Найти в Дзене
Записки историка-2

Тяжелый крест генерала Корнилова

Фото: "Яндекс Картинки"
Фото: "Яндекс Картинки"

Имя Лавра Георгиевича Корнилова известно всем. Борец с большевиками, один из главных создателей Добровольческой армии, храбрый офицер, пользовавшийся у подчиненных непререкаемым авторитетом.

Он родился в 1870 году в Усть-Каменогорске в семье казака Сибирского войска. Отец Корнилова был женат на Прасковье Хлыновской, в предках которой значились как поляки, так и алтайские калмыки. Именно этим можно объяснить восточный тип лица Лавра Георгиевича.

Корнилов с детства выбрал для себя военную карьеру и в 13 лет поступил в Сибирский кадетский корпус. Там он стал одним из лучших учеников, преподаватели отмечали его старательность, прилежание и желание учиться. Затем было Михайловское артиллерийское училище, после которого его произвели в подпоручики.

Карьера складывалась как нельзя лучше, и через некоторое время Лавр Георгиевич окончил Академию Генерального штаба, после чего его отправили служить в Туркестан. Там он, помимо службы, совершил ряд разведывательных экспедиций по территории Афганистана, Туркестана и Персии. По следам путешествий Корнилов написал книгу «Кашгария, или Восточный Туркестан».

В русско-японской войне Корнилов отличился, возглавив штыковую атаку и выведя свою бригаду из окружения, после чего его произвели в полковники. А накануне первой мировой войны Лавр Георгиевич служил в Китае военным агентом и даже завел дружбу с молодым Чан Кайши. Корнилов считал, что Российская Империя и Китай должны быть хорошими союзниками.

На фронтах Первой Мировой войны Корнилов храбро сражался в Карпатах и Галиции и нередко лично возглавлял атаки. Подчиненные его обожали, а генерал Брусилов удивлялся, что Корнилов не жалеет солдат и офицеров в атаках, а они все равно буквально боготворят его. Со своей «Стальной дивизией» Лавр Георгиевич спас от полного разгрома 3-ю армию, однако генерал Цуриков требовал наказать полковника за большие потери и безрассудство. Но командующий Западным фронтом генерал Иванов защитил своего подчиненного.

Однако храбрость Корнилова сыграла с ним злую шутку — во время одного из боев он попал в плен к австрийцам. Но храбрый офицер не смирился с этим и с третьей попытки сумел бежать, а Николай Второй наградил его орденом Святого Георгия.

Корнилов ненавидел разброд и шатание, в его частях не было солдатских комитетов, он установил железную дисциплину. Наверное, именно поэтому после Февральской революции именно Корнилов был назначен командующим Петроградским округом.

Но до этого произошел эпизод, бросающий тень на блестящую карьеру Лавра Георгиевича. Именно Корнилов объявил императрице Александре Федоровне, что она вместе с дочерями арестована. Сторонники Корнилова утверждают, что генерал вел двойную игру с целью обезопасить царскую семью и разыграл сцену формального ареста, но факт остается фактом. Впрочем, сама императрица заявила, что ей намного приятнее, что об аресте объявил именно Корнилов, а не кто-то из представителей новой власти. А Корнилов в узком кругу сослуживцев выражал сожаление, что на него была возложена эта миссия. Но монархисты осуждали Лавра Георгиевича за этот неоднозначный поступок.

Корнилов был жестким человеком и хаос, в который погружалась страна, неминуемо привел к конфликту между генералом и главой временного правительства. Корнилов решил сместить Керенского и восстановить порядок в стране. Этому решению поспособствовало его назначение Верховным главнокомандующим.

Войска Корнилова шли на Петроград, а Керенский заявил о мятеже со стороны генерала. Однако Корнилов в своем воззвании подчеркнул, что не хочет проливать братскую кровь и позволил арестовать себя генералу Алексееву, который стал начальником штаба при Керенском, взявшем на себя роль Главковерха. А Лавра Георгиевича и еще нескольких генералов отправили в Быховскую тюрьму.

Однако уже после октябрьского переворота генерал Духонин отпустил всех арестованных генералов, за что поплатился жизнью. А Корнилов начал прорываться на Дон с Текинским полком. После прибытия в Новочеркасск именно Лавр Георгиевич занялся формированием Добровольческой армии.

А потом был легендарный «Ледяной поход» во время которого корниловцы не брали пленных — по воспоминаниям участников этой операции именно Корнилов отдал такой приказ. Справедливости ради, надо добавить, что в тех тяжелейших условиях Добрармии некуда было девать пленных, белогвардейцы не могли оставлять у себя в тылу живых врагов. Не последнюю роль в таком решении сыграли и расправы, которые устраивали над пленными корниловцами красноармейцы.

Но Лавр Георгиевич недолго командовал Добровольческой армией — 31 марта 1918 года он погиб во время штурма Екатеринодара. Как писал впоследствии генерал Деникин, граната попала в дом, и Корнилов погиб от взрыва.

Гроб с телом генерала захоронили в селе Гначбау, но красноармейцы, после занятия этого населенного пункта, случайно нашли его, отвезли в Екатеринодар и сожгли. Из-за этого вдова Лавра Георгиевича обвинила впоследствии Деникина и Алексеева, что они не вывезли тело командующего и отдали его на поругание. Она даже отказалась присутствовать на панихиде по погибшему мужу. Супруга Лавра Георгиевича пережила его всего лишь на полгода, ее похоронили недалеко от места, где был убит генерал.

Генерал Корнилов — фигура противоречивая и неоднозначная. Но сейчас мы можем сказать, что он честно сражался за свои взгляды и убеждения и как настоящий офицер нашел свою смерть в бою.