Найти тему
История России

Беременность и роды в Российской империи нового времени.

Супружество в эпоху Нового времени считалось неотделимым от рождения детей. Ломоносов писал: "Первые после женитьбы лета проходят бесплодны, следовательно, такое супружество не супружество". Некоторые дворянки беременели по 15-22 раза в жизни, но из-за распространенности выкидышей и мертворождений, до взрослых лет доживали лишь немногие дети.

Запрограммированность жизни женщины на череду повторяющихся беременностей, стереотипное восприятие их как единственно возможной женской судьбы потенциально содержат в себе обесценивание этого состояния, которое рассматривалось как не значимое. Моральные и социокультурные каноны ориентировали женщин на беременность как смысл женского существования.

 

Для женщины, у которой есть хотя бы один ребенок, полагалось немыслимым заниматься самообразованием. Чтение или учение замужней дамы, да еще и с ребенком крайне порицалось в обществе.

Возраст первородящих женщин в конце XVIII - начале XIX века составлял в среднем 18 лет.

В XVII –XVIII веках беременность не рассматривалась как повод к изменению своего образа жизни, дворянки продолжали туго затягиваться в корсеты, употребляли алкоголь, танцевали на балах, путешествовали, постились. А вот в XIX-XX веках отношение к беременности значительно трансформировалось и стало сопрягаться со множеством ограничений.

Женщины ненавидели свое беременное тело. Оно представлялось омерзительным, уродливым. Дамы старались не появляться на публике в положении, чтобы не смущать окружающих. Беременного тела принято было стыдиться и скрывать как можно дольше времени. В одно время даже велись серьезные дискуссии в обществе об уместности беременных учительниц.

 

Беременность считалась постыдной, поэтому женщин не запечатлевали в положении. Это сохранилось и до наших дней, когда многие женщины не фотографируются в состоянии беременности. Вспомните, есть ли у ваших мам и бабушек беременные фотографии.

Роды рассматривались как состояние пограничное между жизнью и смертью, исход их всегда представлялся неясным. Женщины и их родственники были морально готовы к тому, что роженица может умереть в родах.

B XVII веке жен незадолго до родов мужья «поручали» матерям, сестрам, свекровям под постоянный присмотр и помощь. Женщина буквально переезжала в другой дом, пока не родит там дитя.

Так как точно установить дату родов не представлялось возможным, женщины начинали кипятить много воды за недели до родов, чтобы чистая вода была готова к моменту родов.

Беременные женщины воспринимались докторами как больные, инвалиды, этому способствовало то, что очень часто, вплоть до первой половины ХХ века, женщины умирали от осложнений в родах. К беременности и родам вплоть до недавнего времени относились как к патологии. Именно обострение подобного отношения к родовспоможению поспособствовало тому, что во второй половине XX века возникло движение "за естественные роды", а также тенденция домашних родов.

Распространение анестезии в родах стало возможным лишь тогда, когда произошла десакрализация родовогс акта и снижение авторитета церкви, которая защищала тезис о необходимости женщинам безропотно переносить родовую боль. Пытаться обезболить женщину в родах считалось грехом. Первым серьезным обезболивающим в родах был хлороформ. До этого повитухи для облегчения болей натирали живот теплым маковым маслом или прикладывали к животу теплую фланель. Для облегчения боли и ускорения родов в разных губерниях существовали свои способы.

Например: развязывали узлы, давали роженице дуть в бутылку, жевать свои косы, есть хлеб с вшами, пить мыльную воду, нюхать табак, париться на печке. Эсты били жен розгами, чтобы боль от порки отвлекала ее от родовой боли.

Поза для родов строго регламентировалась для дворянок, они могли рожать только лежа на спине, в то время как крестьянки рожали так, как им удобно.

Вообще за роженицами не признавалось право на собственное волеизъявление и активное поведение в родах.

Женщине в родах отводилась лишь пассивная, инструментальная роль.

Акушеры консультировались по всем вопросам, касаемым родового процесса, с мужьями или отцами рожениц.

Чем выше был статус роженицы, тем более пассивное участие в собственных родах ей предписывалось и большему репрессирующему воздействию она подвергалась.

Слабые новорожденный и роженица оказывались в опасности подхватить болезнь, вследствие того, что сразу после родов мать и ребенка навещали все родственники, знакомые и соседи.

До официального появления докторов-акушеров повивальные бабки брали на себя проведение операций, в том числе кесарева сечения. В их арсенале на такой случай были лишь: коровье масло, нити, ножницы, вино, сахар, чистая вода.

Женщины крайне редко выживали после операции кесарево сечение (даже если ее проводили профессиональные врачи в больницах). Смертность составляла примерно 70-80%.

Самая главная причина смерти от кесарева состояла в технологии операции, при которой врачи не считали нужным зашивать иссеченную матку и брюшную полость, а только кожу.

Хирурги считали, что внутренние органы способны сами соединяться. Женщины умирали от кровоизлияний и сепсиса. 

Операцию «кесарское сечение» до 1870-х гг. производили чаще всего на мертвых женщинах, потом, когда ее стали практиковать на живых, от операции умирали до 80% рожениц.

Некоторые врачи практиковали удаление матки во время операции, это способствовало большей выживаемости рожениц. 

Мало, кто хотел обучаться на врача-акушера, так как в народе такой доктор совершенно не вызывал доверия, большим авторитетом пользовались именно повивальные бабки.

Участие доктора роженицы и их близкие считали бесполезным. Зачастую беременные даже не давали докторам себя осмотреть. Повивальные бабки считались опытнее профессиональных врачей, им больше доверяли, однако оценивался труд «бабки» очень низко - 40-45 рублей в год в провинциях и 90-100 рублей в столицах. К примеру, мужчины-врачи получали за свою работу 300-600 рублей. Женщин не приставляли к госнаградам, в то время как врачи-мужчины за стаж получали ордена.

В то время, как за границей мужьям не принято было присутствовать на родах жен, в России это считалось не только нормой, но и предпочтительным и называлось «сознательным отцовством». Мужья зачастую помогали всем, чем могли, поддерживали рожениц, массировали их спины и конечности, а также молились. В странах Западной Европы и США мужчины получили доступ к родам своих жен лишь (спустя 100 лет!

В селе сексуальная активность населения напрямую зависела от полевых работ. Зачатие происходило в те периоды, когда крестьяне не загружены посевом и сбором урожая. Естественно, образ жизни беременной или только что родившей селянки никак не менялся, она продолжала заниматься тяжким трудом вплоть до наступления схваток.

В крестьянской среде не принято было рожать в доме, для этого выбирали нежилое помещение или улицу (хлев, баня, конюшня, подполье, клеть, сенокос, молотьба, лес).

У разных народностей имелись свои родовые обычаи, например когда муж имитирует страдание от схваточных болей, чтобы перетянуть на себя часть боли жены, либо совершает определенные ритуальные действия (кричать, перепрыгивать через препятствие), либо съесть смесь горчицы, перца, хрена, соли, пшена и сахара.

Российская империя занимала лидирующую позицию по уровню 2 детской смертности среди стран Европы. В конце XIX века 25% * новорожденных умирали, до года не доживали до 50% детей.

Если младенец рождался слабым, его поили вином и давали сахар, чтобы он мог окрепнуть.