Ностальгия страшная вещь и возможность заработать хорошие деньги.
Эта нехитрая мысль была подхвачена и освоена широким пластом наших доморощенных литераторов. Возможно, обращали внимание, что литрынок давно и прочно накрыт широким потоком книг про попаданцев всех мастей.
Авторы активно помещают своих героев в разные времена и эпохи. Но в данном случае, хотелось бы рассмотреть локальный подвид попаданчества - "Назад в СССР". Парадоксально, но то, от чего люди какое-то время назад открещивались и всячески хотели стереть из памяти, вдруг оказалось желанным и привлекательным.
Что примечательно, как правило, пишущие сами в СССР не жили, либо застали его в нежном возрасте. Отсюда и результат. В общей своей массе это изрядный картон со значительными сюжетными дырами и смешными противоречиями внутри текста. Булгаковская коробочка не возникает.😊 Целиком или в части это нередко напоминает постановку театрального кружка при клубе ТТУ с самосильно расписанным задником.
Тем не менее, попадаются довольно удачные образцы с хорошей проработкой персонажей и антуража. Всерьёз отнесясь к затее, авторы основательно садятся за словари, прежде чем ваять свои нетленки. Некоторые изучают всё очень досконально, вплоть до того, что и сколько стоило (выделю здесь Авиатор, Егерь, Совок). Есть авторы профессионально владеющие темой, но их мало.
Если взять фигуру попаданца, преобладают два варианта перехода:
- физический - когда попаданец споткнулся о пружину или ещё каким-то образом пролетел сквозь толщу времени,
- ментальный, когда в результате смерти или ещё чего-нибудь сознание обрело для себя в новом времени новое тело.
На мой взгляд, авторы ленятся, в основном идут по второму пути. Первый, всё же, предполагает изрядные сложности с легализацией героя в прошлом.
Есть авторы скрупулёзно прописывающие вводную часть (у некоторых это даже получается лучше, чем всё остальное). Самые ленивые пренебрегают ею, пропуская или ограничиваясь парой абзацев.
По способу применения попаданцем навыков и умений тоже есть вариации:
- активное преобразование среды (спасение СССР и совершение прочих героических действий),
- набивание карманов, подворовывая интеллектуальную собственность из будущего (песни, книги, изобретения); обчищая оргпреступность, организуя притоны, изымая известные клады,
- врастание в среду, без использования имеющегося потенциала, либо используя его по минимуму, либо исключительно для собственных нужд.
Попаданец, как правило, это пятнадцати-семнадцатилетний пацан. Быстро освоившись он начинает открывать ногой двери к генералам и генсекам. Последние, соответственно, ищут его расположения, благосклонно воспринимая его полезные советы.
Попаданец, обратно же как правило, мастер рукопашного боя, из всех видов оружия попадает в глаз белке.
В период становления поджанра попаданцы врастали где и как придётся. Сейчас писатели в основном отранжировали персонажеи по профессиональным признакам, что отражается в названиях книг (егерь, лесник, пожарный, конторщица, футболист, спасатель, авиатор, цеховик и т.д и т.п.). Предполагаю, в некотором роде, встроенность авторов в книжный бизнес, в т.ч. на основе чёткого распределения сюжетов.
Больше всего авторы любят забрасывать героев в 70-е годы. Ну или в начало 80-х. Видимо, этот отрезок больше соответствует запросам аудитории и понятней авторам.
Опять же, как правило, книги пишутся сериями, причём, иногда очень протяженными (10 и более томов). Основная проблема любых серий - это постепенное угасание фантазии авторов после первых две-трех книг.
Наблюдается у писателей работа в тандеме, когда к раскрученному имени цепляется 1-2 менее известных. Трудно сказать определённо, это литнегритянство или полноценное сотрудничество.
Любимые речевые обороту у авторов "и то хлеб" и "от слова "совсем". Почему их к ним так неуклонно тянет, тайна в том великая есть.
Если рассматривать половозрастной срез потребителей попаданческой литературы, вполне закономерно, что это мужчины старше 44 лет. Однако, есть читатели и возраста 18 лет, но их раз в 6 меньше.
Как уже упомянул, потребность в книгах этого жанра определяется ностальгией. Но не только. Если автор использовал на всю катушку свою фантазию для создания и поддержания интриги, у читателя появляется шанс получить нужные эмоции. Чем не приключение?
Ну вот как-то так, матросы… Возможно, что-то упустил, дополняйте, высказывайтесь.