Найти тему

Ювелирное дело в древней Ирландии - от Бронзового века до века Железного

Золотой воротник эпохи поздней Бронзы из графства Клэр. Национальный Музей Ирландии
Золотой воротник эпохи поздней Бронзы из графства Клэр. Национальный Музей Ирландии

Золото в Ирландии любили всегда. Мы часто потешаемся над англофонами за то, что они не различают голубой и синий. Так вот, мы все не различаем золотой цвет, который в ирландском языке имеет собственное название, а мы воспроизводим как оранжевый. Золото для ирландцев всегда было символом солнца — источника тепла и яркого света, которым природа острова не избалована. Именно поэтому было модно сиять, как новогодняя ёлка, украшать себя по максимуму, и отсутствие месторождений золота и золотоносных рек на острове развитию ювелирного дела не мешало.

Из неолита в Ирландии известны либо кусочки меди, либо редкие изделия холодной ковки, золото было настолько редким, что археологи его попросту не нашли. Зато изделий из золота, относящихся к эпохе Бронзы, найдено больше, чем во всей Европе вместе взятой.

Первыми всерьёз занялись изготовлением украшений из ценного металла представители культуры колоколовидных кубков. Они уже научились плавить золото в тиглях, но не владели техникой литья из этого металла — слишком высокая температура для этого нужна, на костре на самом деле не расплавишь (привет Мартину с его «Игрой престолов»). Оставалась штамповка и холодная ковка, и из этой техники мастера выжали всё, что только возможно.

Из золотых украшений чаще всего встречаются простые полоски металла, использовавшиеся в качестве зажимов для волос, в том числе бород, круглые пластины с парными дырочками, которые, по-видимому, нашивали на одежду на манер пуговиц, и застёжки-запонки — полукруглые скобы с дисками на концах. Диски продевали в петли в одежде. Иногда маленькие запонки трактуют как серьги, но тогда это уже клипсы, и долго носить их не получится — от бесконечного сгибания-разгибания даже очень мягкий металл устанет, и вещь потребует дорогостоящего восстановления. Особняком стоят лунулы — полукруглые пластины с ушками на концах.

При всей любви к золоту, ирландцы в эпоху ранней Бронзы не могли себе позволить очень много столь ценных вещей. Гораздо чаще они украшали себя бусами из опять таки импортного балтийского янтаря, хризопраза, который добывали в Пеннинских горах на соседней Британии, и местного кварца, на худой конец — из резной кости.

Янтарные бусы. Как начали в 2300 до н.э. носить, так до средневековья и носили
Янтарные бусы. Как начали в 2300 до н.э. носить, так до средневековья и носили

Стиль пережил создателей и перешёл в средний и даже поздний Бронзовый век, когда новая волна переселенцев подняла ювелирное дело на новый уровень. Собственно, тогда и наступил подлинный расцвет ирландского золота.

Визитная карточка — браслеты, застёжки-воротники, уже известные застёжки-запонки, и диски-кнопки с ответками, которые считают серьгами, но ни одно ухо не выдержит такую тяжесть (да и традиция подобная для индо-европейцев необычна, чай не Полинезия, и серьги вообще в Ирландии не носили ни до, ни после, вплоть до появления англичан).

В
В

Браслетами украшали себя все поголовно, не взирая на пол и возраст, и на запястьях, и выше локтя (армлеты) и на щиколотках. Известны и кольца, примечательно, что их носили не только руках, но и на пальцах ног, благо босиком ходили чаще, чем в обуви. Пряжек не находят, потому что пояс — тонкий тканый кушак, его завязывали.

-5

Именно в это время появляется мужское ожерелье. Как оно называлось, неизвестно, но его носили, не снимая, до смерти, и только что в могилу не клали (потому что вообще ничего не клали, тем более — ценного). Название, которое применяют современные антиквары — торквес, из латыни. Вместе с торквесами в кладах находят их копии настолько маленькие, что ни на одну шею не налезут, а в качестве браслетов — слишком большие. Иногда попадаются просто тонкие золотые прутья, свёрнутые в плотную спираль. Существует предположение, что так использовали золото для денежных расчётов — рубили на вес.

Мода на бусы никуда не делась, но камни в оправе относительно редки — не умели тогда ни огранить толком, ни закрепить, поэтому мастера избегали этих наворотов.

В сложившемся виде традиция шагнула в железный век. Кельты и сами, скорее всего, справлялись, но ювелиры у понаехавших были не того замеса, а местные как понимали заказчика, так и делали, то есть, что умели и как умели.

Но ситуация быстро сломалась: развернулась бойкая торговля, и ювелиры больше в своём соку не варились. Технологии работы с металлом спустя триста-четыреста лет уже не так самобытны, начались бесконечные эксперименты с замкАми изделий, совмещением литья с цепочками, декором и рисунками, начинают тянуть канитель — золотые нити для вышивки, пробуют эмаль, но стилистика остаётся кельтской: бесконечные вариации латенского декора, разбавленные местными орнаментами. Чем больше изделие, тем лучше, поэтому мастера шли на ухищрения: на основу из бронзы крепили тонкую декоративную пластину из золота либо серебра - оно в тренде, а ведь Бронзовый век серебро не жаловал вообще. Одновременно производится много вещей с пониженной пробой — сплавы серебра с золотом и медью, а также разнообразные имитации из оловянистой бронзы, покрытые совсем тонким листовым металлом, почти сусальным золотом, а позже, уже на рубеже средневековья - посеребрённые и позолоченные.

К рубежу Новой эры в Ирландию хлынул импорт, сделанный на заказ в греческих и римских мастерских на потребу варваров — это был особый промысел в городах Республики, а затем и империи. Античные ювелиры, работая на экспорт, ориентировались на вкусы потребителей, но образцы копировали формально и несли отсебятину.

Торквесы меняют внешний вид, отражая новую традицию. Их украшают по всей длине, их головки увеличиваются в размере, могут превращаться в замкИ, их могут соединять цепочками — в общем, кто во что горазд и, главное, их перестают жертвовать воде направо и налево, так что статистика уже не набирается. Торквесы носили головками вниз, к ключицам — как на знаменитой римской статуе гесата, по обычаю ходившего в бой облачённым только в бессмертную славу (даже по такому случаю без ожерелья нельзя, как горцу без папахи). Едва ли ношение торквеса было привилегией воина, но точно было признаком, что человек достиг полных лет. В железном веке совершеннолетий было как бы два — одно в 14, когда можно получить оружие и разрешат жениться, и в 18, когда пора бы бриться начать, усы отращивать, взяться за ум, который, как всем было известно, с бородой прорастает, и озаботиться положением в обществе. Когда именно юноша надевал торквес, вопрос открытый. Среди речных даров попадаются золотые и бронзовые торквесы, слишком тяжёлые для того, чтобы их носить, но впечатлить какого-нибудь бога такой подарок, наверное, мог.

Из украшений были напрочь забыты ирландцами кольца, тем более для пальцев ног. На материке и в Британии этот вид украшений после небольшого перерыва снова вошёл в моду, в Ирландии - нет. Достаточно быстро пропали из обихода застёжки с головками-тарелочками и воротники, а вот броши и булавки расцвели пышным цветом, как и бусы из полых золотых шариков и из солнечного янтаря, и браслеты ирландцы любили по-прежнему.

Теперь о коронах. Их носили, но не как признак власти, а как признак богатства. Их для жертвоприношений изготавливали немного, буквально штучно, корон известно всего несколько, и сделаны они были нарочно, в подарок богам, судя по тому, что их расчленили и искорёжили, то есть умертвили, как ломали или приводили в негодность жертвенное оружие — всё, что цело в тварном мире, в мире ином испорчено и наоборот. Корона живого человека — просто обруч с орнаментом, которым держали в порядке причёску. Люди попроще ленточками и верёвочками обходились.

В целом, вкусы людей Железного века остаются «цыганскими», «дорого-богато», но даже знатные люди не брезгуют бижутерией — украшениями из кожи и меди. Стеклянные бусы носят все, отдельные бусины находят на месте тризн, затоптанными в землю (хоронили тёщу — порвали два баяна). В ходу были и нехитрые поделки из кожи. И такими вещами дорожили, отнюдь не из-за их стоимости. Пример - принесённый в жертву аристократ 3 века до новой эры, возможно, молодой король, отправленный в вечность нагим и безымянным, но с кожаным плетёным армлетом на левом плече.

Кожаный плетёный армлет с медными вставками. Владелец настолько дорожил им, что не снял даже когда шёл на смерть, и это единственная вещь, которую ему оставили жрецы. Так и хранятся в Музее истории Ирландии - останки принесённого в жертву короля и его последнее сокровище.
Кожаный плетёный армлет с медными вставками. Владелец настолько дорожил им, что не снял даже когда шёл на смерть, и это единственная вещь, которую ему оставили жрецы. Так и хранятся в Музее истории Ирландии - останки принесённого в жертву короля и его последнее сокровище.

Ювелирное искусство дохристианской Ирландии — глубокий океан, где каждая вещь заслуживает отдельного рассказа. Постараюсь как-нибудь найти время хотя бы для некоторых.