Найти в Дзене
Сервисный Моделист

Зачем автомобилю рама? Какие рамы бывают? Стройка УАЗ-469 в масштабе 1/35. Часть 2

Доброго дня! Я продолжаю постройку УАЗ-469 в масштабе 1:35 от "Звезды". В прошлой статье я писал о сборке силового агрегата с двигателем УМЗ. В этой части я собираю раму, трансмиссию и ходовую часть, а также устанавливаю на нее силовой агрегат. Для начала, посмотрим, как выглядит оригинал: Как видно из иллюстрации рама состоит из двух продольных лонжеронов с наваренных на них кронштейнами, а также из поперечин, соединяющих лонжероны в раму. При сборке помимо поперечин сразу крепиться и силовой агрегат - двигатель с коробкой передач и раздаточной коробкой. Итоговый результат ниже: Если сравнить схему на иллюстрации и фото - видно, что степень копийности на высоком уровне. В процессе сборки остова автомобиля - я начал вспоминать, а какие варианты каркаса, остова автомобиля существуют? Для начала, стоит отметить, что несущая система автомобиля (то, к чему крепятся все элементы ходовой части, трансмиссии, двигатель и т.д.) бывает двух типов: 1) несущая или безрамная. В такой схеме сам к
Пока выходной и дети в садике, надо строить)
Пока выходной и дети в садике, надо строить)

Доброго дня!

Я продолжаю постройку УАЗ-469 в масштабе 1:35 от "Звезды". В прошлой статье я писал о сборке силового агрегата с двигателем УМЗ.

В этой части я собираю раму, трансмиссию и ходовую часть, а также устанавливаю на нее силовой агрегат.

Для начала, посмотрим, как выглядит оригинал:

Рама УАЗ-469. 1 — основание для кронштейнов рессор передка; 2 — первая поперечина;
3—продольные лонжероны; 4 и 7 — кронштейны крепежа мотора; 5 — усиление продольных лонжеронов; 6 — передние кронштейны крепления кузова; 8 — вторая поперечина; 9 — кронштейны крепления кузова посередине; 10 — третья поперечина; 11 — кронштейны крепления кузова на задке; 12— четвертая поперечина; 13 — пятая поперечина; 14 — основание для кронштейнов рессор задка; 15 — кронштейны, в которых крепятся задние амортизаторы; 16 — кронштейны неподвижных концов рессор передка; 17 — кронштейны; 18 — кронштейны крепления оперения кузова.
Рама УАЗ-469. 1 — основание для кронштейнов рессор передка; 2 — первая поперечина; 3—продольные лонжероны; 4 и 7 — кронштейны крепежа мотора; 5 — усиление продольных лонжеронов; 6 — передние кронштейны крепления кузова; 8 — вторая поперечина; 9 — кронштейны крепления кузова посередине; 10 — третья поперечина; 11 — кронштейны крепления кузова на задке; 12— четвертая поперечина; 13 — пятая поперечина; 14 — основание для кронштейнов рессор задка; 15 — кронштейны, в которых крепятся задние амортизаторы; 16 — кронштейны неподвижных концов рессор передка; 17 — кронштейны; 18 — кронштейны крепления оперения кузова.

Как видно из иллюстрации рама состоит из двух продольных лонжеронов с наваренных на них кронштейнами, а также из поперечин, соединяющих лонжероны в раму.

Лонжероны модели с уже прикрепленными рессорами и перекладины
Лонжероны модели с уже прикрепленными рессорами и перекладины

При сборке помимо поперечин сразу крепиться и силовой агрегат - двигатель с коробкой передач и раздаточной коробкой. Итоговый результат ниже:

Задняя часть рамы с уже прикрепленными усилителями и прицепным крюком
Задняя часть рамы с уже прикрепленными усилителями и прицепным крюком
Рама с установленным силовым агрегатом - вид спереди справа по ходу движения
Рама с установленным силовым агрегатом - вид спереди справа по ходу движения
Рама с установленным силовым агрегатом - вид сзади слева по ходу движения
Рама с установленным силовым агрегатом - вид сзади слева по ходу движения
Рама с установленным силовым агрегатом - вид сверху
Рама с установленным силовым агрегатом - вид сверху

Если сравнить схему на иллюстрации и фото - видно, что степень копийности на высоком уровне.

В процессе сборки остова автомобиля - я начал вспоминать, а какие варианты каркаса, остова автомобиля существуют?

Для начала, стоит отметить, что несущая система автомобиля (то, к чему крепятся все элементы ходовой части, трансмиссии, двигатель и т.д.) бывает двух типов: 1) несущая или безрамная. В такой схеме сам кузов автомобиля воспринимает все нагрузки от элементов ходовой части и остальных систем. Жесткость при этом обеспечивается оребрением панелей кузова и полостями в них В свою очередь несущие кузова разделяют по виду разделения нагрузки (несущее основание и несущий корпус) и по замкнутости силового контура (замкнутые - крыша также является силовым элементом и разомкнутые - крыша не является несущей); 2) рамная несущая система. О ней немного подробнее.

Рама - самый старый тип остова автомобиля. Позаимствован такой тип остова был из железнодорожного транспорта, а не от конных экипажей, т.к. во втором случае экипаж имел несущую конструкцию из-за небольшого перевозимого веса.

С течением времени и развития автомобильной промышленности появилось большое количества вариаций на тему рамной несущей системы автомобиля.

  • Лонжеронная или лестничная рама (у нашего УАЗ 469 как раз такая).

Состоит из двух продольных лонжеронов, соединенных между собой поперечинами

Лонжеронная рама Ford Super Duty. Видны продольные лонжероны, семь перекладин. Отчетливо видны кронштейны для крепления кузова и элементов подвески.
Лонжеронная рама Ford Super Duty. Видны продольные лонжероны, семь перекладин. Отчетливо видны кронштейны для крепления кузова и элементов подвески.
  • Периферийная рама - разновидность лонжеронной. главное отличие - форма лонжеронов, которые изогнуты так, что в средней своей части выходят за габариты кузова автомобиля. Кузов автомобиля при этом с несущим основанием, т.к. перекладины не смогут обеспечить достаточной жесткости кузова. Такой вид рамы имеет ряд достоинств: 1) возможность размещения пола автомобиля непосредственно между лонжеронами, что при равном клиренсе с автомобилем с обычной лонжеронной рамой сделает автомобиль ниже, что облегчает посадку в автомобиль. 2) большая безопасность при боковом ударе
Шасси с периферийной рамой
Шасси с периферийной рамой
  • Хребтовые и вильчато-хребтовые рамы

Весьма своеобразная конструкция, в которой центральный элемент каркаса (хребет) представляет собой полую трубу, которая соединяет на себе все элементы силового агрегата и трансмиссии. Подвеска такого автомобиля, как правило, независимая, реализованная посредством качающихся полуосей.

Главный плюс такой конструкции - очень высокая крутильная жесткость. Благодаря этому свойству хребтовые рамы нашли свое применение в грузовиках повышенной проходимости.

Разновидность хребтовых рам - вильчато-хребтовые рамы - отличаются тем, что оконцовки хребта имеют раздвоенный хвостовик, к которому крепятся элементы независимой подвески - рычаги.

Tatra-815. Именно инженеры Татры и придумали такую конструкцию
Tatra-815. Именно инженеры Татры и придумали такую конструкцию
  • Х-образная рама

Данный тип основания - что-то среднее между лонжеронным типом и вильчато-хребтовым. От лонжеронной рамы устройство - два лонжерона, проходящие вдоль кузова автомобиля. Но изогнуты они в средней по длине части к середине. Причем расстояние посредине остается настолько небольшое, что хватает расстояния только на карданный вал. При этом на расширенной передней и задней частях крепятся двигатель и коробка передач и мост с подвеской соответственно.

Х-образная рама
Х-образная рама
  • Пространственная рама

Пространственная рама - отголосок авиатехники в автомобилестроении. Такая рама представляет собой сваренную из труб ферму, на которую крепятся элементы автомобиля и обшивка. Такая рама легкая и жесткая. Такие свойства сделали пространственную раму основой для спортивных автомобилей.

Пространственная рама самодельной реплики Caterham
Пространственная рама самодельной реплики Caterham
  • Интегрированная рама. По сути - это вариант исполнения рамного кузова. В этом случае - лонжероны и поперечины рамы жестко (как правило сварным швом) соединены с кузовом автомобиля.
Интегрированная рама Сузуки Гранд Витара (на схеме выделена красным)
Интегрированная рама Сузуки Гранд Витара (на схеме выделена красным)

Итак, вспомнив немного об устройстве шасси автомобиля, продолжу сборку модели.

К подсобранной раме с силовым агрегатом креплю мосты с карданными валами, амортизаторы:

Передний мост
Передний мост
Задний мост
Задний мост
Задний мост установлен на раму
Задний мост установлен на раму
И передний мост
И передний мост

После установки на место мостов наша подсборка уже не просто рама с мотором, а шасси.

Вот итог:

Вид на шасси сзади
Вид на шасси сзади

Для дальнейшего удобства сборки и оформления модели, собранное шасси сразу загрунтовал для дальнейшей окраски. Грунт аэрозольный, модельный от Mr. Hobby

Загрунтованная рама ждет окраски и везеринга
Загрунтованная рама ждет окраски и везеринга

В следующий раз начну собирать кузов, отчет будет здесь же)

Спасибо за прочтение!

Начало стройки: