"Поберегите ваши уши!"
Как-то давно я писал про зарождение хард-рока в конце 60-х гг. Эти три статьи вызвали активное обсуждение в комментариях и прочее. Конечно, я не мог обойти вниманием такие коллективы как британцы Cream, или же Jimi Hendrix Experience, не говоря уже о таких мастодонтах жанра как led Zeppelin или же Black Sabbath. Но как-то мимо меня прошли другие отцы-основатели тяжелого жанра, а именно калифорнийцы Blue Cheer. А между тем, именно это трио напрямую ответственно за все мыслимые жанры тяжелой музыки. В то время, когда Скотт Маккензи пел свой знаменитый гимн хиппи San-Francisco, а Пит Таунсенд из The Who кичился тем, что песня его группы I Can See For Miles самый настоящий брутальный номер, ребята из калифорнийской группы сидели в 1967 году в студии Amigo Studios в Калифорнии и записывали то, что потом пойдет под флагом «первый настоящий тяжелый рок». Результаты этих усилий выльются в их дебютный альбом Vincebus Eruptum, который выйдет 16 января 1968 года. Про этот их дебют я и хочу поговорить в данной статье. Проанализируем, что же такого интересного и революционного было в этой пластинке.
Итак, коллектив Blue Cheer из Сан-Франциско был образован в 1966 году. Изначальный состав группы:
Ли Стивенс – гитарист;
Дики Питерсон – басист;
Эрик Олбронда – ударник (позднее – продюсер группы).
Потом коллектив разросся до шести человек, но затем все же вернулся к формату трио. Дики Питерсон стал еще и петь, а новым барабанщиком стал Пол Уэйли. Так вот, вместе с дебютным альбомом группы под названием Vincebus Eruptum вышел и сингл в самом начале 1968 года – с песней Summertime Blues, которая была кавером на рок-н-рольщика Энди Кокрэна. И вот, 16 января выходит их первая ласточка, скорее даже тяжелая ласточка – их первая пластинка. Этот альбом открывается все той же песней Summertime Blues. Но если оригинал из 50-х звучит легко и непринужденно, по-летнему, то в интерпретации Blue Cheer эта песенка превратилась в настоящий психоделично-тяжелый боевик с чередованием медленного и быстрого темпа и фирменными для группы тяжелыми запилами на гитаре.
Классику рок-н-ролла ребята из Сан-Франциско превратили в настоящий знойный и сексуальный блюз-рок номер, чем-то напоминающий по степени блюз-рок-расхлябанности и по мелодии другой опус утяжеленного блюз-рока – песню Foxey Lady группы Jimi Hendrix Experience.
С трио Джими Хендрикса у ребят из Blue Cheer на самом деле много общего, но последние, на мой взгляд, позволяют себе гораздо больше по части погружения в психоделическую шизу. Да, музыканты Blue Cheer были одними из пионеров психоделического рока. Именно вторая половина 60-х – это время, когда треки на пластинках стали длиться дольше 3-4 минут, а использование всяких педалей эффектов, супермощных усилителей стало общим местом. Безусловно, данная команда также не осталась от всего этого в стороне, нашпиговывая свою музыку различными искажениями. Их музыка – это длинные, наполненные искаженным нойзом и первобытным шаманизмом, номера, которые местами напоминают спонтанные джемы. Например, трек с альбома Second Time Around представляет из себя искаженное шумовое полотно с мощными и брутальными барабанами (в середине трека звучат только они), где оглушающий шум сменяется тихим пербором струн бас-гитары. Да в принципе любую песню с их дебютного альбома возьми – там будет практически тоже самое. Это, безусловно, новый уровень музыки. На момент конца 60-х гг далеко не все люди были готовы к такого рода музыке.
Нашлось место на альбоме и классике блюза - вторым треком на пластинке идет кавер-версия известной блюзовой песни Rock Me Baby. Ее известной сделал Би Би Кинг.
Послушайте Би Би Кинга и кавер от Cheer. Какой вариант вам больше нравится? На мой взгляд, ребята из группы довольно бережно обошлись с классикой блюза, в отличие от предыдущей песенки Кокрэна. Здесь группа особо не уходит в бешеные эксперименты с нойзом и не превращает ее в психоделический сеанс, хотя импровизация имеет место.
В песне Doctor Please группа обращается к теме запрещенных веществ. Тут напрашивается аналогия с песней The Beatles с альбома Revolver под названием Doctor Robert.
Еще один кавер на блюз, на этот раз на такого исполнителя как Моус Эллисон - песня Parchment Farm, рассказывающая об убийце, убившем свою жену! Надо сказать, что ребята как в случае и с кавером на Кокрэна, решили поиграться с оригинальным текстом: когда надо, ребята выкинут из текста целый припев, здесь же они просто переиначили текст, превратив его в слэшер. Все в традициях хеви-метала.
Музыканты группы баловались со всякими эффектами вроде фидбэка. Группа делала акцент на уплотнение звука: и гитара, и бас, и барабаны являют тут единый организм. Конечно, это не значит, что в других коллективах не так. Просто именно Blue Cheer делали акцент на выпирающем и поражающем уши звуке. Музыкальные критики поначалу скептически относились к этим громким и визжащим "дикарям". Но давайте вспомним, что критики долго не принимали и других классиков харда - led Zeppelin. И где сейчас "цеппелины", а где эти критики? Хотя Zeppelin в сравнении с Blue Cheer сущие романтики.
У группы Blue Cheer будут еще и другие альбомы, в их творчестве будут находит зачатки и хеви-метала, и спид-метала и прочего с припиской "метал". Они будут расходится, затем вновь возобновлять деятельность, давать концерты. До поры до времени они будут активны. Я же предлагаю послушать их дебютный альбом и понять, что тяжелый рок родом именно из конца 60-х, когда трава была зеленее и музыка была круче.