Найти тему
KinoGeek

Все сюжетные повороты в фильмах М. Найта Шьямалана: от худшего к лучшему

Оглавление

М. Найт Шьямалан - безоговорочный король сюжетных поворотов и финальных твистов в среде современного авторского кинематографа. Практически в каждой работе (за исключением высокобюджетных блокбастеров) режиссёр играет со зрителями в напряжённую игру, разбивая все ожидания ближе к выворачивающему весь сюжетный концепт наизнанку третьему акту. Аудитория любит Шьямалана именно за его неповторимый и уникальный психологический барьер: никогда нельзя догадаться об изначальной сценарной подоплёке фильма постановщика с первого просмотра. А в честь премьеры новой картины М. Найта, "Ловушки" (в статье присутствуют значительные спойлеры к фильму), разберём все твисты режиссёра от самого слабого к самому сокрушительному. Приятного прочтения!

Статья не претендует на профессиональность или серьёзность, а лишь спекулирует на творчестве американского постановщика

10. Пришедшие незнакомцы - Всадники Апокалипсиса ("Стук в хижине")

Удивительно, что при выборе столь деликатного и библейского концепта, Шьямалан не стал зацикливаться на финальном повороте, оставив действия героев на совести зрителей. Пришедшие в хижину незнакомцы - это предвестники Апокалипсиса, каждый из которых олицетворяет одно определённое наваждение: Леонард - Завоеватель, Редмонд - Смерть, Сабрина - Раздор, а Эдриан - Голод. Происходящие в фильме события оказались реальными: в этот раз М. Найт решил обойтись без лишних формулировок и интерпретаций произошедшего, уйдя в сторону реализма и таинственности. От того многие почитатели творчества режиссёра остались разочарованы: некоторые зрители до последнего ожидали от концовки "Стука" выворачивающий сценарную концепцию наизнанку твист

-2

9. Купер страдает ОКР ("Ловушка")

Когда Шьямалан резко сворачивает с проложенной дорожки в сторону своих последних работ, "Ловушка" переключается с атмосферного стелс-триллера на локальную психо-аналитическую драму, разбирающую причинно-следственные связи деяний бесчеловечного маньяка Купера. ОКР, вспыхнувшее у протагониста из-за комплексов неполноценности в детстве и сильнейших психологических травм, внушённых деспотичной матерью, послужило окончательным катализатором к развращению сознания героя. Пускай Шьямалан и не пытается строить вокруг этого поворота напряжение или зрительское волнение, но данный твист - то звено, за которое держатся все необдуманные действия протагониста. И самый яркий случай использования кинематографической условности, как двигателя всего повествования

-3

8. На пляже проводят фармацевтические эксперименты ("Время")

Как и в случае со "Стуком в хижине", Шьямалан не объясняет мистическую активность своего фильма, оставляя все вопросы открытыми ко зрительскому обсуждению. Вместо этого во "Времени" присутствует другая сценарная подоплёка: бюрократический терроризм, жертвующий невинными людьми ради более "высшего" блага. На тот самом пляже просто проводили фармацевтические эксперименты, используя в качестве главного препарата быстрое старение человеческих клеток. Таким образом компания планировала создать лекарство от рака. Достаточно невзрачное объяснение: во всяком случае всегда можно обвинить в мистике некие загадочные минералы, природа которых, увы, зрителям так и не раскроется

-4

7. Инопланетяне боятся воды ("Знаки")

Вся локальность "Знаков" построена на том, что фермеры укрываются от вторжения пришельцев в захолустной американской "глубинке". Тогда же выясняется, что инопланетяне не слишком жалуют воду, если даже не больше: вода является главным оружием, химически воздействующим на внеземных захватчиков. Данный поворот обретает больше иронических красок с тем осознанием, что пришельцы изначально хотели колонизировать планету, семьдесят процентов которой занимает... вода. По сравнению с наивностью этих пришельцев, инопланетянам из "Войны миров" Герберта Уэллса, Байрона Хэскина и Стивена Спилберга действительно можно посочувствовать

-5

6. План Стекла заключался в разоблачении супергероев ("Стекло")

В заключительной части "супергеройской" трилогии Шьямалана план Мистера Стекла покрыт густой пеленой тайны: до последнего не ясно, для чего злодею понадобился Кевин Крамб, и почему он решил столкнуть психопата с расстройством личности и своего давнего врага, Дэвида Данна, в рукопашной схватке. В самый последний момент выяснилось, что всё время Стекло придерживался тактики по разоблачению анти-супергеройской правительственной коалиции, скрывающей от общей массы присутствие сверхъестественного в нашем мире. В конечном счёте Шьямалан не побоялся убить всех ведущих персонажей заключительной части: что вызвало уже не такую однозначную и благоприятную реакцию у фанатов первых фильмов

-6

5. Присутствовавшие в доме - не настоящие бабушка с дедушкой ("Визит")

Вся сценарная подоплёка "Визита" строится на страшной тайне, которую от внуков скрывают их бабушка с дедушкой. Запрет на выход из комнаты после наступления ночи, закрытие подвала на замок, будто бы одержимое поведение стариков во время захода солнца. Последний поворот окончательно расставил все точки над "ай" и закрыл эту таинственную петлю на самой высокой ноте: присутствовавшие в доме - не родственники главных героев, а обезумевшие пациенты психиатрической клиники, которых лечили настоящие бабушка и дедушка, встретившие свою гибель от их же рук. В подвале всё это время находились трупы прародителей детей, а больные старики хотели "вкусить" семейную жизнь, которую у них отняла тяжёлая психическая болезнь

-7

4. Мистер Стекло сам подстроил крушение ("Неуязвимый")

Единственный выживший в страшной железнодорожной катастрофе Дэвид Данн пытался учиться жить со своими сверхсилами на протяжении всего "Неуязвимого", в чём ему помогал новообретённый товарищ, также обладающий мистическими силами, - Элайджа Прайс, он же - Мистер Стекло. Лишь финал картины окончательно складывает разбросанные кусочки в единый пазл: Прайс сам подстроил катастрофу, чтобы выявить людей с идентичными ему суперспособностями. Удачная и сокрушительная идея о деконструкции всего супергеройского жанра, когда сам жанр, в 2000-м году, лишь набирал свои обороты

-8

3. Действия фильма развиваются в одной вселенной с "Неуязвимым" ("Сплит")

Замкнутый стелс-триллер с гиперболизированными религиозными олицетворениями закончился на весьма положительной ноте: героиня Ани Тейлор-Джой сумела сбежать из плена Кевина Крамба, а больной на голову антагонист (в безукоризненном исполнении Джеймса МакЭвоя) временно залёг на дно в заброшенном доме на отшибе города. Однако последние несколько минут "Сплита" смогли поразить всех фанатов творчества Шьямалана: новости о спасении Кейси и разоблачении Крамба видит герой Брюса Уиллиса из "Неуязвимого", Дэвид Данн. Прямой намёк на кроссовер, о разработке которого в то время не подозревал никто из зрителей

-9

2. Действия фильма происходят в современности ("Таинственный лес")

Долгое время Шьямалан водит своего зрителя за нос, погружая его в атмосферу средневековой Пенсильвании XIX века. Эстетика убранства, аутентичное окружение, старая потрёпанная одежда, деревянные дома, факелы и костры, освещающие сокрытый от лесных чудовищ протестантский посёлок. И лишь в концовке "Таинственный лес" начинает играть новыми красками: тогда же обнаруживается, что все происходящие на отшибе цивилизации события были лишь экспериментом компании отца главной героини. А за счёт слепоты протагонистки Брайс Даллас Ховард зритель до последнего не видит и не осознаёт, что на самом деле происходит вне границы леса

-10

1. Малькольм - один из призраков ("Шестое чувство")

Достаточно очевидный поворот, на который указывали все немногочисленные визуальные детали "Шестого чувства": игнорирование жены Малкольма, отсутствие коммуникации с остальными людьми, построение диалога с одним лишь мальчиком, страдающим от мистических видений. Но окончательный твист смог выбить из колеи большинство зрителей: все этюды сошлись в единую картину, а юный Коул осознал, что его галлюцинации и видения являются правдой, а не воображением или больным психозом. Именно после "Шестого чувства" за Шьямаланом закрепилось почётное звание короля сокрушающих кинематографических твистов

-11