Найти тему

Мартин Лютер: монах, боровшийся с Папой

…Молодой монах напряженно смотрел в темноту. В ней ничего не было, но что-то темное скрывалось внутри него самого. Он хорошо знал, что это – грех…

Родители будущего церковного реформатора Мартина Лютера, как и их родители, были крестьянами, но вскоре после его рождения они переехали в город Мансфельд. Отец, Ганс Лютер, устроился работать на медный рудник. Спустя некоторое время он приобрел некоторое состояние и даже долю в шахтерском бизнесе. Получил и влияние – заседал в городском магистрате.

«Родители мои, - писал позже Мартин, - держали меня сурово, отчего я и сделался робким». Впрочем, он понимал, что это не было следствием черствости души родителей: «Побуждения их были прекрасны; но они не умели различать особенностей характера, с которыми всегда должны быть соразмеряемы и наказания».

Его отец во что бы то ни стало хотел видеть сына доктором юриспруденции. В семь лет Мартина записали в местную школу, где он научился письму, чтению, пению и основным молитвам. Там царили те же представления о воспитании, что и дома, и тогда в мальчике поселилось ощущение собственной греховности.

Мартин Лютер (портрет кисти неизвестного художника)
Мартин Лютер (портрет кисти неизвестного художника)

К 14 годам Лютера отправляют в францисканскую школу Магдебурга. Увы, и там оказалось не лучше. Позже он сравнит эти годы с чистилищем и адом. Но Бог, как известно, любит Троицу – и школа в Эйзенахе, куда потом отправился Мартин, приятно его удивляет: там к нему стали относиться по-человечески. По-видимому, столь разительный контраст связан с влиянием гуманистов. Прожитые там три года дали Лютеру гораздо больше, чем все предыдущие.

Живущие в бедности ученики часто подрабатывали пением под окнами горожан. И вот однажды Урсула Котт, супруга состоятельного торговца, приметила Мартина и пригласила его к себе в дом – сначала отдохнуть и обогреться, а затем и жить. Лютер не просто нашел выход из щемящей бедности, но и обрел веру в людей. Тогда же пришла любовь к музыке, которую он пронесет через всю свою жизнь.

Ганс и Маргарита Лютер, родители Мартина (портреты кисти Л. Кранаха-старшего)
Ганс и Маргарита Лютер, родители Мартина (портреты кисти Л. Кранаха-старшего)

А после был университет – один из лучших в Германии – который, однако, Лютер позже будет вспоминать не иначе как «пивную и бордель». Неудивительно – студенты в те времена отличались особенно бурным нравом. Впрочем, у юноши получается сосредоточиться на учебе: схоласты и античная классика, дебаты и сочинения, и главное – блаженный Августин… В 1505 году Лютер становится бакалавром свободных искусств и, наконец, начинает изучать юридические науки.

В этот период он впервые полностью прочитывает Библию. Трудно поверить, но постоянно находившийся в монашеском окружении Лютер ранее видел только отрывки Писания – считалось, что полностью читать его мирянам не обязательно и даже вредно. Случившееся произвело на него сильное впечатление. Как и случайная реплика одного из товарищей, решившего подбодрить Лютера во время болезни: «Не беспокойся, любезный бакалавр! Ты еще станешь великим мужем!»

Здания Виттенбергского университета (фото из Википедии)
Здания Виттенбергского университета (фото из Википедии)

Будущий великий муж в это время сильно страдал от страха перед Богом. Позже он вспомнит, что утерял тогда связь со Спасителем. Но теология представляется Лютеру более весомой наукой, чем юриспруденция. И вот, став магистром, Мартин, к ужасу ожидавших начала его блестящей карьеры родителей, становится монахом-августинцем. Говорят, что на это его подвигло случайно вырвавшееся во время удара молнии обещание. Но на самом деле Лютера вела к этому его судьба. А отец, который уже строил планы на свадьбу старшего сына, долго не мог простить Мартину его выбор.

В 1508 году Лютер, получив степень доктора наук, читает лекции в университете Виттенберга. Тремя годами позднее он отправляется в Рим по делам ордена – и увиденное там разгульное роскошество папского двора неприятно поражает его.

В 1512 году он уже профессор теологии и монах, добросовестно живущий по уставу. Но старые страхи не оставляют его: «Я снова и снова каялся… Чем больше я пытался излечиться, тем сильнее смятение и беспокойство овладевали мной». Облегчение приходит сквозь пристальное, медитативное изучение Библии. Исследователи отмечают, что, сравнивая лекции Лютера с промежутком в несколько лет, хорошо видно, насколько углубилось его понимание Писания. Именно тогда в нем окончательно сформировался главный принцип: спасение через веру, а не через обряды. Вскоре Лютер с гордостью заметил, что в стенах университета «его теология» вытесняет Аристотеля и схоластов.

В это время развернулась торговля папскими индульгенциями – документами, которые даровали благодать душам, попавшим в чистилище. Лютер протестует против этой практики – спасение может быть приобретено только личным покаянием, а не монетой! Он составляет (по собственному признанию, идея пришла к нему во время посещения уборной) знаменитые 95 тезисов, которые отправляет архиепископу Майнскому. Прибивал ли он их к церковным дверям, как гласит легенда, на самом деле – вопрос спорный.

Нужно заметить, что в протесте изначально не было противостояния Папе. Больше того – Лютеру не нравилось, что его считают лидером антипапского движения. Но процесс уже был запущен – его поддержали влиятельные немецкие князья, стремившиеся освободиться из-под влияния Ватикана. Да и в народе стала расползаться смута. А в Риме все строже смотрели на виттенбергского теолога.

Нарастающее давление со стороны церковных иерархов заставляло Лютера защищаться. И вот он ищет в Писании основания для сомнений в объеме папской власти. Но главным толчком в сторону радикализации стало знакомство с профессором Иоганном Экком, блестящим полемистом. Именно в спорах с ним Лютер впервые положительно отозвался о Яне Гусе, сожженном чешском еретике. Понимая, что этого Папа уже не простит, Лютер начал произносить речи и печатать памфлеты в куда более вызывающем тоне.

В 1520 году Лютера отлучают от Церкви – но ему это уже неважно. Он принародно сжигает папскую буллу вместе с декретами и книгами канонического закона. После этого даже император Карл V не смог заставить упрямца отречься. Над Лютером нависла серьезная угроза. Его благодетель, курфюрст Фридрих Саксонский, организовал ложное похищение – на самом деле Мартина просто перевезли в Вартбург. Именно там, по легенде, он бросил чернильницу в посетившего его дьявола. Точно известно, что тогда Лютер испытывал упадок сил и прилив сомнений. Но вскоре он оправился и снова стал писать памфлеты, сочинять гимны и даже перевел Библию на немецкий язык.

Между тем, в Виттенберге упрощались литургии, перераспределялись церковные доходы, а иногда даже разрушались алтари. Лютер порицал насилие, но остановить смуту было уже невозможно. Князья стремились приобрести как можно больше власти, что было удобно делать под лозунгами национально-религиозного объединения. А крестьяне поднимали восстания. Во время одного из них граф Хелфенштайн был зверски убит на глазах своей семьи. Пришедший в ярость Лютер выпустил трактат «Против убийственных и грабящих орд крестьян». Все это подрывало его веру в собственное дело.

И все же он продолжал его: занимался церковной реформой - «освобождал» монахов, перевел литургию на немецкий, сформировал большой и малый катехизисы для простых людей. Одна из расстриженных монахинь стала его женой – довольно властной, но горячо любящей. Лютер того периода – счастливый отец семейства.

Через три поколения начнется страшная и кровавая Тридцатилетняя война между католиками и протестантами.

А Лютер умер в 1546 году, в возрасте 62 лет. С одной стороны – его наследием стали ужасные религиозные войны, с другой – традиции грамотности и трудолюбия. А в истории навсегда останется образ сильного и страстного, но добродушного богослова, ради своих идеалов отвергающего любые блага и презирающего опасности.

Богдан Виноградов