Складывать и вычитать, красиво писать, знать алфавит и названия материков — это, безусловно, важно, но это не все, чему стоит учить ребенка. Помимо интеллектуального развития, важно уделять внимание формированию у детей «гибких навыков» — особых умений, от которых, по мнению ученых, на 85% зависит успех человека во всех сферах жизни.
Soft skills — что это такое?
Гибкие навыки или soft skills — это набор универсальные навыков и личных качеств, которые пригодятся во всех сферах жизни. Например, коммуникабельность и умение решать конфликты будут полезны и в профессии, в личной жизни, и в бытовых ситуациях. Таких базовых навыков довольно много и развивать их можно, начиная с дошкольного возраста.
Есть также hard skills — «жесткие» навыки, связанные с какой-то деятельностью. Иногда их называют «узкими». К ним относятся счет, знание таблицы умножения, навык рисования, игра на музыкальном инструменте, робототехника и прочие узкоспециализированные занятия.
Важно! «Гибкие» навыки не являются заменой «жестких». Они дополняют и расширяют профессиональные умения человека и помогают достигать ему успеха в любимом деле.
Какие гибкие навыки нужны дошкольнику?
В прошлом веке была разработана модель 4К, которая описывает четыре наиболее актуальных в современном мире навыка: коммуникативность, кооперация, креативность и критическое мышление. По мнению ученых, это база, которую необходимо развивать и взрослым, и детям, чтобы успешно адаптироваться к изменчивому и непредсказуемому современному миру.
Список софт скиллс для дошкольников может включать в себя следующие навыки:
- Коммуникативность (коммуникабельность) — умение знакомиться, общаться, дружить, договариваться, искать компромиссы, решать конфликты. Сюда же можно отнести способность малыша отстоять себя, то есть защитить личные границы, например, не дать чужому ребенку без спроса распоряжаться своей игрушкой.
- Кооперация — умение работать в команде, быть частью коллектива, понимать и принимать правила, установленные именно в этой группе (например, в компании детей на площадке или в группе детского сада).
- Креативность — творческое мышление, нестандартный взгляд на вещи, свободное творчество.
- Критическое мышление — умение рассуждать, анализировать, находить «белые пятна», составлять причинно-следственные связи, отличать правду от неправды.
- Управление вниманием — концентрация внимания на задаче (чем младше ребенок, тем меньше времени он может концентрироваться на чем-то одном), умение доводить начатое до конца.
- Самоорганизация — основы тайм-менеджмента, самодисциплины и самомотивации.
- Эмоциональный интеллект — умение чувствовать и понимать свои эмоции и эмоции собеседника.
- Самостоятельность, умение принимать решение и нести за него ответственность.
Развивают ли софт скиллс в детском саду и школе?
Некоторое развитие гибких навыков, конечно, происходит, но система образования не ставит это своей целью ни у дошкольников, ни у школьников. Упор делается на интеллектуальное развитие и получение hard skills. Дети учатся писать и считать, запоминают даты, знакомятся точными науками и расширяют кругозор. Это важно и необходимо каждому ребенку для гармоничного развития. Хотя и не всегда эти знания находят применение в повседневной жизни.
Задача по формированию софт скиллс у дошкольников ложится преимущественно на родителей. Но если с обучением чтению или счету, как правило, вопросов не вызывает — есть учебники, развивающие мультики и специальные методики, то как развивать у малыша критическое мышление или креативность, не совсем понятно.
Как развивать гибкие навыки у детей-дошкольников?
База, на которой формируются «софты» у дошкольников, — это отношения с родителями и отношение родителей к ребенку. Именно общий семейный фон помогает развить у ребенка уверенность в себе, оптимизм, активность — качества, которые необходимы и для общения, и для обучения, и для активной презентации себя в мире. Если родитель относится к ребенку с уважением, интересуется его мнением, дает ему достаточно поддержки и самостоятельности (в рамках его возрастных и психических возможностей), то малыш сформирует положительный образ себя и адекватную стабильную самооценку.
Также важно развивать у ребенка осознанность и умение концентрироваться. Для этого можно предлагать как созерцательные практики (например, рассматривать предмет в течение минуты), так и специальные игровые упражнения. Хорошо помогают развивать сосредоточенность находилки (на большой картинки нужно найти какой-то предмет), виммельбухи (многосоставные картинки, которые интересно разглядывать), игры «Найди отличия».
Еще один важный момент — социальное развитие ребенка. Это основа будущей коммуникативности и умения работать в команде. До двух-трех лет у малышей не сформирован навык и потребность в совместной деятельности, но гулять на детских площадках все равно нужно. Под чутким маминым руководством малыш постепенно изучает этот мир, учиться контактировать с другими детьми, осваивает правила коммуникации. После трех лет стоит мягко привлекать ребенка к общим играм, предлагать ему командные занятия (например, в детском центре), играть в настольные игры семейным кругом.
Развитие «гибких» навыков — это постоянный процесс, который начинается с младшего возраста и может длиться всю жизнь. Но первые «кирпичики» всегда закладывают родители.
подготовила Мария Помозова
специально для LizaLand