РОАД: автомобили в России подорожают в два раза к 2030 году!
Дилеры спрогнозировали удвоение цен на машины в России. В ассоциации РОАД подсчитали, что к 2030 году копить на новый автомобиль придется практически всю жизнь
Проект по поэтапному увеличению утилизационного сбора на автомобили не был поддержан у автодилеров. В ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) подсчитали, что к 2030 году на покупку новой машины смогут рассчитывать только 5–7% россиян, а на накопление средств для автомобиля придется трудиться всю жизнь. Цены на новые автомобили, по прогнозам дилеров, к указанному сроку удвоятся по сравнению с текущими.
Что произошло
Пресс-служба РОАД сообщила, что ассоциация обратилась в Минпромторг и Минфин с просьбой разъяснить, куда и в каком объеме направляются средства для компенсации утильсбора, который планируется постепенно увеличивать. Ассоциация выражает опасение по поводу дальнейшего снижения покупательной способности населения и возможного закрытия дилерских центров. Кроме того, дилеры запросили от властей ясные условия и размеры компенсации утильсбора для автопроизводителей, которые собираются начать производство автомобилей в России.
На данный момент в ассоциации РОАД, объединяющей более 1,6 тыс. дилерских центров по всей стране, нет четкого понимания о том, каким образом и кому направляются средства, собранные через утилизационный сбор. Исполнительный директор РОАД, Игорь Чикин, отметил, что размер этого сбора уже превосходит расходы на производство автомобиля. Таким образом, речь идет не об утилизации, а о фактически новом налоге, который никак не связан с утилизацией.
Как увеличение утильсбора скажется на ценах
Предварительные параметры постепенного увеличения утильсбора на автомобили, автобусы и спецтехнику до 2030 года уже известны. В соответствии с планами правительства ежегодно утилизационный сбор будет увеличиваться на 10–20%, а в первый год после принятия предложения он вырастет сразу на 70–85%. Ожидаемый срок нового пересмотра ставки — 1 октября 2024 года. Тогда же цены на автомобили могут значительно увеличиться.
В РОАД заострили внимание на том, что за последние два года автомобили в России удвоились в цене. Учитывая инфляцию и новую индексацию утильсбора, к 2030 году они увеличатся еще в два раза, полагают в организации. Автопроизводителям приходится закладывать дополнительные издержки в стоимость машин. А в конечном счете утилизационный сбор оплачивают покупатели.
На проблему индексации утилизационного сбора указал в июльском отчете глава Комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев. По словам эксперта, скоро в России произойдет сокращение импорта автомобилей.
«Среди факторов, которые будут оказывать существенное влияние на развитие рынка новых автомобилей, следует выделить планируемое существенное поэтапное повышение утилизационного сбора и предстоящую налоговую реформу», — пояснил он.
Глава АЕБ указал на необходимость диалога с представителями индустрии и заявил о вероятности сокращения предложения на рынке и роста цен.
«Влияние этих значительных факторов начнёт ощущаться уже в ближайшее время, но полноценная оценка станет возможной не ранее конца этого года — начала следующего», — уточнил Калицев.
Также Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза (НАС), прогнозирует рост цен из-за увеличения утилизционного сбора.
Он отметил: «Цены действительно существенно возрастут, поскольку предполагается систематическое повышение утильсбора до 2030 года, а возможно, и позже. Цифры, которые обозначены, вселяют уверенность, что импортные автомобили значительно подорожают. Однозначно, дилерские центры к этому времени могут исчезнуть».
Как быть с утильсбором
Шапарин предложил способ повысить прозрачность утилизационного сбора. По его мнению, собранные средства должны «окрашиваться» аналогично тому, как это делается с дорожным налогом или экологическими штрафами. Он подчеркнул, что деньги от утильсбора должны использоваться исключительно для поддержки автомобильной промышленности, чтобы избежать вопросов со стороны дилеров.
«Автопром нуждается в значительном финансировании, но на данный момент эти средства поступают обезличенно в федеральный бюджет», — добавил он, напомнив, что правительство не может раскрыть информацию по запросу ассоциации РОАД. Оно может отчитаться лишь за те деньги, которые были целевым образом выделены в рамках системы окрашивания.
Исполнительный директор РОАД Игорь Чикин объяснил, что в ассоциации не нашли никаких данных о том, как конкретно происходит распределение средств от утилизционного сбора. Существуют только разъяснения Минпромторга. О полном отказе от этого сбора не идет речь, подчеркнул Чикин. В РОАД лишь пытаются понять, как увеличение ставок повлияет на стоимость автомобилей и на дилеров.
«Нужно производить и компоненты, и автомобили различных брендов. И конкурентоспособность важна. Индустрия комплектующих для сборки гораздо более затратная, чем сама сборка. Мы в принципе не понимаем, что такое утильсбор и как работает этот механизм», — добавил Чикин.
Как утильсбор работает сейчас
Утилизационный сбор в своем актуальном виде был введен в 2012 году после вступления России в ВТО. Его обязаны платить как отечественные автопроизводители, так и импортеры автомобилей. Однако, местные заводы, в отличие от зарубежных поставщиков, могут рассчитывать на частичную или полную компенсацию утильсбора в виде промышленных субсидий.
Размер компенсации варьируется в зависимости от уровня локализации выпускаемых машин. Разницу между собранными и компенсированными средствами направляют на программы поддержки автопрома — автокредитование, льготный лизинг и так далее. В 2023 году по утилизационному сбору было собрано 659 млрд руб., а в 2024 году планируется увеличить эту сумму до 967 млрд руб.
В мае 2023 года глава АвтоВАЗа Максим Соколов предложил повысить утилизационный сбор для своих конкурентов. По мнению топ-менеджера, сбор на бюджетные машины иностранного производства должен был увеличиться на 70% — до 300 тыс. руб. с 178 тыс. руб. В апреле 2024 года было озвучено новое предложение: по мнению АвтоВАЗа, к 2029 году утилизационный сбор должен вырасти до 1 млн руб. Автогигант считает, что такая политика будет мотивировать китайские компании локализовать производство в России и создавать партнерские проекты с отечественными брендами.