Один из самых крупных внедорожников, ввозимых когда либо компанией Great Wall на российский рынок. С самого своего появления на свет в 2015 г Haval H9 активно продвигался в качестве относительно недорогой, но при этом добротной и качественной альтернативы Land Cruiser, Rang Rover и прочим «мамонтам» премиум сегмента.
С чего все начиналось
Но по первости как-то у Great Wall не срослось с продвижением Н9, толи с маркетингом, толи с отдельными ошибками и «детскими болезнями». Слабо помог даже рестайлинг, проведенный в 2022 г. В общем Haval H9 как-то не взлетел и долго оставался в тени своих конкурентов. А тут еще Крузер 300 появился, Монджаро и Tank 500.
В общем, компания Great Wall стала активно дорабатывать Н9 с учетом успеха того же Джолиона. И надо сказать, эффект был достигнут. Интерес к рамному внедорожнику вырос настолько, что с августа 2024г компания запланировала сборку Хавалов на своем заводе в Тульской области и даже законтрактовала поставку машин в Беларусь, так что новый рамник скоро встанет на российский конвейер.
Китайские товарищи тонко уловили психологию будущего владельца Н9. Никто из водителей с деньгами не захочет платить за дорогой внедорожник с внешностью мыльницы прошлого века. Поэтому вместо допотопного дизайна в стиле а-ля Санг-Йонг Рекстон новый Haval H9 получил очень симпатичный кузов с очками-фарами, угловатым задом, напоминающим Ровер и Tank 700 одновременно.
Но обновления коснулись не только формы
Машина стала крупнее, длина 5,07 м, ширина – 1,96 м, дорожный просвет и база – 224 мм и 2,85 м соответственно. И все это на усиленной раме из легированной стали. Только не стоит думать, что стальные детали рамы и кузова полностью защищены оцинковокой. Какое-то покрытие есть, но обработку на Хавале лучше делать чаще чем у обычных паркетников. Насколько хорош будет Н9 на грунтовых дорогах и снежных переметах, сказать сложно, но специалисты Great Wall предусмотрели в конструкции трансмиссии понижающую передачу, блокировку дифференциала. Ну и, понятно, полный привод.
Основным приводом у здоровенного Haval H9 будет задний мост. Машина весит под 3 тонны, и передача основного крутящего момента на задние колеса - это единственный способ сохранить управляемость внедорожника без увеличения веса трансмиссии. Передний привод в случае необходимости подключается с помощью электронно-управляемой муфты BorgWarner, ну а если происходит вывешивание, то срабатывает блокировка одной из полуосей. В общем, классическая, проверенная на множестве вездеходов, схема.
Техническая часть
Понятно, что для комфортного управления громоздким Хавалом требуется АКПП. У «девятки» стоит полноценная гидромеханика 6HP21 на 8 ступеней. Ее в принципе хватает, чтобы разгонятся с комфортом, до сотни Хавал ускоряется за 11,5 с. Конечно, это не Прадо, с его «реактивной» мощью, но зато Н9 и топлива потребляет (по паспорту) около 10,5 л на сотню, а не 20 л как у Prado.
Что касается двигателя, то для Хавала Н9 предусмотрено два варианта силовой установки. Наиболее перспективным считается дизель на 184 л.с. и 480 Н*м, объемом 2,4 л. И это с турбиной. У всех тяжелых внедорожников существует проблема первого толчка на старте. Чтобы столкнуть тяжелый Хавал с места дизель с его 480 Н*м подходит лучше всего. И наверно было бы даже еще лучше если бы это был трехлитровый мотор с крутящим моментом до 600 Н*м. И китайцы с удовольствием поставили бы на российские Haval H9 такой движок, если бы не утилизационный сбор, пошлина и налог на транспорт. Возможно после полной локализации производства Хавала в России проблема уйдет, но пока дизель выбирают самые опытные водители, а остальные довольствуются бензиновыми версиями.
Бензиновый мотор на Haval H9 чуть послабее, его объем 2,0 л, мощность 218 лошадей, но крутящий момент всего 380 Н*м. Хотя блок как и у дизеля отлит из чугуна. Причем по какой-то мудреной шведской технологии. В общем есть все основания надеяться, что бензинового ДВС хватит минимум на 300 тыс. км. Правда динамика езды на обновленном Хавале будет умеренно средней.
Порадовала довольно скромная отделка салона
В данном случае китайские товарищи удержались от соблазна «раздеть» будущего владельца установкой всевозможных ненужных фальшкнопок, панелей, лючков и переключателей. Все в салоне довольно просто и функционально. Видимо сказалось влияние школы Вольво. Но стандартный набор ассистентов, круиза, климата, парктроников все же имеется. Если и будут какие-то вставки из кожи на сидениях и дверных картах, то их количество будет минимальным, в основном практичный износостойкий пластик, кожзам и ткань.
Из всех ключевых характеристик неохваченным осталось лишь поведение обновленного Хавала на дороге и бездорожье. Можно конечно ориентироваться на отзывы о Н9, продаваемым на внутреннем рынке Китая, но лучше дождаться практических результатов тест-драйвов машин российского производства. Тогда все будет объективно и честно. А пока можно лишь предположить, что цена на новый внедорожник будет на уровне 5-6 млн. руб. Хотя если Great Wall будет настроена серьезно, то, возможно, что цена снизится благодаря акциям и программам стимулирования продаж. Тут уж повезет самым первым!
С уважением, Владимир Воробьёв