Архиерейская мантия — разновидность монашеской мантии, которую архиерей надевает, отправляясь на богослужение, и во время крестных ходов. Такие мантии сегодня носят православные патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы. При этом мантии каждого из перечисленных представителей духовенства отличаются. И конечно, архиереи не всегда носили такие облачения, их вид формировался и изменялся с течением времени.
Элементы и символизм мантий
Архиерейская мантия – это длинная широкая одежда наподобие плаща без рукавов, которая застегивается только вверху у ворота и внизу у подола и своей длиной образует шлейф.
Главными элементами архиерейской мантии являются «скрижали» и «источники».
Скрижали представляют собой четырехугольные платы, которые размещаются на мантии по два вверху и внизу. На верхних скрижалях, как правило, изображаются кресты или серафимы, реже – иконы, на нижних – инициалы архиерея. Эти платы символизируют ветхозаветные скрижали с десятью Заповедями, которые были даны Богом Моисею на горе Синай. Они напоминают, что глава Церкви – Господь, и в своей деятельности архиерей должен руководствоваться Божиим Законом.
Источники – это нашитые на мантии в три ряда горизонтальные бело-красно-белые ленты. Они символизируют проповедь учения Церкви о Ветхом и Новом Заветах, как источник света, струящуюся из уст архиерея.
В РПЦ мантии различаются по цвету в зависимости от титула: патриаршая имеет зеленый цвет, митрополичья – синяя или голубая, мантия архиепископа или епископа – фиолетовая.
Страницы истории
Во времена древней христианской Церкви плащ-накидка наподобие мантии была светской верхней одеждой. Постепенно христианское мироосмысление наделило ее символикой смирения, чистоты жизни и служения Богу.
Мантии императора и знати украшали цветными нашивками. Подтверждение этому находим на мозаике церкви Сан-Витале в Равенне. Император Юстиниан (V-VI вв.) и его сановники изображены в мантиях с нашивками вверху с левой стороны. Мантия императора отличается цветом и нашивками из более дорогой ткани.
После основания монашества в IV в. мантия стала основным одеянием отшельников, так как была простой и практичной для жизни в пустыне: днем спасала от палящего солнца, а ночью согревала. С того времени мантии начали приобретать дополнительный символизм. Как говорил свт. Герман Патриарх, благодаря своему свободному покрою мантия символизирует ангельские крылья и потому называется ангельской одеждой.
С IV в. архиереи стали носить мантии из белой шерсти, олицетворяя пастыря, несущего на себе овцу. Это напоминало о том, что епископ, подобно Господу, обязан заботиться о спасении своей паствы. Начиная с VI в. белая мантия становится отличительным одеянием митрополитов.
Архиерейские мантии с источниками впервые появились в Византии как почетный дар Константинопольского императора патриарху. Царь посылал мантию с источниками и панагию новоизбранному патриарху в знак своего расположения.
Точную датировку появления скрижалей на архиерейских мантиях определить трудно. Из иконографических источников понятно, что на Руси этот элемент появился раньше, чем в Сербии.
На резной раке с образом свт. Иоанна Новгородского (XII в.), выполненной в 1559 г. после его прославления, на мантии архиепископа уже видны скрижали красного цвета без изображений, соответствующие описанию реальной мантии святителя.
В то же время на фреске 1340 г. из церкви Богородицы Одигитрии в Печи свт. Даниил II Сербский изображен в мантии из узорной ткани с источниками, но без скрижалей.
К XV в. мантия стала неотъемлемой принадлежностью архиерейского сана. А в 1675 г. в России состоялся собор, по итогам которого были вынесены постановления о церковных облачениях с подробным описанием, в мантиях какого цвета надлежит ходить духовенству в зависимости от титула, кому допускается носить скрижали, каких оттенков и с какими изображениями. Так, у патриарха на скрижалях допускались кресты, а у митрополитов и епископов – скрижали без изображений. Архимандритам и игуменам надлежало носить простые монашеские мантии без скрижалей.
Однако при установленных общих правилах допускались привилегии для отдельных монастырей и лиц в качестве награды. Известно немало случаев, когда русские архиереи и игумены награждались императорами мантиями, отличавшимися от принятых. Как правило, наличие скрижалей на мантии архипастыря и изображения на них могли зависеть от: символического значения скрижалей, небесного покровителя монастыря или кафедры, исторических событий, связанных с монастырем, или праздника.