Мысли о гидроизоляции были чуть ли не с момента покупки моноколеса. Всё необходимое для этого давно купил, но всё руки не доходили. Последнюю неделю почти каждый день ездил под мелкий дождь и по лужам и это подтолкнуло меня в выходные вскрыть, осмотреть последствия ну и гидроизолировать моноколесо. Пробег моноколеса 1850км, вскрываться будет впервые (покупал новое в ЭД).
Разборка моноколеса
- Открутил раскладную ручку (4 болта)
- Снял педали (3 болта), вытащил ось - вышла легко, без усилий.
- Боковые крышки (2 винта за педалями, 3 болта под подушкой, по 1 винту спереди и сзади снизу на концах арки). Защёлки крышек напротив передней и задней фар (отщёлкиваются плоской отвёрткой), а также снизу (сами отщёлкиваются при смещении крышки вниз).
Крышка отсека контроллера сухая и чистая.
Адресные светодиодные ленты стоят ip67 - уже с защищитой от воды.
- Самый важный момент - вскрываем крышку контроллера иии... Тут всё сухо!
С завода платы почему-то только частично покрыты изоляционным лаком.
- Отключаю колодки АКБ от контроллера и бт модуля (2 силовых (рыжие) и 1 контрольная (справа на плате над предохранителем)).
- Вскрываю крышку отсека и снимаю заглушку на противоположной стороне.
Здесь ситуация чуть хуже. Как минимум пыль просачивалась через уплотнительную резинку, но совсем не много. Кстати, сама заглушка из пластика, но с завода поленились снять бумажный защитный слой с неё с обоих сторон.
- Далее снимаю верхние накладки (по 6 болтов у каждой, а где ручка - накладки входят в пазы)
Как видно, тут довольно много грязи и воды залетало, в основном, полагаю, через сетку динамика.
Смотрим на плату индикации с кнопкой включения - всё в порядке, сухо и чисто.
- Снял модули фар с динамиками.
Спереди нанесён герметик между половинками корпуса, а вот сзади его нет. Спереди есть чуточку грязи под модулем, сзади чисто.
В корпусе предусмотрены дренажные отверстия. Вода не будет скапливаться в отсеке с АКБ. Тем не менее, если колесо уронить плашмя в глубокую лужу - вода довольно быстро затечёт в отсек АКБ, а затем попадет и в контроллер, т.к. есть множество больших отверстий в корпусе, закрытых верхними крышками. В особенности вода легко затечёт через отверстия, где стоит гнездо ЗУ и плата индикации с кнопкой вкл.
- Снимаю мотор-колесо (8 болтов, и отсоединяю 2 колодки проводов мотор-колеса от платы). Все эти болты были ослаблены от вибраций и даже слегка погнулись. Ослабли настолько, что можно было бы открутить их пальцами, но пальцами к ним не подлезть.
После снятия мотор-колеса открылся вид на радиатор контроллера. По следам видно, что тут обильно стекала вода по стыкам.
А вот и сама арка. Заводской герметик на месте.
В сети несколько раз натыкался на чуть ли не самую главную болячку в10ф - то, что штатная герметизация арки либо сама отпадает чуть ли не с момента покупки, либо легко отходит цельным куском без усилий.
Когда я его снимал - потратил ну минут 30. Возможно в последних ревизиях используют другой герметик. Начал отрывать герметик сначала вручную - отрывался маленькими кусками, адгезия с корпусом была вполне нормальная. Потом взял металлическую линейку и ею срезал герметик с корпуса. Герметик снимал после располовинивания корпуса, он остался на обоих частях корпуса, порвавшись по стыку половин.
- Возвращаемся к электронной части.
- Отключил все колодки и открутил винты крепления контроллера (7 винтов) и бт модуля (4 винта). Снял платы.
Между радиатором и силовыми ключами лежит изолирующая термопрокладка с нанесенной термопастой с обоих сторон. При сборке её обязательно нужно будет установить на место!
Осмотрел стыки радиатора - без следов влаги и пыли. Хоть по стыкам со стороны колеса и стекала вода, но внутрь она не попала, и это радует.
Итак, осматриваем все платы и соединения. Следов коррозии нету. Осмотрел пайку выводных компонентов на плате контроллера - пайка достаточно качественная, без непропаев и соплей припоя. Но что смутило - нету изоляционной подложки между радиатором и платой. Хоть там и есть не достаточный зазор, тем не менее место пайки силовых проводов АКБ, при обратной сборке, я всёж изолировал несколькими слоями каптонового (термостойкого) скотча.
- Откручиваю радиатор от корпуса.
- Располовиниваю корпус. Винты крепления находятся по периметру корпуса с обоих сторон (в том числе на самой ручке), а также по 1 винту с каждой стороны под крышками боковой подсветки.
Через арку в отсек АКБ ничего не залетало. Сам АКБ находится в защитном тонком пластиковом кожухе, состоящим из 2ух половин, склеенных между собой изолентой.
В корпусе есть кабель-каналы под провода и есть, соответственно, 4 крышки для них, по 2 с каждой стороны (серые на фото ниже).
- Снимаю АКБ.
Отверстия под провода на АКБ замазаны герметиком, но как-будто с щелями по контуру (следующее фото). Разъём зарядки, если что, называется GX12 3-pin.
- Отмыл крышки, корпус и мотор-колесо от грязи. Счистил с корпуса герметик.
Гидроизоляция моноколеса
Итак, вот чем я затарился для гидроизоляции и обратной сборки моноколеса:
- Спирт технический
- Электроизоляционный лак plastik-71
- Силиконовый нейтральный герметик (белый)
- Клей-герметик для автомобильных стёкол (чёрный)
- Фиксатор резьбовых соединений средней прочности (синий)
- Литол
- Графитовая смазка
- Термопаста GD900
- Расходники: ветошь, картонки, газетки, кисть, зубочистки и тд.
- Кладу все платы на картонку и покрываю их в 2 слоя лаком с обеих сторон, с промежуточной сушкой около 30 минут.
При покрытии электроизоляционным лаком ремонтопригодность платы не пострадает, т.к. лак легко смывается спиртом или растворителями и он остаётся прозрачным после высыхания.
Пока сохнут платы, займусь мало-малешной гидроизоляцией мотор-колеса. По-хорошему стоило бы покрыть лаком ротор, датчики холла и магниты, но вскрывать его у меня нету никакого желания, да и инструмента нету подходящего.
- Поэтому я просто снял проставочное колечко, почистил всё от грязи, забил в стык литола, накинул колечко обратно и сверху ещё раз обильно промазал литолом. По идее он должен выступать как герметик, закрыв собой все щели к подшипнику, и отталкивать воду.
- Со второй стороны делаю то-же самое.
- Разобрал модули фар с динамиками. Промазал стыки между корпусом и элементами герметиком. На передней фаре на плате имеется дроссель, зафиксировал его капелькой герметика на всякий. Сам корпус не стал садить на герметик, ато вдруг конденсат начнёт скапливаться внутри, да и половинки итак плотно собираются. А вот отверстие под провода из корпуса загерметил, чтобы получить более-менее нормальное оформление ЗЯ для динамиков, и это в итоге повлияло на звук в лучшую сторону.
Начинаю сборку моноколеса.
- Установил на место в корпус уплотнительную резинку
- По контуру рёбер радиатора нанес слой герметика.
С другой стороны заглушку также посадил на герметик, но отклеил перед этим с неё защитные бумажные накладки.
- Прикручиваю радиатор и сверху наношу ещё один слой по периметру радиатора, размазываю пальцем.
- Со стороны колеса выдавившийся со стыков герметик также размазываю пальцем. Теперь у воды нету никаких шансов просочиться)
- Обезжириваю спиртом и наношу термопасту на силовые транзисторы и радиатор. Устанавливаю термопрокладку на место.
- Прикрутил контроллер на винты с фиксатором резьбы.
- Установил кнопки на место и проложил шлейфики.
- Засовываю АКБ в половину корпуса с контроллером.
- Наношу силиконовый герметик на стыки арки и фар.
- Сверху под ручкой ставлю на место резиновую прокладку и механизм кнопки блокировки колеса (фиксирую его временно стяжкой, чтоб не выстрелил при сборке).
- Собираю половинки корпуса и сразу фиксирую болтами с фиксатором резьбы.
- Выдавившийся герметик удаляю после высыхания.
- Спиртом обезжириваю арку
- Наношу клей-герметик и размазываю сначала пальцами, а затем вырезал из пластиковой карточки некий шпатель с вырезанной дугой и ей выровнял герметик.
Данный клей-герметик очень маркий и крайне липкий. Оттирается от поверхностей в незасохшем состоянии только растворителем. С пальцев растворитель тоже убирает, но лишь частично. Уже неделя прошла, а на ногтях до сих пор остался этот герметик))
Самый важный момент после всех этих манипуляций - это чтобы колесо включилось и работало. Поэтому подключаю все колодки обратно к платам, подкидываю мотор-колесо, включаю и вуаля - всё работает!
- Собираю в обратном порядке с фиксатором резьбы. Ставлю педали, смазав оси графитовой смазкой.
- Щель между гнездом зарядки и корпусом замазал герметиком, т.к. это отверстие идёт напрямую в отсек АКБ. Если забыть закрыть заглушку, то в дождь есть риск попадания воды. Кстати, заглушка эта оторвалась на 700км пробега, но пока не потерял её)
При езде на моноколесе по сырому асфальту на само моноколесо, одежду и портфель закидывается с дороги вода и грязь. Из широкой термоусадочной трубки вырезал пыльник. В арке есть 2 шурупа крепления боковых крышек, на них и прикрутил пыльник.
В тот-же день проехал 9км под дождем. Морда вся сырая.
А вот задок колеса сухой, ни капли! Также и портфель чистый. Пыльник эффективно работает.
Дополнительно ещё наклеил кусок защитной плёнки для экрана смартфона на часть, где кнопка включения и дисплей, чтобы закрыть стыки резиновой кнопки. И собственно на этом всё! Несколько раз ездил на нём под дождём, уже не опасаясь, что вода попадёт куда не нужно.