На платформе «Метро» прошла литературная встреча
Челнинцы обсудили, что такое комикс и зачем он нужен, детскую литературу, «трудности перевода», или практичный способ поговорить с детьми о важном, и исцеляющие свойства книги.
Культурно-образовательная платформа «Метро» провела тематическую встречу «Зачем такое читать?». Владельцы независимого клуба-магазина «Иначе говоря» поделились с гостями накопившимся опытом: что такое комиксы и почему их нужно читать; какими предрассудками полны головы неискушенных родителей; какую литературу можно советовать детям и многое другое.
Комикс: читают или смотрят?
Комикс – история, представленная в качестве визуальной интерпретации. Принято считать, что подобные графические новеллы – жвачка для мозга, компенсирующая минимум смыслов обилием пестрых последовательных картинок. Да и чтение ли это вовсе? – сомневаются многие ценители серьезной литературы. В этом вопросе слушателям помогла разобраться историк и исследователь культуры ХХ века Юлия Есина: «Комикс однозначно книга, и его мы читаем, но это – не литература».
Спикер отметила, что графические романы – отдельный вид искусства, сочетающий в себе концепции и принципы построения, отличные от литературы в классическом ее понимании. Для большей убедительности присутствующим предложили проанализировать фрейм (контурная рамка, «фиксирующая» конкретное отдельное действие или персонаж).
– Это просто картинка 2D: ничто не двигается, никто не бегает. Глядя на нее, что можно сказать? Эти люди идут. Значит, у нас есть движение. Также мы понимаем, что действие происходит в конкретное время суток; исходя из контекста и предметов одежды на персонажах – это еще и историческое время.
Так, обращая внимание гостей то на специфические одеяния, то на реплику героини и заложенную в ней эмоцию, девушка подводит к мысли: разбирая «по кирпичику» одну лишь иллюстрацию и собирая все детали в единое целое, мозг работает сразу на нескольких смысловых уровнях. Иными словами, читатель с помощью воображения заполняет «слепые пятна» между последовательным визуальным рядом, «обмозговывая» тем самым рассказываемую историю. Такие практики полезны, отмечает лектор, потому как они развивают пространственно-временное мышление и способность выстраивать причинно-следственные связи.
– Почему взрослым, впервые взявшим комикс, это сначала может показаться сложным? – объясняет Юлия. – Вот как раз потому, что наш мозг вынужден заново учиться читать по новой системе знаков.
На приеме у книги: терапевтический эффект
Книги – это отличный повод для рефлексии и проживания детских травм, убеждена лектор. Одной из «исцеляющих» томиков для нее лично стал графический роман «Лу!». Читатель все повествование наблюдает историю взросления героини-француженки, которая на страницах комикса успевает пережить первые победы и поражения на любовном фронте, конфликты с родителями. Грамотное визуальное наполнение и понятная обывателю история не просто увлекает, но и позволяет отождествить себя с персонажами, разделяя все переживания на двоих. Это и произошло.
– Это было такое интересное чувство, как будто тебе подарили подростковый возраст, который не случился, – подмечает спикер. – Ты не грустишь, что на личном опыте чего-то не было, наоборот, компенсируешь недостаток с помощью погружения в историю.
Книги помогают не только вновь столкнуться с пережитым опытом, но и соприкоснуться с сакральными смыслами впервые.
– Наши дети часто напрямую сталкиваются со взрослыми темами, которые никто с ними не обсуждает, – констатирует челнинка. – Почему-то когда чада спрашивают про смерть, мы сразу отнекиваемся. Наша задача как ответственных взрослых дать им опору, хотя бы через книгу.
Действительно, родители нередко стараются избегать серьезных разговоров с подрастающим поколением. Юлия отмечает, что никто не застрахован от соприкосновения с травмирующим опытом в достаточно нежном возрасте. При этом мало кто способен доходчиво донести до неокрепшего ума хотя бы ту житейскую мудрость, что на протяжении всей жизни человек имеет дело и с обратной стороной беззаботности и счастья.
– Я впервые столкнулась со смертью в восемь – это было при мне, – делится спикер. – В моменте о детской психике никто не думает; бабушка просто закрыла меня в свободной комнате и не велела выходить. Взрослые считают, что я ничего не видела, но зато слышала истерику и слезы. В итоге сама проживала смерть дедушки в десятом классе у Вечного огня.
Девушка отмечает, что книги – тот самый инструмент, с помощью которого можно безопасно и достаточно подробно говорить с малышней на сложные жизненные темы. «Едят ли покойники торты с клубникой?» Розмари Айхингер – персональная рекомендация от девушки. Детский роман, хоть и поднимает вечные идеи, по-прежнему является историей для совсем маленьких с соответствующей интонацией повествования, приятными героями и доступным языком.
К слову, о так называемой «детской» литературе. Лектор отметила: ее глубокое убеждение, что книги с маркировкой ниже «18+» подходят и взрослым тоже. Это связано с тем, что иногда история, ориентированная в первую очередь на юных читателей, позволяет иначе взглянуть на пройденные этапы жизни и взрослого человека.
– Что-то при прочтении может промелькнуть: например, с помощью репрезентации отличных от тебя способов коммуникации ты понимаешь, что у других людей бывает иначе: мама не кричит, а поддерживает; дедушка не холодный, а поддерживающий и понимающий, – отмечает Есина. – То есть взрослым это помогает доисцелить внутреннего ребенка и стать лучшей версией родителя из книги.
Также полезно читать такие произведения вместе с ребенком: тогда ваше чадо сможет обсудить с вами происходящее в романе и экологично проживет новые для себя эмоции.
Не преуменьшая значимость уже озвученных выше функций литературы, Юлия тем не менее особенно выделяет развитие эмпатии у читателя как одну из самых значимых миссий книги.
– Когда ты лично с чем-то не сталкивался, то книга, содержащая переживания автора относительно неизведанного вопроса, – зачастую единственный способ узнать, что может чувствовать человек, – сообщает девушка об открытии. Так, литература позволяет не только познакомиться с обычаями прошлого с помощью художественного слога, но и столкнуться с не прожитыми лично событиями, рассказанными через призму восприятия другого человека.
Каждый вопрос, фигурирующий в «повестке» встречи, обязательно иллюстрировался конкретной книгой-рекомендацией. Такой ход позволил мероприятию стать более личным. Так, помимо уже упомянутых произведений, в шорт-лист Юлии входили «Вафельное сердце» Марии Парр (16+), «Мама, я съела слона» Дарьи Месраповой (16+), «Атлас ненормальной педагогики» Андрея Гоголева (16+), «Мати» Кузебая Герда (16+), «Пепел Анны» Эдуарда Веркина (16+) и «Родина: немецкий семейный альбом» Норы Круг (16+).
Никита Кочнев
Фото: «Иначе говоря»