Люди, незнакомые с особенностями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, часто полагают, что СДВГ влияет только на процесс обучения. На самом деле дети с СДВГ испытывают много трудностей, в том числе и во взаимодействии с другими людьми.
Если у ребёнка гиперактивно-импульсивный или комбинированный тип СДВГ, то сверстники могут его отвергать, поскольку такие дети часто бывают излишне навязчивы. Они вмешиваются в неподходящий момент, пытаются обратить внимание на себя или просто слишком много говорят. Со временем других детей начнёт раздражать такое поведение, и они станут избегать общения.
Дети с невнимательным типом СДВГ тоже иногда не могут найти себе компанию, потому что часто уходят в мир собственных фантазий. Кроме того, у детей с СДВГ, помимо характерных симптомов, встречаются нарушения координации, задержка развития и поведенческие расстройства.
Что такое социальные навыки?
Так называются вербальные и невербальные навыки, на которые люди полагаются, чтобы понимать других людей, общаться с ними, взаимодействовать и сотрудничать.
Хорошо развитые социальные навыки важны для каждого, поскольку они позволяют заводить знакомства, выстраивать отношения с друзьями и коллегами, вести личную жизнь.
Для того чтобы успешно коммуницировать со сверстниками и взрослыми, детям необходимы следующие социальные навыки:
- Коммуникация
- Сотрудничество
- Умение разрешать конфликты
- Эмпатия
- Умение соблюдать правила поведения
- Терпение
- Уважение границ
- Самоконтроль
Первые зачатки социальных навыков начинают развиваться с рождения. К тому времени, как мальчику или девочке исполнится 5 или 6 лет, они уже умеют контролировать своё поведение, чтобы соответствовать ожиданиям общества.
По мере взросления они совершенствуют эти способности: учатся общаться с другими людьми, высказывать своё мнение, задавать вопросы. Со временем они учатся быть достаточно гибкими, чтобы принимать точку зрения других. Нейротипичные дети к старшей школе становятся способны отстаивать свои интересы, решать проблемы и эффективно работать в группе.
В чём особенность поведения детей с СДВГ?
У таких детей уровень эмоциональной зрелости обычно бывает ниже, чем у их сверстников. Десятилетний ребёнок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может вести себя как семи- или восьмилетний, поэтому ему будет трудно играть с детьми своего возраста.
Мальчикам и девочкам с СДВГ сложнее следить за своим поведением. Они не всегда умеют понимать чужие эмоции и реакции. Когда они оказываются в компании других детей, то зачастую не понимают, как себя вести. Они могут быть слишком требовательными и даже грубыми.
Вот как выглядят проблемы с социальными навыками у детей и подростков с СДВГ:
- Авторитарное поведение и попытки контролировать других детей, особенно во время игры;
- Перетягивание внимания на себя;
- Непонимание того, как их воспринимают другие;
- Неспособность принять другую точку зрения;
- Уход в виртуальную реальность (соцсети, видеоигры), чтобы избежать проблем в общении;
- Отсутствие взаимодействия со сверстниками за пределами школы
Многие дети с СДВГ имеют плохое социальное мышление, то есть способность интерпретировать тем или иным образом как поступки окружающих, так и своё собственное поведение.
У них также могут быть слабо развиты вербальные и невербальные коммуникативные знания и навыки. Например, они не понимают важность поддержания зрительного контакта и не различают язык тела. Они не улавливают чувства и эмоции других людей, и поэтому не могут использовать эту информацию для контроля за поведением.
Из-за проблем с самоконтролем иногда случается так, что в разговоре дети с СДВГ перебивают собеседника, оскорбляют участников беседы, вторгаются в личное пространство других людей. Они могут подолгу обсуждать какую-то тему, представляющую для них интерес, не заботясь о реакции слушателя.
Как развить социальные навыки у детей с СДВГ?
Симптомы СДВГ часто мешают детям формировать социальные связи. Это может привести к низкой самооценке, проблемам в школе, чувству изолированности и покинутости.
Развитие социальных навыков крайне важно, потому что таким образом дети получают инструменты, необходимые для выстраивания отношений с окружающими людьми.
Когнитивно-поведенческая терапия помогает детям с СДВГ понимать свои эмоции и вырабатывать правильные модели поведения. Они учатся методам общения и приобретают социальные навыки, необходимые им в жизни.
Если родители замечают, что их дочери или сыну трудно общаться с детьми своего возраста, они тоже могут помочь им освоить социальные навыки.
Эти методы довольно просты, и основным правилом будет наблюдение за ребёнком и вмешательство, если у него возникли трудности. Так, например, если поведение малыша неприемлемо, то нужно предложить ему, как разрешить ситуацию другим путём.
Чтобы отучить сына или дочь делать грубые, резкие замечания, нужно отрепетировать с ними реакцию на различные ситуации. Многие дети с СДВГ общаются не так, как другие дети, и эта разница может сбивать с толку. Поэтому лучше всего объяснить им на примере, как следует реагировать в том или ином случае.
Детям с СДВГ более комфортно общаться в домашней обстановке, потому что она им привычна. Пусть друзья малыша приходят к нему домой, чтобы вместе поиграть или посмотреть фильм. Так родителям будет проще контролировать и моделировать социальное поведение своего гиперактивного ребёнка.
Важно и самим демонстрировать хорошие социальные навыки, чтобы сын или дочь могли учиться на примере своих родителей.
С малышом нужно практиковать рутинные действия, потому что гиперактивным и импульсивным детям трудно подолгу сосредотачиваться на чём-то конкретном — даже на простом разговоре. Это может показаться им утомительной работой. Нужно приучить маленького непоседу слушать собеседника, не перебивать, терпеливо ждать своей очереди и обращать внимание на то, что говорят другие.
Эмпатия и умение принимать другую точку зрения — это фундаментальные навыки, которые способствуют взаимопониманию и гармонизации отношений. Детям с СДВГ полезно научиться распознавать чувства других людей и сопереживать им. В этом помогают ролевые игры и обсуждение различных точек зрения на примере фильмов или прочитанных книг.
Предлагаем пройти онлайн-тест на дислексию для детей и взрослых. Вы сами сможете сделать первые выводы и при необходимости обратиться к нам в Центр коррекции дислексии.