Символ
Поскольку в целом мы собираемся говорить на этом канале о философии и искусстве, то, пожалуй, следует в первую очередь поговорить о самых базовых для такой темы вещах.
В данном случае мы поговорим о символе.
Что такое символ?
Если уж начинать ответ на этот вопрос, то, возможно, справедливо будет прибегнуть к диалогу Морфеуса и Нео из фильма "Матрица". Только слово "Матрица" мы заменим на слово "Символы"
"Морфеус: Объясню, почему ты здесь. Потому, что ты что-то понял. Ты не можешь выразить это, но ощущаешь. Ты всю жизнь ощущал, что мир не в порядке - странная мысль, но ее не отогнать. Она - как заноза в мозгу. Она сводит с ума. Не дает покоя. Это и привело тебя ко мне. Понимаешь, о чем я говорю?
Нео: О Символах?
Морфеус: Ты хочешь узнать, что это? Символы повсюду. Они окружают нас. Даже сейчас они с нами рядом. Ты видишь их, когда смотришь в окно или включаешь телевизор. Ты ощущаешь их, когда работаешь, идешь в церковь, когда платишь налоги. Целый мирок, надвинутый на глаза, чтобы спрятать правду".
Пример этого фильма совсем не случайный: ведь сама матрица - это буквально набор символов, который воспринимается как реальность, теми, кто в нее погружен. Однако здесь обнаруживается рекурсия, поскольку реальность воспринимается нами как набор символов. И это - наша фундаментальная черта. Которая, возможно, и делает нас людьми.
Со времен Платона и Аристотеля человека понимали как особое животное, вместо слова "особое" ставя "социальное", "разумное" и т.д. Философ-хиппи 20-го века Теренс Маккена вообще утверждал, что генезис человека начался с "обдолбавшейся" обезьяны.
Но, пожалуй, один из самых важных аспектов в понимание того, кто такой человек, заложил Э. Кассирер. Он назвал человека "символическим животным". И все остальные - особые - животные мы уже постольку, поскольку мы символические.
Все содержание нашего восприятия, так или иначе, рано или поздно (в подавляющем большинстве случаев - мгновенно), укладывается в какую-то форму.
Исходя из концепции сознания основателя психологии Вундта, мы знаем, что восприятие ритмично. А поскольку ритмично, то значит и структурно. Также мы знаем, что восприятие ассоциирующее. А значит для познания и адаптации к реальности наше сознание через восприятие все сопоставляет. Любое нечто определяется через другое нечто, которое, в свою очередь, определяется через третье - и так до бесконечности. Точнее до точки интуитивно понимаемых понятий, еще не облеченных в полное понимание и значение. Впрочем, доходя до этой точки мы обычно и начинам погружаться в понимание и сообщение значения. Как говорил Витгенштейн, "границы мира - это границы языка"
Способ существования содержания в нашем сознании - это форма. И это неизбежный и необходимый способ существования. Без формы вообще нет содержания. Форма должна выражать содержание.
Но она же его - опять же с неизбежностью - искажает. Всегда. Пусть и в разной степени, но все же любое определение (оПРЕДЕЛение) - это ограничение, а любое ограничение - это, так или иначе, изменение.
Это может быть знакомо практически всем людям. Когда мы придумываем какую-то идею - она представляется нам одним образом, но когда мы ее выражаем, например рассказываем или записываем, она приобретает черты несоответствия. Ни один роман не был написан ровно так же, как был изначально задуман и ни один дом не был построен строго по первоначальному представлению чертежа этого дома.
С другой стороны, хлеб нельзя испечь, не придав тесту какой-то формы. Даже самый нелепый куличик, имеет какую-то форму. Он и должен ее иметь, чтобы быть куличиком. И вот, как только он ее получил, он сразу же перестал быть идеальным воплощением идеи хлеба, а превратился просто в одно из проявлений хлеба в реальности.
Таким образом, мы не можем осознавать информацию не искаженно, но для осознания информации - необходима форма.
Единица формы - это и есть символ.
Есть и другое определение символа, которое я считаю наилучшим:
"Символ - есть нечто, что обозначает не само себя".
И поскольку все, что есть, обозначает не само себя, а иное - все есть символ.
История символа как слова начинается с Древнего Рима, где символами называли дорожные указатели, верстовые столбы. В сущности и сейчас символы - это отметки пути. Только пути мысли, пути сознания, а точнее восприятия, шагающего в сознание с некоторым бременем информации.
Сам по себе символ - это образ, знак, имеющий некое собственное значение, но это значение содержит смысл только постольку, поскольку указывает на что-то другое.
Буква "А" выражает определенный звук. Сама буква имеет свою специфику существования в реальности, она представлена сама по себе, отлична от прочих предметов. Но ее существование обусловлено тем и в первую и самую главную очередь тем, что она выражает какой-то звук.
Сам звук тоже является формой для чего-то, что несет в себе. И так каждое содержание служит формой для более глубоких и/или простых содержаний.
В итоге этого круговорота содержаний и форм мы приходим к той самой точке интуитивного предпонимания, о которой было сказано ранее. По Юнгу, там и обитает символ.
Согласно представлению этого выдающегося философа и психоаналитика, символ - это то, что мы лишь предчувствуем, но точно не знаем.
Символ всегда к чему-то относится. К чему? Во-первых, к архетипам, лежащим в основании культуры. Во-вторых, к целям, действиям человека, вещам, которые его окружают. В-третьих, к другим символам.
Именно путем изучения символов Юнг приходит к выводу о единстве архетипических оснований всех культур.
Впрочем, для Юнга символ и знак различны. Знак в его понимании - это чистый элемент обозначения, указатель. В сущности примерно все то, что мы называли символом до упоминания о Юнге. Символ же для него обладает самоценностью, он есть органический элемент психической и духовной жизни.
То есть символ - это не знак сам по себе, а знак + содержание в нем.
Павел Флоренский так определяет символ:
"Бытие, которое больше самого себя, - таково основное определение символа. Символ - это нечто являющее собою то, что не есть он сам, большее его, и однако существенно чрез него объявляющееся. Раскрываем это формальное определение: символ есть такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, срастворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет таким образом в себе эту последнюю".
Поистине, символ несет с собой сопоставляющее и связанное содержание сознательного и внутримирного, и то, что он выражает, действительно больше самого себя, больше отражаемого сущего. Символ несет в себе то, что выражается в слове как смысл, а смысл, вообще, всем управляет: как познанием, так и бытием.