Из описаний военных походов на Анапу можно получить довольно много информации о положении дел со снабжением водой гарнизона крепости. Но хочется обратить внимание на то, какие события предопределили создание первого водопровода в российской крепости Анапа. На этот счёт в архиве Краснодарского края есть несколько документов, повествующих о том, как анапские власти вели поиск мастеров, которые смогли бы выполнить эту задачу.
Анапский строительный комитет, в сферу действия которого входили наиболее важные задачи по строительству домов для переселенцев, был вынужден искать специалистов далеко от будущего курорта. Об этом свидетельствует письмо от 28 февраля 1830 года (текст писем приводится без исправлений и редактирования):
«Керчь-Еникольскому Градоначальнику господину полковнику и Кавалеру Стемиковскому.
Главнокомандующий отдельным Кавкаским корпусом господин Генерал Фельдмаршал и Кавалер граф Паскевич Эриванский от 12 прошедшего декабря 1829 года за № 842 согласно высочайшей воли, изъяснённой ему от 21.09. за № 1958 от 1829 г. Управляющим Генеральным Штабом Его Императорского Величества предписать изволил мне, чтобы изыскать средства по отвращению недостатка пресной воды проводом воды через водопроводы посредством черепичных труб, а как в Анапе и в Черномории знающих мастеров изыскать невозможно, по сему обстоятельству и случаю обращаюсь к Вашему высоко благородию и покорнейше прошу Вас, милостивый государь, на сей предмет не оставить предписать кому следует.
В г. Керчи опубликовать об вызове из числа мастеровых, устраивающих водопровод при поправке Бакши Сарайского дворца, на сим заведением требуют более опытных мастеровых. Прошу пригласить оных препроводить в крепость Анапу для лучшего собрания сего дела и какую цену они согласны взять себе за таковое устроение водопровода».
Таким образом, получается, что первый анапский водопровод, который бы обеспечил подачу так необходимой воды в крепость из колодцев, расположенных в районе современного Супсеха, решено было строить 21 сентября 1829 года, т.е. без малого двести лет тому назад.
Но не всё было так просто. Несмотря на то, что финансирование этого проекта было обеспечено, ещё нужно было найти подрядчика, который бы согласился выполнить эту задачу.
Ответ на письмо керченскому градоначальнику последовал такой:
«Исправляющий должность Керчь-Еникальского Градоначальника. 4 апреля 1830 года №1259.
Господину Анапскому коменданту. Согласно отношения Вашего превосходительства к Господину здешнему Градоначальнику от 28 прошлого февраля №334, Градская Полиция чинила в городе Керчь-Еникале розыскание и приглашение таких людей, которые могли бы сделать водопровод в крепости Анапа, но никого взяться за сие дело не оказалось.
Очень имею честь уведомить Ваше Превосходительство на тот конец, не угодно ли будет Вам, Милостивый Государь, об учинении подобных изысканий в других местах, отнестись с требованием своим в Таврической Губернии правительство по Исполнительной Экспедиции.
Исправляющий должность Градоначальника Луговинов».
Водно-бумажная волокита и переписка с крымскими чиновниками параллельно велась в виде обращения уже в Бахчисарайскую полицию 10 марта 1830 года:
«В Бахчисарайскую городскую полицию.
Для исполнения высочайшей воли Его Императорского Величества составить проекты планов строений предполагаемому водворению в крепость Анапа малороссийских казаков, необходимо знать, откуда вызывались майстеровые, устраивающие водопровод при Бакши Сарайском дворце, какая стоимость производилась в руки каждому мастеровому, из какого завода выписывались черепичные трубы и что одна тысяча труб будет стоить с доставкой в крепость Анапа».
Таким образом получается, что водопровод в Анапу должны были построить те же самые специалисты, которые создавали (или ремонтировали) водопровод бахчисарайского Ханского дворца, расположенного в бывшей резиденции крымских ханов, памятнике истории и культуры, единственном в мире образце крымско-татарской дворцовой архитектуры.
Но ответ расстроил анапское руководство:
«Бахчисарайская полиция №484 от 2 апреля 1830 года.
В строительный комитет, учреждённый в крепости Анапа. На отношение комитета от 13 марта.
Так как вся перестройка Бахчисарайского казённого дворца произведена была от Комитета, учреждённого в городе Симферополе, в полиции сей никакого сведения откуда выписывались мастеровые, устраивающие водопровод при Бахчисарайском казённом дворце – Анапскому благоволит оный Комитет напрямую отнестись в Симферопольский комитет, который доставит сведения о исправляющих водопровод мастерах».
Вот так бахчисарайские полицейские отфутболили «нас» в Симферопольский комитет. Но ничего, написали анапчане и туда:
«21 апреля 1830 года. В Таврическое Губернское Правление по исполнительной Экспедиции.
Исполняя повеление Главного Кавказского отдельного Корпуса Господина Генерал-Фельдмаршала графа Паскевича Эриванского от 12 декабря прошлого 1829 года за №842 о высочайшей воле о переселении в крепость Анапу 800-ти семейств малороссийских казаков, но как Комитет встретил необходимость в мастерах для проведения в крепости Анапа водопровода, то покорнейше просит оное Губернское правление: есть ли в Симферополе или откуда вызывали мастеровых для устройства водопровода при Бахчисарайском Ханском Дворце и какую сумму получали вольные мастеровые со всем казённым материалом от аршина или в день, а при том Комитет присовокупляет что если окажется желающие мастера для водопровода, то покорнейше просит прислать оного в Комитет, который будет производить оплату».
И вот чудо! Оказывается, обращение в Бахчисарайскую полицию было верным, так как именно там и находился мастер, который бы согласился обеспечить анапчан чистой родниковой водой:
«В Анапский строительный Комитет. 24 марта 1831 года.
В Симферополе мастеров не оказалось. За прибытием в отлучке жительствующего в Бахчисарае турецко-подданного грека Яни Апостола и ему о том объявлено, на что он подал в полицию отзыв, в котором объясняет, что желал бы принять на себя».
Мало того, по просьбе Анапского строительного комитета крымские власти оплатили первичные расходы мастера на исследование положения дел со строительством анапского водопровода:
«Таврическое Губернское Правительство по Исполнительной Экспедиции. Часть строительная №150/26. 30 апреля 1831 года. Симферополь.
В Анапский строительный комитет.
В сём Правительстве слушали отношение оного Комитета от 24 марта сего года за №6 приказом препровождает 100 рублей ассигнациями денег для вручения турецкоподданому греку Яни Апостолову на исследование в Анапе для осмотра местоположения по предмету провода в оную крепость воды.
Определено: означенные 100 рублей ассигнациями препроводить приказано в Симферопольскую Городскую Полицию, предписать вручить оные турецкоподданому греку Яни Апостолову за подпискою, распорядиться в отправлении его немедленно в крепость Анапу для осмотра места изложения предположения о водопроводе. Об исполнении сего Указа и по получении денег Правительству рапортовать и сделать запись о выдаче денег в книге Городничего.
По исполнении рапортом оповестить Анапский Строительный Комитет».
Но радость была недолгой. Как оказалось, Яни Апостолов вынужден был уехать по своим делам и только в конце 1831 года пришла радостная новость из Крыма: мастер вернулся в Бахчисарай и готов был приняться за устройство водопровода в Анапе.
Схема прокладки водопровода в архиве отсутствует, но с большой долей вероятности можно предположить, что расположение водопровода, который был построен турецкоподданым греком Яни Апостоловым, верно указанно на нижеприведённой карте и соответствует именно тому водопроводу:
Где точно располагались источники, от которых провели этот водопровод, сказать с уверенностью не могу (надеюсь, сделать это помогут краеведы), но предположительно именно на их месте расположения появился небольшой водоём над Супсехом и анапский «Водоканал» разместил свои «современные» скважины.
А. Демидов