состоять прежде всего из людей с ампутированными руками но, насколько я теперь помню, большинство из них не имело ампутации. И в этом случае я также критиковал неправильное распределение пленных Паалем, на что он мне возразил, что все равно они все калеки. (Из показаний СС-роттенфюрера Гессельбаха Фридриха. РГАСПИ Ф. 17. On. 125. Д. 250. Л. 175—182 об.)
Но оказалось, что израненные люди готовы бороться за жизнь до последнего. Совсем скоро на телефон находившегося в лагере штурмшарфюрера СС Фрица Кнопа поступил звонок:
Приблизительно в 15 час. мне сообщили по телефону из стационарного лагеря, что один из сотрудников моего отделения, выполнявший это особое поручение, ранен и один заключенный бежал. Я сейчас же направил на подводе к месту экзекуции гауптшарфюрера СС Венцеля и обершарфюрера СС Фрича. Через некоторое время мне вторично позвонили по телефону из стационарного лагеря и сообщили, что два сотрудника моего отделения убиты. (ЦГАОР СССР, ф. 7445, оп. 2, д. 126, л. 132-134. Перевод с немецкого.)
Как же беззащитные люди сумели дать отпор гитлеровским карателям? Двое нацистов дежурили у машины в то время, как эсэсовец Гессельбах производил "особую обработку" в выкопанной недалеко яме. Его товарищ стоял наверху и охранял узников, которые ждали своей очереди.
Я все же предупредил его о необходимости соблюдать особую осторожность.... непосредственно возле машины стоял Пааль с русским автоматом через плечо, одетый в толстую шоферскую шубу; Фольпрехт тоже стоял непосредственно у машины, одетый в шинель, с пистолетом-пулеметом в руке... Перед спуском в яму я еще раз предупредил Пааля, чтобы он был более осторожен, и посоветовал ему снять шубу для большей подвижности. Я также посоветовал ему держать винтовку наизготове, так как мы здесь имеем дело не с евреями. (Из показаний СС-роттенфюрера Гессельбаха Фридриха. РГАСПИ Ф. 17. On. 125. Д. 250. Л. 175—182 об.)
Видимо каратель Пааль не очень внимательно отнесся к предостережениям своего коллеги эсэсовца. Что стоило ему жизни. Заключенные набросились на Пааля, отобрали оружие и застрелили его, после чего бросились бежать. Гессельбах выбравшись из ямы принялся стрелять им вслед и даже застрелил одного или двух. Как он сам вспоминает, он выпустил вслед убегающим людям четыре пули. Но потом уже рядом с ним ударила пуля и от страха эсэсовец решил что его ранили: "пуля ударила совсем рядом со мной. У меня появилось такое ощущение, будто бы в меня попали, но потом я понял, что ошибся; теперь я объясняю это нервным шоком".
Убегая пленники застрелили эсэсовцев в грузовике, о чем свидетельствует сам штурмшарфюрер СС Фриц Кноп: "На... военной машине я немедленно отправился в стационарный лагерь. Недалеко от лагеря я встретил грузовую машину, в которой лежали оба убитых сотрудника". К сожалению палач Гессельбах, шофер автомобиля и два эсэсовца, которых позже отправили на место расправы избежали справедливого возмездия. Но все же три палача получили по заслугам, что уже неплохо.
Штурмшарфюрер СС и по совместительству старший секретарь криминальной полиции Кноп Фриц в дальнейшем оправдывался перед командованием, что после побега он сразу же оповестил полевую жандармерию и железнодорожную полицию. И что до этого все "особые обработки" проходили довольно гладко. И все же двадцати двум инвалидам приговоренным к расстрелу удалось бежать.
Позднее материалы этих докладных записок были представлены на Нюрнбергском трибунале, как одно из доказательств преступлений нацистского режима. Анализируя эти и многие другие документы ни у одного здравомыслящего человека не должно остаться никаких сомнений - нацизм, это страшная и преступная идеология, которая повинна в уничтожении миллионов людей. Никогда и ни при каких обстоятельствах нацистский режим не должен возродиться.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.